ПРАВ.
IОАННЪ
КРОНШТАДТСКІЙ
(† 1908): СЛОВО НА
БЛАГОВѢЩЕНIЕ
ПРЕСВЯТЫЯ
БОГОРОДИЦЫ,
ПРОИЗНЕСЕННОЕ
ВЪ 1905 ГОДУ.
«Благовѣствуй,
земле, радость
велію, хвалите
небеса Божію
славу».
(Припѣвъ
праздника по
8-ой пѣсни)
Изъ
вѣчнаго царства
любви и мира,
правды и святыни,
изъ царства
вѣчнаго свѣта
и блаженства,
отъ вѣчнаго
престола Славы —
отъ Бога былъ
посланъ нѣкогда
на землю — въ
Галилейскій,
малый и уничиженный
городъ Назаретъ, —
въ домъ древодѣла
старца Іосифа,
къ пречистой
Дѣвѣ Маріи —
Архангелъ
Гавріилъ съ
всерадостнымъ
благовѣстіемъ
о безсѣменномъ
воплощеніи
отъ Нея Бога
Слова, собезначальнаго
Отцу и Духу
Святому: радуйся
благодатная,
возгласилъ
онъ Дѣвѣ, Господь
съ Тобою; благословенна
Ты между женами.
Она же,
говоритъ евангелистъ
Лука, увидѣвши
его, смутилась
отъ словъ его,
и размышляла,
чтó бы это было
за привѣтствіе.
И сказалъ Ей
ангелъ: не бойся,
Марія, ибо Ты
обрѣла благодать
у Бога; и вотъ
зачнешь во
чревѣ и родишь
Сына, и наречешь
имя Ему: Іисусъ.
Онъ будетъ
великъ, и наречется
Сыномъ Всевышняго;
и дастъ Ему
Господь Богъ
престолъ Давида
Отца Его; и будетъ
царствовать
надъ домомъ
Іакова во вѣки,
и царству Его
не будетъ конца.
Марія же сказала:
какъ будетъ
это, когда Я
мужа не знаю?
Ангелъ сказалъ
Ей въ отвѣтъ:
Духъ Святый
найдетъ на Тебя
и сила Всевышняго
осѣнитъ Тебя;
посему и раждаемое
Святое наречется
Сыномъ Божіимъ.
Вотъ, и Елисавета,
родственница
Твоя, называемая
неплодною, и
она зачала сына
въ старости
своей, и ей уже
шестой мѣсяцъ:
ибо у Бога не
останется
безсильнымъ
никакое слово.
Тогда Марія
сказала: се,
раба Господня;
да будетъ Мнѣ
но слову твоему.
И отошелъ отъ
Нея ангелъ (Лук.
1, 28-38).
Вотъ
чудныя, всерадостныя
слова благовѣщенія,
которыя были
причиною безконечно
великихъ и
спасительныхъ
событій, въ
обитаемой нами
подсолнечной —
именно: воплощенія
и вочеловѣченія
Сына Божія, Его
креста и воскресенія,
и всѣхъ великихъ
дѣлъ, совершенныхъ
Имъ для нашего
спасенія. Слава
снисхожденію
Божію къ падшему
роду человѣческому.
Его безмѣрной
правдѣ и милости
и Его премудрости!
Слава безмѣрному
истощанію
Богочеловѣка:
ибо, будучи
образомъ Божіимъ,
Онъ не почиталъ
хищеніемъ быть
равнымъ Богу;
но уничижилъ
Себя Самого,
принявъ образъ
раба, сдѣлавшись
подобнымъ намъ
— человѣкомъ,
и по виду ставъ
какъ человѣкъ;
смирилъ Себя,
бывъ послушнымъ
даже до смерти,
и смерти крестной,
подавъ всѣмъ
намъ образецъ
смиренія и
терпѣнія. Сіе
да мудрствуется
въ насъ, еже и
во Христѣ
Іисусѣ (Флп.
2, 6-8).
Вотъ
какое всеспасительное
благовѣстіе
сегодня воспоминаетъ
и торжествуетъ
вселенская
Церковь, а вмѣстѣ
и наша всероссійская
Это благовѣстіе
принесло съ
неба всѣмъ
земнороднымъ
благую вѣсть
о примиреніи
грѣшныхъ человѣковъ —
чрезъ вѣру —
съ Богомъ, о
возвращеніи
имъ неба и рая,
утраченныхъ
чрезъ грѣхъ:
ибо отселѣ
будетъ небо
отверсто (Іоан.
1, 5) для земнородныхъ,
и адъ будетъ
побѣжденъ
крестомъ и
смертію воплотившагося
Сына Божія; и
увѣровавшія
души человѣческія
будутъ выведены
изъ него и введены
въ рай, подобно
увѣровавшему
разбойнику,
всѣ же будущіе
подвижники
за вѣру и благочестіе
сподобятся
чрезъ Него
блаженнаго
безсмертія
и свѣтлыхъ
селеній рая.
