Два
посланія къ
православнымъ
русскимъ
людямъ
Эти
два посланія написаны
въ одинъ день
и посвящены
одному и тому
же событію --
нападенію
Германіи на СССР.
Оба посланія обращены
къ
православнымъ
людямъ и оба
подписаны
высокопоставленными
архіереями. Оба
зовутъ къ
борьбѣ
за Родину, къ
жертвеннымъ
подвигамъ ради
ея спасенія. Оба
выражаютъ надежду
на скорую и неизбѣжную
побѣду
надъ врагомъ.
Но содержаніе
ихъ
діаметрально
противоположно,
и потому одно
изъ нихъ является
голосомъ Русской
Церкви, а
другое -- голосомъ
совѣтской
лже-церкви.
Подобно
тому, какъ день
22 іюня 1941 года
навсегда раздѣлилъ
русскихъ и совѣтскихъ,
православныхъ
и сергіанъ,
такъ и эти
два посланія
ставятъ
передъ
всякимъ ихъ читателемъ
вопросъ
ребромъ и заставляютъ
окончательно
и безповоротно
опредѣлиться,
на чью
сторону
встать. Ибо никакой
третьей
стороны, какъ
не было 70 лѣтъ
назадъ, такъ
нѣтъ
и сейчасъ. Съ
Россіей
Христа или съ
«Родиной» Ленина-Сталина.
Противъ
богоборческаго
и русофобскаго
совѣтскаго
государства
и его Красной
арміи или съ
этимъ Богомъ
проклятымъ
государствомъ
и въ рядахъ его
антихристовой
арміи. Только
такъ, и никакъ
иначе, ибо
кто не съ
Нимъ, тотъ
противъ Него
(Мѳ.
12:30), и кто хочетъ
быть съ Нимъ,
тотъ обязанъ встать
противъ тѣхъ,
кто гонитъ Его.
Поэтому
для дѣйствительно
православнаго
и дѣйствительно
русскаго
человѣка
выборъ между
этими двумя посланіями
легокъ и
естествененъ.
И если при
чтеніи
перваго
посланія
насъ что-то
коробитъ или
что-то намъ не
по духу, то
значитъ мы
ещё не до
конца
русскіе люди и
плохіе
православные,
а если во
второмъ
посланіи намъ
что-то близко
и не всё нас
возмущаетъ, то
значитъ мы
ещё во
многомъ совѣтскіе
люди, и
православіе
наше
отравлено советчиной.
Редакція.
ПОСЛАНІЕ
АРХІЕПИСКОПА
БЕРЛИНСКАГО
И
ГЕРМАНСКАГО
СЕРАФИМА КЪ
ПРАВОСЛАВНОМУ
ДУХОВЕНСТВУ
И ВѢРУЮЩИМЪ ГЕРМАНСКАГО
РЕЙХА
22
іюня 1941 г.,
Берлинъ.
Въ
день памяти всѣхъ
Русскихъ
святыхъ
О
Господѣ
возлюбленные
братья и
сестры!
Карающій
мечъ
Божественнаго
правосудія настигъ
совѣтскую
власть, ея попутчиковъ
и
единомышленниковъ.
Христолюбивый
Вождь
германскаго
народа призвалъ
свою побѣдоносную
армію на
новую борьбу,
на борьбу
которой мы
жаждали уже давно
– на святую
борьбу
противъ,
борющихся
противъ Бога,
палачей и
насильниковъ,
которые укрѣпились
въ
Московскомъ кремлѣ
и изъ этой древней
святыни
распространяли
ядъ
большевизма, который
разрушаетъ всѣ
религіозныя,
духовныя,
моральныя,
культурныя и правовыя
основы
государственной,
народной,
общественной
и семейной
жизни.
Воистину,
новый Крестовый
походъ во имя
спасенія народовъ
отъ антихристовой
власти
начался.
Долго,
болѣе
20
мучительныхъ
лѣтъ
мы ожидали
этого дня.
Какъ непримиримые
враги
большевизма
мы нашли здѣсь,
на Западѣ,
убѣжденныхъ
единомышленниковъ,
людей, которые
сочувствуютъ
намъ, но, къ сожалѣнію,
мы встрѣчали
и открытый пробольшевизмъ.
Многихъ изъ
васъ
наполняла то
восторженная
надежда, то
мучительное сомнѣніе,
то горькое разочарованіе,
то мрачная
безысходность;
но
большинство изъ
васъ,
несмотря на
это, было убѣждено,
что рано или
поздно
придетъ день Воздаянія.
Наконецъ,
наша вѣра
– вознаграждена.
Исполнилось
Божественное
предначертаніе
«кто уповаетъ
на Меня, да не
обманется».
