УТВЕРЖДЕННАЯ
ГРАМОТА ВЕЛИКАГО
МОСКОВСКАГО СОБОРА
ВО
ИМЯ ОТЦА и
СЫНА и
СВЯТАГО ДУХА
УТВЕРЖДЕННАЯ
ГРАМОТА
ВЕЛИКАГО
ВСЕРОССIЙСКАГО
СОБОРА въ
МОСКВѢ
ЦЕРКОВНАГО
И ЗЕМСКАГО, 1613
ГОДА,
О
ПРИЗВАНIИ НА
ЦАРСТВО
МИХАИЛА
ѲЕОДОРОВИЧА
РОМАНОВА
Послалъ
Господь Свой Святый
Духъ въ
сердца всѣхъ
православныхъ
христiанъ,
яко едиными
усты вопiяху,
что быти на
Владимiрскомъ
и
Московскомъ
и на всѣхъ
Государствахъ
Россiйскаго
Царства, Государемъ,
Царемъ и
Великимъ
Княземъ всея
Россiи
Самодержцемъ,
Тебѣ, Великому
Государю Михаилу
Ѳеодоровичу.
Цѣловали
всѣ
Животворный
Крестъ и
обѣтъ дали,
что за
Великаго
Государя,
Богомъ почтеннаго,
— Богомъ
избраннаго и
Богомъ
возлюбленнаго,
Царя и
Великаго
Князя
Михаила Оеодоровича,
всея Россiи Самодержца,
за
Благовѣрную
Царицу и
Великую Княгиню,
и за ихъ
Царскiе Дѣти,
которыхъ Имъ,
Государямъ,
впредь Богъ
даетъ, души
свои и головы
положити и
служити имъ,
Государямъ
нашимъ вѣрою
и правдою, всѣми
душами
своими и
головами.
И иного
Государя,
мимо
Государя
Царя и Великаго
Князя
Михаила
Ѳеодоровича,
всея Россiи
Самодержца; и
Ихъ Царскихъ
Дѣтей,
которыхъ Имъ
Государямъ
впредь Богъ
даетъ, искати
и хотѣти
иного
Государя изъ
какихъ людей
ни буди, или
какое лихо
похочетъ учинити;
то намъ
боярамъ, и
окольничьимъ,
и дворянамъ и
приказнымъ
людямъ, и
гостемъ, и
дѣтямъ
боярскимъ, и
всякимъ
людямъ на того
измѣнника
стояти всею
землею за
одинъ.
Прочтоша
сiю
Утвержденную
Грамоту на
Великомъ
Всероссiйскомъ
Соборѣ, и
выслушавъ на большее
во вѣки
укрѣпленiе —
быти такъ во
всемъ потому,
какъ въ сей
Утвержденной
Грамотѣ
писано. А кто
убо не
похощетъ
послушати сего
Соборнаго
Уложенiя, его
же Богъ
благослови; и
начнетъ
глаголати
ино, и молву
въ людяхъ
чинити, то
таковой, аще
отъ
священныхъ чину,
и отъ Бояръ,
Царскихъ
синклитъ, и
воинскихъ,
или инъ кто
отъ простыхъ
людей, и въ
какомъ чину
не буди; по
священнымъ
правиламъ св.
Апостолъ, и
Вселенскихъ
седми Соборовъ
— св. Отецъ, и
Помѣстныхъ; и
по Соборному
Уложенiю
всего
изверженъ
будетъ, и отъ
Церкви Божiей
отлученъ, и
Святыхъ
Христовыхъ Таинъ
прiобщенiя;
яко
раскольникъ
Церкви Божiей
и всего
православнаго
христiанства,
мятежникъ и
разоритель
Закону Божiю,
а по Царскимъ
Законамъ
месть
воспрiиметъ;
и нашего
смиренiя и
всего
освященнаго
Собора, не
буди на немъ
благословенiя
отъ нынѣ и до вѣка.
Да будетъ
твердо и
неразрушимо
въ
предъидущiя
лѣта, въ роды
и роды, и не
прейдетъ ни
едина черта
отъ
написанныхъ
въ ней.
А на
Соборѣ были
Московскаго
Государства изо
всѣхъ
городовъ
Россiйскаго
Царства, власти:
митрополиты,
епископы и
архимандриты,
игумены,
протопопы и
весь
освященный
Соборъ. Бояре
и окольничiе,
чашники и
стольники и
стряпчiе,
думные
дворяне и
дiяки и
жильцы. Дворяне
большiе и
дворяне изъ
городовъ.
