Священномученикъ
іеромонахъ
Митрофанъ (Михайловъ)
Осенью 1932
года противъ
послѣднихъ
остававшихся
на
свободѣ
іосифлянскихъ
клириковъ и активныхъ
мiрянъ
еще дѣйствующихъ
петроградскихъ
храмовъ, а
также
тайныхъ
монашескихъ
общинъ было
возбуждено очередное
групповое дѣло № 2916. По
нему
проходило 139
человѣкъ, въ
качествѣ
обвиняемыхъ
было
привлечено 130,
изъ нихъ арестовано
125 человѣкъ.
Обвиненіе
было
предъявлено
по знаменитой
58-ой статьѣ
УК
РСФСР и
звучало
стандартно: «антисовѣтская и
погромная агитація,
созданіе к.-р. ячеекъ
истинно-православныхъ
церковниковъ,
воспитаніе въ
антисовѣтскомъ духѣ молодежи,
систематическая
агитація
противъ политики
и мѣропріятій
Совѣтской
власти,
насажденіе
тайнаго монашества
какъ
особаго метода
созданія
антисовѣтскихъ и
церковныхъ
кадровъ,
распространеніе
религіозно-монархическихъ
произведеній».
Кромѣ того
арестованные
обвинялись въ
«формированіи
тайныхъ
церквей въ
частныхъ
квартирахъ вѣрующихъ», «укрывательствѣ бѣглаго
духовенства»,
«организаціи систематической
матеріальной
помощи
духовенству
и церковникамъ,
репрессированнымъ
Соввластъю», а
также въ «широкой вербовкѣ всѣхъ тяготѣющихъ къ
религіи
антисовѣтски
настроенныхъ
людей,
съ цѣлью
созданія
мощнаго
общественнаго
движенія противъ
Совѣтской
власти».
Въ
«Обвинительномъ
заключеніи»
отмѣчалось,
что въ октябрѣ 1932 года
были «выявлены
и оперативно
ликвидированы
существовавшія
въ г. Ленинградѣ и его пригородахъ
девять законспирированныхъ
к.-р. церковныхъ
группировокъ,
послѣдователей
"Истинно-Православной
Церкви"». Къ
этимъ «группировкамъ»
чекисты отнесли:
— Свято-Троицкій
храмъ въ Лѣсномъ,
— Срѣтенский
въ Полюстрово,
— Моисеевскiй
на Пороховыхъ,
— монашескую
обитель бывшаго
подворья Аѳонскаго Свято-Андреевскаго
скита,
— тайныя
церкви и монашескія
общины, устроенныя
на квартирахъ.
Руководителями
группировокъ
слѣдствіемъ
были названы
протопресвитеръ
Александръ
Флеровъ, священники Александръ
Совѣтовъ,
Алексѣй
Согласновъ,
Алексѣй Западаловъ
и Михаилъ
Словцевъ,
архимандритъ
Макарій (Реутовъ),
іеромонахи
Митрофанъ
(Михайловъ) и Серафимъ
(Ивановъ).
Основной
массивъ
документовъ по
«іосифлянамъ»
нынѣшніе
наслѣдники
чекистскихъ палачей
продолжаютъ хранить
въ секретѣ, однако
по милости Божіей
стали
доступными матеріалы,
позволяющіе
прослѣдить
исповѣдническій
подвигъ одного
изъ руководителей
этихъ «группировокъ»
іеромонаха Митрофана,
въ мiру Николая
Михайловича
Михайлова
до самой его
мученической
кончины.
Іеромонахъ
Митрофанъ
родился въ 1876 г. Монашествовалъ
онъ тридцать
четыре года, изъ
нихъ двадцать
семь лѣтъ въ
Макарьевскомъ
монастырѣ и семь лѣтъ въ
мiру. Съ 1925
служилъ въ
храмѣ при
Никифоровскомъ
подворьѣ за Нѣвской
заставой,
потомъ въ
церкви
Михаила Архангела
и затѣмъ — въ
Свято-Троицкой
церкви въ Лѣсномъ. Съ
октября 1930 года,
послѣ регистраціи
«двадцатокъ»
храмовъ въ
исполкомахъ,
оставилъ служеніе
въ церквяхъ, «тайно
совершалъ
богослуженія
на
частныхъ
квартирахъ у вѣрующихъ и
жилъ нелегально
у нихъ же въ
теченіе семи лѣтъ».