Богъ
услышалъ
ваши
постоянныя
молитвы объ освобожденіи
дорогой,
оскорбленной
и
окровавленной
демагогической
властью
безбожниковъ
Родины. День сверженія
вашихъ
худшихъ
враговъ и побѣды
надъ тайной
зла, и тріумфа
Божественной
правды и
справедливости
– близокъ! Голгоѳа
Святой
Церкви
Христовой и
вашего
многострадальнаго
народа
подходитъ къ
концу! Уже виденъ
свѣтъ
солнца
Пасхальнаго
утра для всѣхъ,
кто на протяженіи
долгихъ лѣтъ
терпѣлъ
физическія и
моральныя страданія,
прошелъ
черезъ большевицкія
застѣнки,
ссылку, принудительный
трудъ, безправіе,
нищету,
голодъ, оскорбленіе
святыни
своего
сердца и другія
безконечныя
мученія и лишенія.
Въ
нотѣ
Германскаго правительства,
которая
передана совѣтской
власти,
говорится: «Совѣтское
правительство
въ Москвѣ
не послѣдовало
голосу
русскаго
народа,
который
честно хотѣлъ
жить въ мирѣ
и дружбѣ
съ
германскимъ
народомъ».
Другими
словами – Германскій
Вермахтъ
борется не противъ
вашего
народа, но
только
противъ власти,
которая преслѣдуетъ
Церковь и Вѣру,
оскверняетъ,
разрушаетъ и
уничтожаетъ
ваши святыни,
сдѣлала
вашу Родину посмѣшищемъ
для другихъ
народовъ,
отравила
народную душу
планомѣрной
дьявольской антирелигіозной
и
коммунистической
пропагандой
и хотѣла
превратить
весь міръ въ Голгоѳу,
тюрьму и
страну
рабовъ.
Сегодня
Святая
Церковь, вся
Европа, ваша
Родина, вашъ
народъ и
каждый изъ
васъ стоитъ на
порогѣ
новаго періода
исторіи, въ преддверіи
рѣшающей
борьбы за
святое и
правовое дѣло
и вашего участія
въ ней.
Теперь, болѣе
чѣмъ
когда бы то
ни было, равнодушіе
– предательство,
безучастность
и бездѣятельность
–
преступленіе.
Голосомъ
того, кто въ надеждѣ
на
Божественную
помощь
призвалъ
Германскую армію
на новую
борьбу и къ
новымъ побѣдамъ,
зовутъ и васъ
Богъ, Церковь
и Отечество.
Какъ
архипастырь
Православной
церкви въ Германіи,
я поэтому
также
обращаюсь къ
вамъ съ
призывомъ:
Будьте
участниками
новой борьбы,
такъ какъ это
– и ваша
борьба, продолженіе
той борьбы,
которая уже была
начата вами
въ 1917 году, но
трагически
закончилась,
главнымъ
образомъ, вслѣдствіе
предательства
тѣхъ
бывшихъ
вашихъ
союзниковъ, которые
теперь
направили
свое оружіе противъ
германскаго
народа.
Каждый
изъ васъ
можетъ найти
свое мѣсто
въ новомъ антибольшевицкомъ
фронтѣ.
Каждый
можетъ
приложить
свои силы,
чтобы содѣйствовать
сверженію
совѣтской
власти и освобожденію
Родины отъ
красной
диктатуры.
Пусть каждый
найдетъ свое мѣсто
на новомъ поприщѣ
борьбы и служенія
Родинѣ.
Используйте
любую
возможность,
чтобы превратить
ваши антибольшевицкiя
убѣжденія
и настрой, и
вашу любовь
къ Родинѣ
въ активныя, героическія
и
исполненныя
готовности
къ жертвамъ
поступки.
Самозабвенно
принимайте участіе
въ святомъ дѣлѣ
помощи
жертвамъ
войны.
Щедрыми пожертвованіями
въ пользу
Краснаго
креста вы
должны внести
свой вкладъ
въ облегченіе
страданій раненыхъ
и калекъ, вѣдь
солдаты
Германской арміи
проливаютъ
свою кровь и
за спасеніе вашихъ
братьевъ и
сестеръ.
Усильте ваши
молитвы Богу,
Господу, Тому,
Кому
благочестивый
Вождь
германскаго
народа довѣрилъ
своё войско.
Пробудите совѣсть
и національное
самосознаніе
у всѣхъ,
кто еще
стоитъ въ сторонѣ
отъ
всеобщаго воодушевленія,
у всѣхъ
равнодушныхъ,
колеблющихся,
у всѣхъ,
кто еще не
проникся осознаніемъ
своего христіанскаго
и національнаго
долга.
Прогоните всѣхъ
пораженцевъ
изъ вашего
круга!
«Спасеніе
всѣхъ»,
о которомъ
говоритъ Адольфъ
Гитлеръ въ обращеніи
къ
германскому
народу, – это и
ваше спасеніе,
исполненіе вашихъ
многолѣтнихъ
стремленій и
надеждъ.
Послѣдняя
рѣшающая
борьба –
началась!
Да
благословитъ
Господь
новую борьбу всѣхъ
антибольшевицкихъ
борцовъ и
пошлетъ имъ побѣду
надъ врагами.
Да освятитъ
Онъ ваши
сердца новой
надеждой и
пробудитъ въ
васъ Вѣру,
мужество и
готовность
къ жертвамъ.