Дiяки изъ
приказовъ.
Головы
стрѣлецкiе, и
атаманы
казачьи,
стрѣльцы и
казаки
торговые и
посадскiе и
великихъ
чиновъ всякiе
служилые и
жилецкiе
люди;
и изъ
всѣхъ
городовъ,
всего Россiйскаго
Царства
выборные
люди.
Своеручные
подписи:
(слѣдуетъ
больше
восьмидесяти
подписей, причемъ
подисывались
только
грамотные).
А
уложена и
написана
бысть сiя
Утвержденная
Грамота за
руками и за
печатьми
Великаго
Государя
нашего Царя и
Великаго
Князя
Михаила
Ѳеодоровича
всея Россiи
Самодержца,
въ
царствующемъ
градѣ Москвѣ,
въ первое
лѣто
царствованiя
его, а отъ
сотворенiя
мiра 7121-го.
Вотъ
откуда пошла
сила Великой
Россiи, которая
за триста
лѣтъ управленiя
Царями изъ
Дома
Романовыхъ
превратилась
въ самое
большее
государство
въ мiрѣ —
оплотъ
Святой
Православной
Вѣры Христовой
на землѣ. Эта
сила послана
намъ свыше —
отъ Господа
Бога по вѣрѣ
русскаго
народа и его
славныхъ и
законныхъ
представителей,
собравшихся
на
Церковно-Земскiй
Соборъ послѣ
освобожденiя
Москвы отъ
поляковъ и
послѣ прекращенiя
страшной смуты,
разорявшей
наше Царство.
“Сiя есть
побѣда,
побѣдившая
мiръ — Вѣра
наша”.
Черезъ
истинную
свою
Православную
Вѣру русская
земля,
омывшись
слезами покаянiя,
удостоилась
дивнаго чуда
— установленiя
отъ Бога
Самодержавной
Царской
власти.
Смотрите
какъ это
случилось:
все духовенство,
бояре, купцы,
войско, всѣ
сильные земли
и простой
народъ —
единогласно
умоляли двѣнадцатилѣтняго
отрока
Михаила,
беззащитнаго
и слабаго, у
котораго
отецъ былъ во
вражескомъ
плѣну, а мать
спаслась въ
монастырѣ, — умоляли,
чтобы онъ
принялъ
Царство и
властвовалъ
надъ ними
самодержавно;
а при этомъ клялись
и жизнь свою
положить за
него и за его
потомство, —
принесли
страшную
клятву за будущiя
поколѣнiя
русскаго
народа.
Это
событiе —
воистину
славное чудо,
одно изъ
самыхъ
рѣдкихъ въ
исторiи всѣхъ
народовъ. Оно
сохранило
полную свою
силу и до
нашихъ дней.
Москва —
Русское
Православное
Царство —
есть третiй
Римъ. “Два убо
Рима падоша,
четвертому
же не быти”, —
такъ
предсказали
святые
русскiе
подвижники.
Черезъ это
чудо наши
Цари и
Императоры
управляли
Россiей воистину
Божiей
милостiю, и
прославили
государство
великими
побѣдами
надъ врагами,
а народу
обезпечили
миръ и
благоденствiе.
О послѣднемъ
свидѣтельствуетъ
св. Серафимъ
Саровскiй,
видѣвшiй,
какъ молитвы
православнаго
русскаго
народа
возносились
къ небу
подобно
облакамъ
дыма. И
крѣпка была
наша Русь
своею
Православною
Вѣрою и
любовною преданностiю
Миропомазаннымъ
Самодержавнымъ
Царямъ. Къ
такой вѣрѣ и
преданности
Царю призывали
народъ всѣ
наши святые,
въ ихъ числѣ
и послѣднiй
великiй
свѣточъ
Христовъ —
Iоаннъ Кронштадтскiй,
который
училъ, что
Царь, какъ принявшiй
власть отъ
Бога, долженъ
быть только
Самодержавнымъ.
“Торжественная
и вмѣстѣ
страшная
грамота, —
пишетъ
современный
намъ русскiй
афонскiй
подвижникъ о.
Ѳеодосiй, — ею
клятвенно
связаны съ
Царями изъ
Дома
Романовыхъ
не только
сами предки,
составители
ея, но и всѣ мы,
потомки ихъ,
до скончанiя
Царской
Династiи.