Во
время слѣдствія, на
первомъ же допросѣ слѣдователемъ
съ его словъ
въ графѣ
«партійность
и политическія
убѣжденія» было
внесено: «Къ
Совѣтской
власти
отношусь
отрицательно.
Не уступалъ и
не уступлю ей
ни въ чемъ»; а въ
графѣ «свѣдѣнія
объ общественной
и революціонной
работѣ» —
«Согласно завѣтамъ Апостола
Павла анаѳематствовалъ
(проклиналъ) существующую
власть, какъ антихристову».
На
допросѣ
19 октября 1932
года отецъ
Митрофанъ
заявилъ:
«Исповѣдую
имя Бога моего Господа Іисуса
Христа, пришедшаго
для искупленія рода человѣческаго
страданіями
своими, и державу и власть и силу Отца и Сына и Святаго Духа. Предъ
безбожною, богоборною, лживою, богохульною Совѣтской
властью — удивляюсь
дерзостью ея, како возстала
тварь противъ Творца.
Какъ
іеромонахъ, эту Совѣтскую
власть, всѣхъ безбожниковъ,
гдѣ бы они ни были, и не вѣрующихъ въ Бога, обличаю и порицаю, т. к. Совѣтская
власть есть
сатанинская, дьявольская власть».
«У власти Совѣтской
нѣтъ главы,
она, эта
глава,
скрыта, т. к. антихристъ
еще не
объявился. Антихристъ
есть губитель
рода человѣческаго.
Предтеча
антихриста есть
Ленинъ. Онъ
внесъ ученіе лживое
и обольстилъ
этимъ
ученіемъ вѣсь міръ. Русскій
человѣкъ подпалъ
подъ вліяніе
евреевъ,
сталъ мочалкой
этого
еврейства. Сейчасъ у
насъ власть
тьмы (сатаны)
по дѣламъ ея
беззаконія».
«Власть земная безъ
помазанника Божьяго,
безъ царя, не можетъ быть законной. У власти долженъ
быть монархъ,
только при царѣ-помазанникѣ Божьемъ
въ союзѣ съ Церковью на землѣ можетъ быть порядокъ».
«Христосъ
есть сила зиждительная
(подающая всѣмъ жизнь въ
порядкѣ). Сатанинская же власть есть истребительная и мучительная — порядка дать не можетъ.
Подъ
вліяніемъ этой сатанинской власти, какъ
силы, всѣ люди находятся во тьмѣ, въ злобѣ и въ озвѣрѣніи; созидаютъ самимъ
себѣ погибель, потому что безъ
вѣры во Христѣ
и безъ царя
жизни быть не
можетъ, ибо "сердце
царево въ руцѣ Божіей", а
совѣтская власть есть слѣпое
орудіе
сатаны».
Спустя
10 дней на допросѣ 29 ноября 1932
года іеромонахъ
Митрофанъ сказалъ:
«Я, іеромонахъ
Митрофанъ, считаю
за счастье предстать
передъ сатанинской
Совѣтской властью
за честь и
славу,
державу великаго
Бога, Отца и
Сына и Святаго
Духа. Я исповѣдую
имя
Господа Іисуса
Христа,
являюсь обличителемъ
богопротивныхъ
дѣлъ безумной,
лживой Совѣтской
власти.
Проповѣдовалъ
на волѣ, высказывалъ
рѣчи и теперь
говорю,
находясь въ
заключеніи: служители
сатаны,
власть имущіе,
опомнитесь,
безумцы,
прекратите разрушеніе
Церкви,
прекратите кровавыя
расправы съ православными,
убойтесь Страшнаго
Суда Господа Іисуса
Христа, задушившіе
царя-батюшку
— помазанника
Божія».