И вотъ,
тогда какъ нынѣ
на землѣ — тамъ
на Дальнемъ
Востокѣ —
продолжается
кровопролитнѣйшая
война, начатая
не нами, и земля
и воздухъ стонутъ
и сотрясаются
отъ несчетнаго
множества
огнедышущихъ
жерлъ, превращая
всю мѣстность
браннаго поля,
какъ бы въ адъ
огнедышущій, —
тогда какъ
внутри отечества
смущаютъ мирныхъ
гражданъ повсюдныя
смятенія и
убійства, —
Церковь Божія,
это царство
Божіе на землѣ,
царство правды
и мира, возвѣщаетъ
людямъ о иномъ
мірѣ, о иномъ
царствѣ (царствію
Его не будетъ
конца),
о иномъ нашемъ
отечествѣ
премирномъ,
непоколебимомъ,
вѣчномъ, гдѣ
во вѣки безконечные
не нарушится
тишина, покой
и безопасность
наслѣдниковъ
его; гдѣ вѣчно
будетъ правда,
радость, совершенное
довольство
и блаженство, —
а земныя войны,
бывшія на землѣ,
никому и на умъ
не придутъ; ибо
древнее и тлѣнное
все пройдетъ
вмѣстѣ съ грѣхомъ,
все растлившимъ
и осквернившимъ, —
а будетъ все
новое, по писанному: новаго
неба и новой
земли чаемъ,
въ коихъ живетъ
правда (2 Кор.
5, 17; 2 Петр. 3, 13).
Будемъ
же подвизаться,
пока есть время,
достигать этого
непоколебимаго
царства Христова,
этого небеснаго
очечества, для
котораго мы
были сотворены
въ началѣ, которое
потеряли чрезъ
грѣхъ, и которое
снова намъ
пріобрѣтено
воплотившимся
Сыномъ Божіимъ.
Только
Церковь Божія
на землѣ обладаетъ
всегдашнимъ
миромъ и будетъ
обладать имъ
до скончанія
вѣка, а міръ
прелюбодѣйный
и грѣшный,
отступившій
отъ Бога и Его
праведныхъ
законовъ —
мятется и будетъ
до конца своего
смущаться отъ
своихъ заблужденій,
отъ своихъ
всезаразительныхъ
и пагубныхъ
страстей, отъ
безчеловѣчныхъ
браней и внутреннихъ
крамолъ, отъ
своего безумія.
Въ
этомъ безуміи
онъ возстаетъ
на безконечный
и совершенный
разумъ Божій,
и во всѣхъ своихъ
умствованіяхъ
и дѣйствіяхъ
дерзновенно
противится
ему, мечтая,
что онъ самъ
собою, этотъ
несмысленный
разумъ человѣческій —
устроитъ благо
человѣчества
наилучшимъ
образомъ и
достигнетъ
совершенства.
А достигаетъ
ли и достигнетъ
ли когда? Никогда.
Дерево познается
по плодамъ.
Смотрите же
на эти плоды
нынѣшней цивилизаціи,
кому они пріятны
и полезны?
Отъ
чего нынѣ Россія
въ смятеніи?
Отъ чего у насъ
безначаліе?
Отъ чего учащееся
юношество
потеряло страхъ
Божій и бросило
свои прямыя
обязанности
и занятія, отъ
чего гордые
интеллигенты
стремятся въ
опекуны и правители
народа, не понимая
этого народа
и его дѣйствительныхъ
нуждъ, — и не
любя его; отъ
чего всякая
власть въ Россіи
ослабѣла? Отъ
чего нравы
всѣхъ развратились,
и почти не стало
ни семьи, ни
школы, ни чиновъ,
искренно преданныхъ
церкви и отечеству?
Отъ того, что
у всѣхъ ихъ
оскудѣла вѣра
въ Бога, въ Его
праведные,
вѣчные глаголы;
отъ того, что
они отпали отъ
церкви Божіей,
единственной
руководительницы
къ святой
христіанской
жизни, единой,
которая ходитъ
во свѣтѣ Божіемъ
и всѣхъ руководитъ
къ свѣту, къ
правдѣ, къ Богу,
къ вѣчности,
къ твердой и
неразрушимой
жизни, которая
одна охраняетъ
твердо законныя
права и Царя
и подданныхъ
и всѣхъ и каждаго,
и всѣмъ предписываетъ
строго исполнять
свои обязанности.
Потеря вѣры
въ Бога, въ
Евангеліе, въ
церковь, отверженіе
ея руководства —
причина всякихъ
безобразій
въ Россіи.
Возвратимся
туда, откуда
удалились —
къ Богу, къ церкви,
къ Евангелію,
къ его святымъ
завѣтамъ, и
Богъ обратится
къ намъ и поможетъ
намъ во всемъ,
и защититъ насъ
отъ враговъ
нашихъ и направитъ
ноги наши,
жизнь нашу, на
путь миренъ (Лук.
1, 79), и войну прекратитъ
и всѣмъ укажетъ
свое мѣсто.
Аминь.
Источникъ:
Полное собраніе
сочиненій настоятеля
Кронштадтскаго
Андреевскаго
собора Протоіерея
о. Iоанна Ильича
Сергіева. Новыя
слова, произнесенныя
въ 1905 году.
— Изданіе первое,
подъ редакціей
автора. — Кронштадтъ:
Типографія
газеты «Котлинъ»,
1906. — С 27-31.
Источникъ: Сайтъ ОРФ