Многiе
угодники Божiи
не только
новозавѣтные,
но и ветхозавѣтные
хранили
обѣты, данные
за нихъ
прежде рожденiя
родителями
ихъ; это
обязываетъ и
насъ къ тому
же.
Соблюденiе
сего обѣта,
даннаго за
насъ
клятвенно
нашими
предками, —
залогъ
нашего
благополучiя,
какъ
временнаго —
на землѣ,
такъ и
вѣчнаго — на
небесахъ — по
слову Божiю; и
наоборотъ
несоблюденiе
его есть великiй
грѣхъ передъ
Богомъ,
влекушiй за
собою
наказанiе,
какъ и
показала
революцiя”.
Отлученiе
отъ Церкви,
анаѳема и
проклятiе безусловно
падаютъ на
всѣхъ участниковъ
революцiя 1917-го
года, тайныхъ
и явныхъ, великихъ
и малыхъ,
князей и
холоповъ и на
всѣхъ, кто
выражалъ
даже простое
сочувствiе кровавымъ
свободамъ и
бунту.
Законное и на
вѣки
нерушимое
родительское
и прадѣдное
проклятiе
лежитъ на
всѣхъ
коммунистахъ-большевикахъ,
на всѣхъ
соцiалистахъ,
на всѣхъ
кадетахъ
(либералахъ),
на всѣхъ
измѣнникахъ
и
предателяхъ
Родины и
враговъ
царскихъ; оно
изрекается
не нами и
установлено
не царями и
не царскимъ
синодомъ, а
именемъ Божiимъ
назначено
Церковно-Земскимъ
Соборомъ
161З-го года и
выражено
Утвержденной
Грамотой на
вѣчныя
времена.
И какъ
только
измѣнники
генералы и
слуги христопродавцевъ
— кадеты съ
ихъ
Государственной
Думой
вырвали
насилiемъ
царское отреченiе
отъ Престола,
такъ сразу
же, для всѣхъ
очевидно,
начались бѣдствiя
Россiи:
междоусобицы,
голодъ, моръ, болѣзни,
убiйства,
насилiя
безбожной
инородческой
власти,
гоненiе на
Бѣру и
Церковь Христову,
страданiе и
смерть
безчисленныхъ
мученниковъ
Христовыхъ и
царскихъ
слугъ.
Повторилось
чудо — на
этотъ разъ
страшное чудо
гнѣва Божiя и
наказанiя,
повторилось
на глазахъ у
всѣхъ для
того, чтобы
мы, русскiе люди,
поняли, что
предки дали
за нихъ
клятву на
вѣчныя
времена
Самодержцамъ
Православнымъ
— на благо, на
счастiе, на
благоденствiе
намъ — ихъ
потомкамъ,
чтобы мы
поняли, что
есть одинъ
единственный
путь для возврата
къ мирной
жизни:
покаяться въ
своемъ безумiи
и
возстановить
каждому изъ
насъ въ своемъ
сердцѣ
святую и
нерушимую
силу нашего
общерусскаго
родительскаго
благословенiя
— великой
клятвенной
Утвержденной
Грамоты 1613-го
года. Къ
этому зовутъ
насъ всѣ
святые угодники
русской
земли, къ
этому зоветъ
насъ и
простой
здравый
смыслъ — на
основанiи
горькаго
опыта
революцiя.
Утвержденная
Грамота для
каждого
русскаго
человѣка
подобна
родительскому
благословенiю
на вѣки нерушимому.
Въ ней ясно
сказано все
то, что русскiй
человѣкъ
долженъ
хранить, какъ
Святыню: Православiе,
Самодержавiе
и свою
русскую
народность.
Всѣ, кто
возражалъ
раньше или
будетъ возражать
теперь
противъ этой
Грамоты —
суть враги
Божiи,
мятежники не
только противъ
Царя и его
власти, но и
противъ Бога
— “разорители
закона Божiя”.
Много такихъ
враговъ
теперь. Они
боятся Божiей
правды и потому
скрываютъ
отъ народа
его народную
Утвержденную
Грамоту.
Кто бы
онъ ни былъ —
богачъ или
нищiй,
духовное
лицо или
мiрянинъ, но
разъ ты
услышать, что
онъ
возражаетъ противъ
Утвержденной
Грамоты, —
знай, что онъ
не только
врагъ Россiи,
но и врагъ
Христовъ.