Далѣе
онъ
подтвердилъ, что
послѣ
регистраціи
храмовъ перешелъ
на
нелегальное положеніе,
«создалъ
движеніе тайнослужащихъ
истинно-православныхъ
христіанъ,
возглавилъ это
движеніе и въ
устраиваемыхъ
подпольныхъ
церквяхъ на квартирахъ
у истинно-православныхъ
обличалъ
сатанинскія
дѣла власти»,
подробно
изложивъ по пунктамъ,
о чемъ
говорилъ
своимъ
приверженцамъ
въ проповѣдяхъ
и проводимыхъ
имъ бесѣдахъ.
«1.
Разрушительная
и
губительная
сила демонизма
и сатанизма
заключается въ
правительствѣ
нынѣшней власти,
въ его дьявольскихъ
учрежденіяхъ,
въ Красной арміи,
въ которой могутъ
служить
только отверженные
отъ Бога бѣсовскіе
воины.
2. Разрушительныя
и губительныя
формы Сов. власти
съ внѣшней стороны
проявляются въ
построеніи
совхозовъ,
колхозовъ; въ
воздвиженіи
всякихъ "Днепростроевъ",
"Волховстроевъ"
и тому подобныхъ
бѣсовскихъ
сооруженіяхъ.
Вмѣсто
храмовъ
Божіихъ строятся
свинарники,
воздвигаются
конюшни и
вертепы бѣсовскіе
— дома
культуры и
театры.
Съ нами Богъ,
разумѣйте
всѣ языцы, говорилъ
я и говорю,
кодексы Совѣтской
власти есть лживое
и
губительное предписаніе
сатаны.
Я плевалъ и
плюю, топталъ
и топчу,
порицаю и
отрицаю всѣ
совѣтскіе законы. Передъ
Сов. властью
не считаю
себя виновнымъ,
ибо она не
царская,
которая
судила пастырей,
снявъ съ нихъ
санъ, ежели они
преступники,
а Сов. власть судитъ
и разстрѣливаетъ
пастырей въ
санахъ, даже архіереевъ.
Это все произошло
отъ заразы, отъ
идола, отъ Ленина.
Онъ заразилъ
своимъ
ученіемъ
вѣсь міръ и обратилъ
великое
множество православныхъ
въ плѣнъ сатаны».
«Уничтоживъ
меня, власть убьетъ
мое тѣло, но
не убьетъ во мнѣ
воинствующій
духъ, направленный
противъ
демонизма и
сатанизма».
Къ
слѣдствію также
были
привлечены сомолитвенники
и духовныя чада
о. Митрофана іеромонахъ
Филаретъ, въ міру
Филиппъ
Ефимовичъ
Карзановъ, который
какъ и о. Митрофанъ
съ 1931 года служилъ
тайно по домамъ
вѣрующихъ,
причемъ во
время слѣдствія
онъ заявилъ: «у
кого я служилъ
по квартирамъ,
говорить
отказываюсь,
т. к. не хочу
быть Іудой и предателемъ»;
Елена Андреевна
Перова, которая
свою
квартиру «превратила
въ подпольную
домашнюю
церковь и въ
убѣжищѣ для тайнослужащаго
чернаго духовенства»;
тайная
монахиня Марія
Николаевна Чистякова,
которая въ своей
квартирѣ «устраивала
нелегальныя
бесѣды на религіозно-политическія
темы,
прославляла культъ
Маріи Гатчинской»;
тайная
монахиня Ѳеофанiя,
въ міру Анна Дмитрiевна
Шевченко; монахини
Любовь
Ивановна
Ямковская, Марія
Ѳедотовна
Анипкина,
Марія Васильевна
и ея сестра
Елизавета
Васильевна Щукины.
Въ
«Обвинительномъ
заключеніи»
отмѣчалось,
что всѣ
арестованные
съ отцомъ
Митрофаномъ были
увѣрены, что «при
Соввласти Церковь
вообще легально
существовать
не можетъ», поэтому
самъ фактъ регистраціи
«храмовъ
Божіихъ» въ
совѣтскихъ
учрежденіяхъ
признавался
ими «актомъ принципіально
недопустимымъ,
равносильнымъ
пребыванію
въ "спискахъ антихристовыхъ"».
Всѣ
они категорически
отказывались
получать совѣтскіе
документы, считая,
что принять
такой документъ
— это значитъ «принять
печать
антихриста».
Къ
декабрю 1932
года было составлено
«Обвинительное заключеніе».