Богъ,
Господь
великихъ
святыхъ,
героевъ и
собратьевъ
по несчастью
вашего
многострадальнаго
народа, Богъ
вашихъ
благочестивыхъ
предковъ,
Богъ, который
наградилъ
васъ
возможностью
увидѣть
утреннюю
зарю освобожденія
вашей Родины,
да пребудетъ
со всѣми
вами!
АМИНЬ.
+
СЕРАФИМЪ, Архіепископъ
Берлинскій и Германскій.
Пастырям
и пасомым
христовой
православной
Церкви
В
последние
годы мы,
жители
России,
утешали себя
надеждой, что
военный
пожар,
охвативший
едва не весь
мир, не
коснется
нашей страны.
Но фашизм,
признающий
законом
только голую
силу и
привыкший
глумиться
над высокими
требованиями
чести и
морали,
оказался и на
этот раз
верным себе.
Фашиствующие
разбойники
напали на
нашу родину.
Попирая всякие
договоры и
обещания, они
внезапно
обрушились
на нас, и вот
кровь мирных
граждан уже
орошает
родную землю.
Повторяются
времена
Батыя,
немецких
рыцарей,
Карла
шведского, Наполеона.
Жалкие
потомки
врагов
православного
христианства
хотят еще раз
попытаться
поставить
народ наш на
колени пред
неправдой,
голым
насилием
принудить
его пожертвовать
благом и
целостью
родины,
кровными
заветами
любви к
своему
отечеству.
Но не
первый раз
приходится
русскому
народу
выдерживать
такие
испытания. С
Божией
помощью и на
сей раз он
развеет в
прах
фашистскую
вражескую
силу. Наши
предки не
падали духом
и при худшем
положении,
потому что
помнили не о
личных
опасностях и
выгодах, а о
священном своем
долге пред
родиной и
верой и
выходили победителями.
Не
посрамим же
их славного
имени и мы —
православные,
родные им и
по плоти, и по
вере. Отечество
защищается
оружием и
общим народным
подвигом,
общей
готовностью
послужить отечеству
в тяжкий час
испытания
всем, чем
каждый может.
Тут есть дело
рабочим,
крестьянам,
ученым,
женщинам и
мужчинам,
юношам и
старикам.
Всякий может
и должен
внести в
общий подвиг
свою долю
труда, заботы
и искусства.
Вспомним
святых
вождей
русского
народа, например
Александра
Невского,
Димитрия
Донского,
полагавших
свои души за
народ и
родину. Да и
не только
вожди это
делали.
Вспомним
неисчислимые
тысячи
простых
православных
воинов,
безвестные
имена
которых
русский
народ
увековечил в
своей
славной
легенде о
богатырях
Илье Муромце,
Добрыне
Никитиче и
Алеше
Поповиче,
разбивших
наголову
Соловья-разбойника.
Православная
наша Церковь
всегда
разделяла
судьбу
народа.
Вместе с ним
она и испытания
несла, и
утешалась
его успехами.
Не оставит
она народа
своего и
теперь.
Благословляет
она небесным
благословением
и
предстоящий
всенародный
подвиг.
Если
кому, то
именно нам
нужно
помнить заповедь
Христову:
«Больши сея
любве
никтоже имать,
да кто душу
свою положит
за други
своя». Душу
свою
полагает не
только тот,
кто будет
убит на поле
сражения за
свой народ и его
благо, но и
всякий, кто
жертвует
собой, своим
здоровьем
или выгодой
ради родины.
Нам, пастырям
Церкви, в
такое время,
когда отечество
призывает
всех на
подвиг, недостойно
будет лишь
молчаливо
посматривать
на то, что
кругом
делается,
малодушного не
ободрить,
огорченного
не утешить,
колеблющемуся
не напомнить
о долге и о
воле Божией.
А если, сверх
того,
молчаливость
пастыря, его
некасательство
к
переживаемому
паствой
объяснится
еще и
лукавыми
соображениями
насчет
возможных
выгод на той
стороне границы,
то это будет
прямая
измена
родине и своему
пастырскому
долгу,
поскольку
Церкви нужен
пастырь,
несущий свою
службу
истинно «ради
Иисуса, а не
ради хлеба
куса», как
выражался
святитель
Димитрий
Ростовский.
Положим же
души своя
вместе с
нашей
паствой. Путем
самоотвержения
шли
неисчислимые
тысячи наших
православных
воинов,
полагавших жизнью
свою за
родину и веру
во все
времена нашествий
врагов на
нашу родину.
Они умирали,
не думая о
славе, они
думали
только о том,
что родине
нужна жертва
с их стороны,
и смиренно жертвовали
всем и самой
жизнью своей.
Церковь
Христова
благословляет
всех православных
на защиту
священных
границ нашей
Родины.
Господь
нам дарует
победу.
Патриарший
местоблюститель
смиренный
Сергий,
митрополит
Московский и
Коломенский
22 июня 1941 года,
Москва