Бойся такого!
Русскiй
человѣкъ!
Напиши въ
своемъ
сердцѣ и повторяй
въ своихъ
ежедневныхъ
молитвахъ
послѣ
Вселенскаго
Символа вѣры
свой русскiй
символъ вѣры,
который гласитъ:
“Вѣрую,
Господи, въ
Православное
Царское
Самодержавiе,
Духомъ
Святымъ
клятвенно
утвержденное
на вѣчныя
времена
освященнымъ
Соборомъ и
русскимъ
народомъ для
мира и
благоденствiя
нашего
Отечества и
для спасенiя
души, какъ
учили о томъ
же и всѣ
святые угодники
Божiи русскiе
послѣднихъ
вѣковъ.
Аминь”.
(Русская правда
о
Самодержавномъ
Царѣ).
“Владимiрскiй
Вѣстникъ” № 56.
“Ясное
дѣло
Промысла,
видимъ мы въ
исторiи “новоизбранныхъ
людей”, т.е.
народа
русскаго при
воцаренiи нынѣ
правящей
династiи
Романовыхъ.
Въ этихъ
событiяхъ
участiе
Божественнаго
Промысла
сказывается
съ особенной
ясностью
именно
потому, что
вопреки
обычнымъ условiямъ
перемѣны
царственныхъ
династiи, здѣсь
совершенно
отсутствовали
дѣланiя человѣческiя;
не только
отсутствовало
честолюбивое
стремленiе
первыхъ
представителей
династiи, но,
напротивъ,
они были
избраны на
царство безъ
ихъ вѣдома,
призваны
противъ своего
желанiя, но
понуждены къ
принятiю
царскаго
престола
духовенствомъ
и народомъ
почти насильно,
посредствомъ
грознаго
заклятiя. Избранiе
юноши
Михаила въ
Цари уже
совершилось;
никакихъ
соперниковъ
на
престолонаслѣдiе
въ странѣ
нашей не
было: въ
Кострому пришло
великое
посольство
отъ
всероссiйскаго
народнаго
собора и,
войдя
крестнымъ ходомъ
въ
Ипатьевскiй
монастырь,
гдѣ
пребывалъ
избранный
Царь со своей
матерью-монахинею,
присланные
люди, во
главѣ съ
архiепископомъ
Рязанскимъ
Ѳеодоритомъ,
объявили
юношѣ и его
матери
общенародную
и Божiю волю;
но тщетно они
упрашивали,
тщетно
поднимали
передъ избранникомъ
чудотворные
лики: отказъ,
внушенный
смиренiемъ и
сознанiемъ
своей юности,
оставался
неодолимымъ,
пока Михаилъ
и Марфа не
услышали
такихъ
грозныхъ
словъ Владыки
Ѳеодорита:
“да будетъ по
вашему,
бѣдствуй
русская
земля! Пусть
настанетъ
прежнее безначалiе,
пусть
плачетъ
снова народъ,
опозорятся
церкви! Но
предъ симъ
святымъ
образомъ
говорю тебѣ,
Царь Михаилъ,
что отнынѣ на
тебя падетъ
бѣдствiе
Отчизны. И ты,
инокиня благочестивая,
ты будешь
отвѣчать
предъ судомъ
Божiимъ за
кровь и слезы
христiанъ”.
Только
это заклятiе
поколебало
юношу и его мать;
только оно
могло
заставить
новую династiю
согласиться
на занятiе
Царскаго
престола. Не
исканiе
власти и
славы
человѣческой,
но путь
креста, путь
подвига, путь
безропотаго
несенiя
человѣческой
обиды былъ
излюбленнымъ
жребiемъ
этого
благочестиваго
Дома. — И мать
монахиня
пала въ
слезахъ и
сказала:
“Михаилъ, иди
на Царство”.
Изъ
книги Архiепископа
Никона
(Рклицкаго)“Жизнеописанiе
Митрополита
Антонiя” томъ II.
21 февраля
1613 года и 11-ое
анаѳематствованіе
чина
Торжества Православія,
съ логической
неизбѣжностью
подводитъ къ выводу,
что вѣсь
Русскій
народъ до сихъ
поръ находится
подъ
проклятіемъ и
церковной анаѳемой.
