АРХИЕПИСКОП АВЕРКИЙ ТАУШЕВ
(† 1976): ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! – СЛОВО, ПРОИЗНЕСЕННОЕ В 1964 ГОДУ.
Пасха, Господня Пасха!.. О
Пасха! избавленіе скорби…
«Аще
кто благочестивъ и боголюбивъ, да насладится сего добраго и свѣтлаго
торжества»...
такъ вдохновенно взываетъ къ намъ, христіанамъ, въ нынѣшній великій и
свѣтоносный день Пасхи Господней нашъ прославленный витія златословесный
вселенскій учитель и святитель Іоаннъ, Архіепископъ стольнаго града св.
Константина.
И воистину «доброе и
свѣтлое торжество» — этотъ дивный, величественный и такой для насъ
радостный «праздниковъ праздникъ» — день Свѣтлаго Воскресенія Христова!
Какое изумительное по своей
духовной силѣ и возвышенной небесной красотѣ, ни съ чѣмъ
больше на землѣ не сравнимое, Богослуженіе совершается въ эту «священную, всепразднственную и спасительную нощь» въ нашихъ православно-христіанскихъ
храмахъ — и именно т о л ь к о
у насъ, православныхъ, и б о л ь ш е
н и г д ѣ.
Какое ликованіе, какой
священный восторгъ въ сердцахъ всѣхъ искренне-вѣрующихъ!
А какія захватывающія,
возвышающія душу, укрѣпляющія вѣру, плѣняющія сердце и такъ
убѣдительно дѣйствующія на волю слова въ этихъ
исключительно-прекрасныхъ пасхальныхъ пѣснопѣніяхъ:
«Смерти
празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало, и
играюще поемъ Виновнаго, Единаго благословеннаго отцевъ Бога, и
Препрославленнаго!»
Поистинѣ въ этотъ
пресвѣтлый день «вся исполнишася свѣта, небо же и земля
и преисподняя» и не можетъ
не праздновать «вся тварь востаніе Христово, въ Немже
утверждается».
Какъ убо небесамъ достойно не
веселиться, земли же не радоваться и не праздновать всему міру видимому и
невидимому, когда «Христосъ бо воста веселіе вѣчное?» Вѣдь это — «Пасха, Господня Пасха! Отъ смерти бо къ жизни, и отъ земли къ небеси
Христосъ Богъ насъ преведе, побѣдную поющыя».
Вѣдь — «днесь спасеніе міру, яко воскресе Христосъ, яко всесиленъ», а Онъ
— наше «правды Солнце, всѣмъ жизнь возсіевающее». Онъ, снизшедъ въ «преисподняя земли», «сокрушилъ вереи вѣчныя» и «отверзлъ намъ райскія двери», Онъ«адову разрушилъ силу и воскреслъ яко
побѣдитель», Онъ — «даде намъ
ж и в о т ъ
в ѣ ч н ы й и
в е л і ю
м и л о с т ь».
Пріобщимся же всѣ мы «Царствія Христова, поюще Его, яко Бога во вѣки»!
Какая это несказанная радость
для насъ, что Онъ, Воскресшій Спаситель нашъ, Побѣдитель ада и смерти, «съ нами неложно обѣщался быти до скончанія вѣка»!
И теперь, празднуя каждый разъ
этотъ дивный «праздниковъ праздникъ» — «Пасху священную», «Пасху новосвятую»,«Пасху
таинственную», «Пасху непорочную», «Пасху всечестную», «Пасху великую», «Пасху вѣрныхъ», «Пасху, двери райскія намъ отверзающую»,
намъ остается только, преисполняясь чувствомъ безпредѣльной благодарности
Ему, Спасителю и Искупителю нашему, за все, что Онъ для насъ сдѣлалъ,
храня непоколебимую вѣрность Ему и всецѣлую преданность основанной
Имъ Святой Церкви, отъ всей глубины души молить Его:
«О
Пасха велія и священнѣйшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божій, и Сило!
подавай намъ истѣе Тебѣ причащатися въ невечернѣмъ дни
Царствія Твоего!»
Такими мыслями и чувствами
естественно преисполняются въ «сей нареченный и святый день» «праздниковъ праздника и торжество торжествъ» всѣ истинно-вѣрующіе
православные христіане, если они хотя сколько-нибудь
б л а г о ч е с т и в ы
и б о г о л ю б и в ы.
Для нихъ радость Святой Пасхи не можетъ сравниться ни съ какой другой радостью
на свѣтѣ. И всѣ временныя ихъ скорби земныя какъ бы
растворяются въ этой единой всеобъемлющей подлинно-небесной радости.