Въ отношеніи девяти
арестованныхъ
дѣло было
прекращено, а
въ отношеніи 130
выѣздная
сессія
Коллегіи ОГПУ
8 декабря 1932 года
вынесла приговоръ,
въ томъ числѣ
іеромонахи
Митрофанъ (Михайловъ)
и Филаретъ
(Карзановъ) были
приговорены къ
высшей мѣрѣ
наказанія,
съ замѣной на
10 лѣтъ концлагеря.
Послѣ
вынесенія приговора
оба іеромонаха
были отправлены
въ
Соловецкій лагерь
особаго
назначенія, и,
согласно
записи въ учетной
карточкѣ,
отецъ Митрофанъ
«прибылъ въ лагерь»
26 мая 1933 года. Содержался онъ
на главномъ
Соловецкомъ
островѣ въ
Кремлѣ и здѣсь,
въ лагерѣ,
продолжалъ свое
молитвенное
и пастырское
служеніе, что,
понятно, не
могло не обезпокоить
мѣстныхъ
чекистовъ.
Такъ, въ
спецдонесенiи
отъ
20 мая 1934 года
сообщалось объ
«антисовѣтской дѣятельности»
заключеннаго
Михайлова и его единомышленниковъ
на основаніи
доносовъ
секретныхъ
освѣдомителей:
«Начиная
съ января 1934
года з/к
Михайловъ
проявляетъ себя
какъ
наиболѣе активный
изъ среды к.-р. настроеннаго
бывшаго
православнаго
духовенства, группируетъ
вокругъ себя
активно к.-р. настроенныхъ
з/к,
фанатиковъ-религiозниковъ
и возглавляетъ
группу бывшихъ
поповъ
Іосифлянскаго
толка».
«Наиболѣе авторитетной
личностью на
п. Кремль
является з/к
Михайловъ Николай
Михайловичъ,
въ прошломъ
іеромонахъ
Митрофанъ,
пользующійся
большой
популярностью
среди
лагерной массы
религiозниковъ-фанатиковъ
(мірянъ)».
«Бывшій
іеромонахъ
Митрофанъ, работая
на водокачкѣ
водоливомъ,
въ
предпраздничные
дни по
старому
стилю совершаетъ
богослуженія,
въ которыхъ
принимаютъ
участіе з/к Буй
Алексій
Васильевичъ,
въ прошломъ
Воронежскій
епископъ (58-11, срокъ
10 лѣтъ, конецъ срока
въ 1940 г.); бывшій
іеромонахъ
Карзановъ
Филаретъ Тимоѳеевичъ
(58-10, срокъ 10 лѣтъ),
религiозникъ-фанатикъ,
з /к Коншинъ Николай
Николаевичъ (58-10,
срокъ 10 лѣтъ,
въ прошломъ
сынъ фабриканта).
Помимо облаченій
у з/к
Михайлова
имѣются
церковныя книги,
которыя онъ
хранитъ въ
секретномъ
ящикѣ тумбочки».
Далѣе
въ
спецдонесенiи
докладывается
о послѣдующихъ
дѣйствіяхъ
лагернаго
оперуполномоченнаго
на послѣднее
сообщеніе: «Произведеннымъ
обыскомъ книги
были
изъяты, и
фигуранты
разбросаны
по разнымъ командировкамъ».
23 февраля 1934
года другой
секретный освѣдомитель,
по кличкѣ Омелъчукъ,
сообщалъ:
«З/к
Михайловъ
устроилъ своего
рода чудо. У
водокачки у
крана замерзла
вода и
образовала видъ
сложенной
ладони съ пальцами
— з/к
Михайловъ
черезъ
своихъ
поклонниковъ
распустилъ по
Кремлю слухъ,
что это рука,
благословляющая
вѣрующихъ. Къ
водокачкѣ началось
паломничество.
Такъ какъ это
совпало съ
началомъ поста
— то з/к
Коншинъ Н. Н., поклонникъ
Митрофана, началъ
производить
вербовку вѣрующихъ
въ цѣляхъ
говѣнія и исповѣданія
у іеромонаха Митрофана.