Приложеніе
ТЕКСТЫ ПРИСЯГЪ
НА ВѣРНОПОДДАНСТВО
ГОСУДАРЮ
ИМПЕРАТОРУ
НИКОЛАЮ
ВТОРОМУ
Форма
всенародной
присяги на вѣрность
подданства
Императору
Я, нижеименованный,
обѣщаюсь и
клянусь Всемогущимъ
Богомъ, предъ
святымъ его Евангеліемъ,
въ томъ, что
хощу и долженъ
Его
Императорскому
Величеству,
своему истинному
и природному Всемилостивѣйшему
Великому
Государю
Императору NN
[Николаю Александровичу]
, Самодержцу Всероссійскому,
и законному
Его Императорскаго
Величества Всероссійскаго
престола Наслѣднику
(именуя Его,
когда Онъ ужѣ
извѣстенъ, ши
же не именуя,
когда Императоръ
не имѣетъ еще
дѣтей
мужескаго пола)
вѣрно и нелицемѣрно
служить и во всемъ
повиноваться,
не щадя
живота
своего до послѣдней
капли крови,
и всѣ къ высокому
его Императорскаго
Величества Самодержавству,
силѣ и власти
принадлежащія
права и
преимущества,
узаконенныя и
впредь узаконяемыя,
по крайнему разумѣнію,
силѣ и
возможности
предостерегать
и оборонять,
и при томъ по
крайней мѣрѣ стараться
споспѣшествовать
всѣ, что къ Его
Императорскаго
Величества вѣрной
службѣ и пользѣ
государственной
во всякихъ
случаяхъ касаться
можетъ; о ущербѣ
же Его
Величества
интереса, вредѣ
и убыткѣ,
какъ скоро о томъ
уведаю, не
токмо благовременно
объявлять, но
и всякими мѣрами
отвращать и
не допущать тщатися,
и всякую ввѣренную
тайность крѣпко
хранить буду,
и повѣренный и
положенный
на мнѣ чинъ,
какъ по сѣй (генеральной),
такъ и по
особливой, опредѣленной
и отъ времени
до времени
Его Императорскаго
Величества именемъ
отъ
предуставленныхъ
надо мною начальниковъ
опредѣляемымъ
инструкціямъ
и регламентамъ
и указамъ,
надлежащимъ
образомъ по совѣсти
своей
исправлять, и
для своей
корысти, свойства,
дружбы и
вражды
противно
должности своей
и присяги не
поступать, и такимъ
образомъ
вѣсть и
поступать, какъ
вѣрному Его Императорскаго
Величества
подданному
благопристойно
ѣсть и надлежитъ,
и какъ я предъ
Богомъ и Судомъ
Его страшнымъ
въ томъ всегда
отвѣтъ дать
могу; какъ сущее
мнѣ Господь Богъ
душевно и тѣлесно
да поможетъ.
Въ
заключеніе же
сѣй моей
клятвы цѣлую Слова
[т.е.
Евангеліе] и Крестъ
Спасителя
моего. Аминь.
Сводъ
законовъ
Россійской
имперіи. Т. 1. 4.1. Приложеніе
V . СПб., Изд. Канцеляріи
Е.И.В. 1857. С 56.
Торжественное
обѣщаніе
членовъ Государственной
думы
Мы, нижепоименованные,
обѣщаемъ
предъ Всемогущимъ
Богомъ исполнять
возложенныя на
насъ обязанности
Членовъ Государственной
Думы по
крайнему
нашему разумѣнію
и силамъ, храня
вѣрность Его
Императорскому
Величеству
Государю Императору
и Самодержцу Всероссійскому
и памятуя
лишь о благѣ и
пользѣ
Россіи, въ
удостовѣреніе
чего своеручно
подписуемся.
Сводъ
законовъ Россійской
Имперіи. Т. I . Ч. 2. Гл.
3. Приложеніе 1 къ
ст. 13. 1912. С. 63.
Присяга
передъ
посвященіемъ
въ стихарь
псаломщика
Азъ,
нижеименованный,
обѣщаюсь и
клянусь Всемогущимъ
Богомъ предъ
святымъ Его Евангеліемъ
въ томъ, что
хочу и долженъ
( далѣе слѣдуетъ
полный текстъ
всенародной
присяги на вѣрность
Императору).
Къ сему, азъ
нижеподписавшійся,
нынѣ, при вступленіи
въ должность
псаломщика,
обязуюсь
проходить сію.