Ч т ó
— все земное предъ лицомъ вѣчности, а вѣдь эта вѣчность весьма
скоро откроется д л я
к а ж д а г о изъ насъ:
«с е г о
н и к т о н е
и з б ѣ ж и т ъ». И перейдетъ «туда» каждый
изъ насъ — или съ этой свѣтлой пасхальной радостью на душѣ — или съ
мрачнымъ предвкушеніемъ страшныхъ мукъ адскихъ, все въ зависимости отъ того,
былъ ли онъ благочестивъ и боголюбивъ во время своей скоропреходящей земной
жизни, или, отвергаясь Бога и благочестія, цѣликомъ отдавался лишь этой
суетной, грѣховной, страстной жизни.
А насъ, православныхъ русскихъ
людей, этотъ Свѣтлый Праздникъ, кромѣ того, всегда еще заставляетъ
невольно обращаться мыслью къ нашей несчастной, страждущей подъ игомъ лютаго
безбожія, Родинѣ, ибо вѣдь
н и г д ѣ и
н и к о г д а святая Пасха не
праздновалась т а к ъ, какъ у насъ
прежде, въ Православной Россіи. Нигдѣ она и теперь, въ нынѣшнее
время, не ощущается и не переживается въ такой
п о л н о й
м ѣ р ѣ, какъ ощущалась и
переживалась тогда тамъ.
Воскреснетъ ли Россія наша?
Но давно, кажется, пора намъ
понять, что возможность положительнаго отвѣта на этотъ вопросъ зависитъ
всецѣло о т ъ
н а с ъ
с а м и х ъ: Россія воскреснетъ т о л ь к о
т о г д а,
к о г д а м ы
с а м и, сыны и дщери ея, сохранивши
вѣрность ей, какъ Святой Руси, в о с к р е с н е м ъ
д у ш а м и
с в о и м и. Праздными, безпочвенными останутся
всѣ наши надежды на воскресеніе Россіи, если мы будемъ оставаться
в с е
т а к и м и ж е,
какими, по праведному суду Божію, мы потеряли ее, правильнѣе даже
сказать: п о г у б и л и
ее, ибо это м ы
с а м и, а не кто-либо другой, въ первую
очередь виновны въ гибели нашей Родины. И теперь безсмысленно и неразумно
толковать намъ о томъ, к а к ъ спасти
Россію, если мы сами себя н е
ж е л а е м ъ
с п а с а т ь: если мы нисколько не исправляемся, не измѣняемся къ лучшему, если
остаемся все такими же н е
б л а г о ч е с т и в ы м и
и н е
б о г о л ю б и в ы м и,
а продолжаемъ упорно быть вольнодумцами и самолюбцами, если живемъ, какъ
невѣдущіе Бога и Христова Евангелія, въ нравственной нечистотѣ и
распутствѣ, если находясь въ чужой странѣ, отказываемся отъ своего
православнаго русскаго имени, а думая лишь объ устройствѣ своего земного
благополучія, земной карьеры, если, страдая властолюбіемъ, нелѣпымъ
чванствомъ и гордынею, понуждающими насъ враждовать другъ съ другомъ по самому
ничтожному пустячному поводу, мы не только не хотимъ по-братски, съ любовью,
помогать и уступать другъ другу, а клевеща и злобствуя, «другъ друга угрызаемъ
и снѣдаемъ», по выраженію Апостола (Гал. 5, 15)
Нѣтъ, нѣтъ и
нѣтъ! Идя такими путями, мы никогда не дождемся воскресенія Россіи.
Путь къ ея спасенію о д и н ъ – е д и н с т в е н н ы й,
указываемый намъ въ словахъ и настроеніяхъ радостной пасхальной службы:
«Воскресенія
день, и просвѣтимся торжествомъ, и другъ друга обымемъ; рцемъ:
"братіе", и ненавидящымъ насъ простимъ вся воскресеніемъ, и тако
возопіимъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертью смерть поправъ, и сущымъ во
гробѣхъ животъ даровавъ».
Вотъ, когда будетъ у
всѣхъ насъ, православныхъ русскихъ, въ душахъ нашихъ, такая
н а с т о я щ а я
Пасха, тогда только и можемъ мы надѣяться, что воскреснетъ Россія! А съ
нею вмѣстѣ можетъ тогда воскреснуть къ новой жизни и такъ явно
гибнущій теперь міръ.
Съ Свѣтлымъ
Праздникомъ, дорогіе о Господѣ братіе и сестры:
Х р и с т о с ъ
В о с к р е с е!
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова
Божія. — Къ 25-лѣтію
служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп.
Іова Почаевскаго, 1975. — С. 273-277.
Источникъ:
Сайтъ rus-orden.com