Причемъ 25/II въ 6 часовъ
было
назначено причащеніе
сухими
дарами. Изъ предметовъ
священнаго культа
у Митрофана
находятся: антиминсъ,
напрестольный
крестъ деревянный
съ мощами Савватiя,
Евангеліе и сухіе
дары».
Далѣе
оговорится о послѣдующихъ
дѣйствіяхъ
лагернаго
оперуполномоченнаго
на этотъ
доносъ: «Произведеннымъ
обыскомъ всѣ предметы священнаго
культа были
изъяты. З/къ
Михайловъ переброшенъ
на п.
Муксольма», а
также отмѣчается,
что
вся дѣятельность
іеромонаха Митрофана
среди лагерниковъ
«сводится къ
распространенію
всевозможнаго
рода провокаціонныхъ
слуховъ, въ частности
о близкой
гибели Соввласти,
къ
всевозможнымъ
предсказаніямъ
о судьбахъ
заключенныхъ
и т. д.».
Въ
апрѣлѣ 1934
года тотъ же
секретный освѣдомитель доносилъ
слѣдующее:
«Въ началѣ
апрѣля з/к
Михайловъ
былъ вновь перемѣщенъ
въ п. Кремль, какъ
инвалидъ, въ инвалидную
команду. И тотчасъ
же налаживаетъ
связи съ
религiозниками
и продолжаетъ
вести свою а/с.
работу.
Прибывшій
на п. Кремль бывшій
іеромонахъ Митрофанъ
посѣтилъ з/к Коншина,
принесъ ему
книгу "Трить[1] цвѣтная",
предупредивъ,
что она очень
цѣнная.
З/к
Коншинъ эту
книгу
спряталъ въ
библіотекѣ СОПа
среди
научныхъ
книгъ.
3/к
Михайловъ усиленно
готовится къ
встрѣчѣ Пасхи.
Въ субботу думаетъ
пріобщаться и
рано утромъ
въ
воскресеньѣ совершить
богослуженіе
во главѣ съ
епископомъ
Алексіемъ, з/к
Буемъ
Алексіемъ
Васильевичемъ.
Вмѣстѣ съ ними
приготовляются
къ Пасхѣ з/к
Коншинъ,
Коневъ,
Воиновъ и Суходольскiй».
Далѣе,
какъ обычно, въ
спецдонесенiи
сообщается о дѣйствіяхъ
лагернаго
оперуполномоченнаго:
«Нами былъ
произведенъ обыскъ: отобраны
сухіе дары въ
видѣ
кусочковъ просфоры, Евангеліе
и книги духовнаго
содержанія. По
оперативнымъ
соображеніямъ
"Тріодь Цвѣтная" не
была изъята,
т. к. спрятана
у з/к
Гедеонова (58-6, срокъ
10 лѣтъ),
зав<едующaго>
метеорологической
станціей СОПа,
который
прорабатывается
группой Особ.
Отд. въ части
шпіонской группировки.
З/к Воиновъ и
Буй были разбросаны
по командировкамъ».
Очень
важна слѣдующая
приписка
въ
спецдонесенiи
о томъ, что
заключенный Михайловъ,
то есть
іеромонахъ
Митрофанъ, поддерживаетъ
связи
въ лагерѣ «только
съ бывшими
попами иосифлянскaго
толка и съ заключенными
религіозными
фанатиками,
крайне реакціонно
настроенными,
большей
частью изъ прослойки
бывшаго кулачества».
5
мая 1934 года
секретный освѣдомитель
Омельчукъ сдѣлалъ
новый доносъ:
«Вокругъ
бывш.
іеромонаха з/к
Михайлова группируются:
з/к
Белявскiй
Ѳедоръ
Леонтьевичъ,
осужд. КОГПУ
по ст. 58-10, срокъ 10 лѣтъ,
второй срокъ
въ лагерѣ,
бывъ.
протоіерей,
въ послѣднее время
проживавшій
въ г. Серпуховѣ.
з/к
Карзановъ Филаретъ
Ефимовичъ, 58-10, срокъ
10 лѣтъ, въ
прошломъ
іеромонахъ.
з/к
Воиновъ
Михаилъ
Ивановичъ,
осужд. КОГПУ
по ст. 58-10, 11, срокъ 10
лѣтъ, конецъ срока
42 годъ, въ
прошломъ
земскій
начальникъ,
затѣмъ
странствующій
монахъ.