должность
согласно съ церковными
правилами,
уставами, предписаніями
и наставленіями
начальства въ
совершенномъ
ему послушаніи
и вѣсти себя благоговѣйно,
честно,
воздержно и
некорыстолюбиво,
твердо
помнить, что
по правиламъ
святыхъ
апостоловъ (правило
42-е и 43-е)
клирикъ, преданный
порокамъ,
подлежитъ
изверженію
изъ своего
чина.
Въ заключеніе
сего клятвеннаго
обѣщанія моего,
цѣлую Слова и
Крестъ Спасителя
моего. Аминь.
Присяга
производимому
во
священника
(дьякона)
Азъ,
нижеименованный,
обѣщаюсь и
клянусь Всемогущимъ
Богомъ предъ
святымъ Его Евангеліемъ
въ томъ, что
хочу и долженъ
( далѣе
слѣдуетъ полный
текстъ всенародной
присяги на вѣрность
Императору).
Къ тому же азъ,
нижеименованный,
призываемый нынѣ
къ служенію
іерейскому,
обѣщаюсь и
клянусь Всемогущимъ
Богомъ предъ
святымъ Его Евангеліемъ
въ томъ, что
желаю и, при
помощи Божіей,
всемѣрно потщуся
проходить служеніе
сіе согласно
со словомъ
Божіимъ, съ правилами
церковными и указаніями
начальства; Богослуженіе
и таинства
совершать со тщаніемъ
и благоговѣніемъ
по чиноположенію
церковному, ничтоже
произвольно измѣняя;
ученіе вѣры содержать
и другимъ
преподаватъ по
руководству
святыя
Православныя
церкве и святыхъ
отецъ;
вверяемыя
попеченію моему
душы
охранятъ отъ
всѣхъ ересей
и расколовъ, и
заблудшихъ вразумлять
и обращать на
путь истины;
провождать
жизнь благочестную,
трезвенную, отъ
суетныхъ
мірскихъ
обычаевъ устраненную,
въ духѣ
смиренномудрія
и кротости, и благимъ
примѣромъ руководствовать
другихъ ко благочестію;
во всякомъ
дѣлѣ
служенія моего
имѣть въ
мыслехъ
моихъ не свою
честь или
выгоды, но
Славу Божію, благо
Святыя
Церкви и спасеніе
ближнихъ, въ
чемъ да поможетъ
мнѣ Господь Богъ
Благодатію Своею,
молитвъ ради
Пресвятыя
Богородицы и всѣхъ
святыхъ.
Въ
заключеніе сего
клятвеннаго
обѣщанія моего,
цѣлую Слова и
Крестъ Спасителя
моего. Аминь.
Присяга
производимому
въ
архіерейскій
санъ
[Архіерейская
присяга состоитъ
изъ
нѣсколькихъ
пунктовъ, въ
которыхъ говорится
объ
обязанностяхъ
епископа: учительскихъ,
святительскихъ,
касающихся
должности
руководителя
епархіи РПЦ, а
также
обязанностей
архіерея,
какъ
поданнаго Государя.
Приводить первые
пункты, касающиеся
архіерейскаго
служенія не
представляется
возможнымъ
въ силу большого
объема. Послѣдняя
часть
присяги
полностью копируетъ
всенародную
присягу.]
Присяга
для членовъ
Святѣйшаго
Сvнода
Азъ, нижеименованный,
обѣщаюся и
клянуся
Всемогущимъ
Богомъ, предъ
святымъ Его
Евангеліемъ,
что долженъ
есмь, и по долженству
хощу, и
всячески тщатися
буду, въ совѣтахъ
и судахъ, и всѣхъ
дѣлахъ сего
Духовнаго
Правительствующаго
Собранія,
искать
всегда самыя
сущія истины
и самыя сущія
правды, и дѣйствовать
вся по
написаннымъ
въ Духовномъ Регламентѣ
уставомъ; и
аще кія и
впредь
согласіемъ
сего
Духовнаго
Правительства,
и соизволеніемъ
Царскаго
Величества опредѣлены
будутъ. Сія
же вся буду дѣйствовать
по совѣсти моей,
не
работствуя
лицепріятію,
не болезнуя враждою,
завистію,
упрямствомъ,
и просто, никаковыми
же пленяяся
страстьми, но
со страхомъ
Божіимъ,
всегда имѣя въ
памяти неумытный
судъ Его, со
искреннею
Бога и ближняголюбовію,
полагая всѣмъ
мыслямъ и
словамъ и дѣйствіямъ
моимъ, яко
вину
конечную,
славу Божію и
спасеніе
душъ человѣческихъ,
и всей Церкви
созиданіе, не
искій, яже моя,
но яже Господа
Іисуса.
Клянуся же
Богомъ
живымъ, что
всегда, памятствуя
страшное
слово Его:
проклятъ
всякъ творяй дѣло
Божее съ
небреженіемъ,
во всякомъ дѣлѣ
сего
Правительствующаго
Собранія, яко
въ дѣлѣ Божіи,
ходити буду безленостно,
со всякимъ
прилежаніемъ,
по крайней
моей силѣ, пренебрегая
всякія
угодія и
упокоенія моя.
И не буду
притворять
мои невѣжества;
но аще въ
чемъ и недоумѣніе
мое будетъ,
всячески
потщуся
искать уразуменія
и вѣдѣнія отъ
Священныхъ
Писаній, и
правилъ
Соборныхъ, и
согласія
древнихъ
великихъ
учителей. Клянуся
паки
Всемогущимъ
Богомъ, что
хощу, и долженъ
есмь моему
природному и
истинному Царю
и Государю NN
[Николаю
Александровичу]
Всероссійскому
Самодержцу и
прочая, и по Нѣмъ
Его Царскаго
Величества
Высокимъ
законнымъ Наслѣдникамъ,
которые, по
изволенію и
Самодержавной
Его Царскаго
Величества
власти опредѣлены,
и впредь опредѣляемы,
и къ
воспріятію
Престола
удостоены
будутъ, и Ея
Величеству, Государынѣ
Царицѣ NN [Александрѣ
Ѳедоровнѣ]
вѣрнымъ, добрымъ
и послушнымъ
рабомъ и
подданнымъ быть.
И всѣ къ
высокому Его
Царскаго
Величества Самодержавству,
силѣ и власти
принадлежащія
права, и
прерогативы,
(или
преимущества),
узаконенныя
и впредь узаконяемыя,
по крайнему разумѣнію,
силѣ и
возможности
предостерегать,
и оборонять,
и въ томъ
живота
своего въ
потребномъ случаѣ
не щадить. И
при томъ по
крайней мѣрѣ
старатися
споспѣшествовать
всѣ, что къ
Его Царскаго
Величества вѣрной
службѣ и пользѣ
во якихъ случаяхъ
касатися можетъ.
О ущербѣ же
Его
Величества
интереса, вредѣ
и убыткѣ , какъ
скоро о томъ уведаю,
не токмо благовременно
объявлять, но
и всякими мѣрами
отвращать, и
не допущать тщатися
буду. Когда
же къ службѣ и
пользѣ Его
Величества,
или
Церковной,
какое тайное дѣло,
или какое бы
оное ни было,
которое
приказано мнѣ
будетъ тайно
содержать; и
то содержать
въ совершенной
тайнѣ, и
никому не
объявлять,
кому о томъ ведати
не надлежитъ,
и не будетъ повелѣно
объявлять. Исповѣдую
же съ клятвою
крайняго
Судію
Духовныя сѣя Коллегіи,
быти Самаго
Всероссійскаго
Монарха,
Государя нашего
Всемилостивѣйшаго
Клянуся и еще
Всевидящимъ
Богомъ, что
вся сія, мною нынѣ
обещаваемая, не
инако толкую
во умѣ моемъ,
яко провещаваю
устнами моими,
но въ той силѣ
и разумѣ , яковую
силу и разумъ
написанныя здесь
слова
чтущимъ и
слышащимъ
являютъ.
Утверждаю
клятвою моею,
буди мнѣ
Сердцевидецъ
Богъ, обѣщанія
моего Свидѣтель,
яко не ложное
ѣсть. Аще же ѣсть
ложное и не
по совѣсти моей,
буди мнѣ тотъ
же
Правосудный
отмститель.
Въ заключеніе
же сѣя моея клятвы,
цѣлую Слова и
Крестъ
Спасителя
моего. Аминь.
Духовный регламентъ
Всепресветлейшаго,
Державнаго
Государя
Петра
Перваго,
Императора и
Самодержца Всероссійскаго
М. 1897 г. С.6