з /к
Коншинъ Николай
Николаевичъ, 58-6,
срокъ 10 лѣтъ,
сынъ фабриканта
г. Серпухова, принадлежитъ
къ правой
церковной оріентаціи
—
іосифлянамъ.
з/к
Суходольскiй
Денисъ
Ивановичъ, 59-3, срокъ
10 лѣтъ, въ
прошломъ
кулакъ.
з/к Коневъ
Егоръ
Андреевичъ, 58-10,
11, срокъ 10 лѣтъ,
въ прошломъ
кулакъ.
Всѣ эти
лица посѣщаютъ
з/к Михайлова
или же послѣдній
въ свою
очередь посѣщаетъ
ихъ. Кромѣ этого
з/к Михайловъ
часто навѣщаетъ
братьевъ
Крауфмановъ,
работающихъ на
мельницѣ въ
Кремлѣ —
послѣдніе настроены
крайне реакціонно,
въ прошломъ
имѣли крупное
хозяйство. Они
матеріально мукой
и продуктами поддерживаютъ
з/к
Михайлова».
7
ноября 1935 года отецъ
Митрофанъ
былъ
арестованъ сразу
же послѣ того,
какъ
поступилъ
доносъ о томъ,
что около 15 часовъ
въ
присутствіи
заключенныхъ
Кононова и
Платонова «работающіе
сторожами въ
лѣсхозѣ з/к Михайловъ
Николай Михайловичъ
и Семилѣтовъ Иванъ Ефимовичъ,
проходя по
коридору
мимо висѣвшаго портрета
тов. Ленина,
начали
ругаться
нецензурной бранью,
а з/к
Михайловъ
плюнулъ на портретъ».
2
іюня 1936 года на открытомъ
судебномъ
засѣданіи
выѣздной
сессіи
Спецколлегiи и
Главсуда АКССР
іеромонахъ Митрофанъ
(Михайловъ)
былъ
приговоренъ
къ тремъ
годамъ
лишенія свободы
дополнительно
къ
неотбытому сроку,
считая общій
срокъ девять лѣтъ
и три мѣсяца
и одинъ день, съ
началомъ срока
отбыванія — 2 іюня
1936 года. Отецъ
Митрофанъ
былъ
оставленъ на Соловкахъ,
но, вѣроятно,
содержался подъ
болѣе
строгимъ надзоромъ
и былъ
изолированъ
отъ
остальныхъ
заключенныхъ,
не имѣя связи съ
отцомъ
Филаретомъ и
другими іосифлянами.
Послѣднее
донесеніе на
отца
Митрофана поступило
отъ 12 марта 1937
года. Въ немъ говорилось, что «инвалидъ,
бывшій попъ
Михайловъ во
время работы разсказывалъ,
что въ настоящее
время не
стало газетъ,
значитъ, что-нибудь
у нашего
правительства
опять
неладно,
опять, должно
быть, стрѣляютъ». Далѣе
отмѣчалось,
что онъ «критиковалъ
по адресу
вождей, но
лично кого,
не указалъ, а
лишь только
тихой насмѣшкой, и въ
дополненіе
сказалъ, что
весной насъ всѣхъ отсюда вывезутъ».
Не
всѣхъ, но многихъ,
въ томъ числѣ и іеромонаха
Митрофана
дѣйствительно
вывезли, хотя
и
не весной. 8
декабря 1937
года вмѣстѣ
со своимъ подѣльникомъ
іеромонахомъ
Филаретомъ
онъ былъ
разстрѣлянъ.
Въ слѣдственномъ
дѣлѣ имѣются
копіи Актовъ о
приведеніи
въ
исполненіе
приговоровъ Тройки
Управленія НКВД по
Ленинградской
области: № 134 отъ
10 ноября 1937 года въ
отношеніи Карзанова
Филиппа
Ефимовича и
№ 198 отъ 25 ноября
1937 года въ
отношеніи
Михайлова Николая
Михайловича.
Святые
Новомученики
Митрофане и Филарете,
молите Бога о
Насъ!
іеромонахъ
Митрофанъ
(Михайловъ)