24 января/6 февраля Россiйская Православная Церковь празднуетъ день новомучениковъ и исповѣдниковъ Россiйскихъ
НѢКОТОРЫЕ ИЗЪ ФАКТОВЪ ГОНЕНІЙ БОЛЬШЕВИКОВЪ НА РОССІЙСКУЮ ЦЕРКОВЬ ВЪ 1917-1922 ГОДАХЪ.
Въ концѣ января 1918 года послѣ принятiя декрета объ отдѣленiи Церкви отъ государства большевики начинаютъ закрытiе церквей и монастырей, массовые разстрелы духовенства и вѣрующихъ. Нижѣ - нѣсколько наиболѣе извѣстныхъ преступленiй.
25 января 1918 года въ Кiевѣ без суда и слѣдствiя убиваютъ митрополита Владимiра - старейшаго тогда иерарха Россiйской Православной Церкви.
Въ февралѣ 1918 года разстреляны крестные ходы въ Тулѣ, Харьковѣ, Воронежѣ, Шацкѣ. Разстреляна толпа вѣрующихъ при реквизицiи имущества Белогорскаго подворья (Пермская епархiя).
29 iюня 1918 года въ рѣкѣ утопленъ епископъ Тобольскiй и Сибирскiй Гермогенъ съ камнемъ на шѣе, а вмѣсте съ нимъ и делегацiя вѣрующихъ, просившая о его освобожденiи.
24 декабря 1918 года епископовъ Феофана Соликамскаго и Андроника Пермскаго связали за волосы, продѣли под узелъ жердь и голыми окунали въ прорубь, пока тѣла не покрылись льдомъ.
1 ноября 1918 года "нацiонализируютъ" одну изъ важнейшихъ святынь - Троiце-Сергiеву Лавру, выгоняютъ монаховъ, закрываютъ Духовную Академiю. Въ началѣ 1919 года изгоняются монахи изъ Ново-Спасскаго монастыря, въ которомъ устраивается концлагерь. Та же участь постигаетъ многiя другiя монастыри.
Въ Свияжскѣ епископа Амвросiя замучили, привязавъ къ хвосту лошади.
Епископа Исидора въ Самарской губернiи предали медленной мучительной смерти, посадивъ на колъ. Въ Бѣлгородѣ епископа Никодима забили железнымъ прутомъ, тѣло бросили въ выгребную яму и не разрешили хоронить. Епископа Платона Ревельскаго, обливая водой на морозѣ, превратили въ лѣдяной столбъ.
Въ январѣ 1919 года повешенъ на царскихъ вратахъ въ церкви архiепископъ Тихонъ Воронежскiй и вместѣ съ нимъ замучено 160 iерѣевъ.
Въ февралѣ 1919 года въ городѣ Юрьевѣ топорами зарублено 17 священниковъ и епископовъ. Передъ убiйствомъ большевики глумились надъ ними: напялили женскую одежду, пытались заставить танцевать, отрезали носы и уши. Убитыхъ бросили на свалку.
"Пермскiя Епархiальныя вѣдомости" за 1919 годъ приводятъ имѣна убитыхъ къ тому времени въ этой епархiи 2 епископовъ, 36 монаховъ, 51 священника, 5 дiаконовъ, 4 псаломщика и противъ каждаго имѣни указанъ видъ мученической кончины: утопленъ, исколотъ штыками, забитъ прикладами, задушен епитрахилью, замороженъ, изрубленъ саблями, а чаще всего - разстрелянъ. Нѣредко встречается примѣчанiе: "самъ рылъ себѣ могилу..."
Въ городѣ Богодуховѣ монахинь привѣли на кладбищѣ къ вырытой глубокой ямѣ, отрезали имъ груди и истѣкающихъ кровью бросили въ эту яму; свѣрху бросили такжѣ живаго старика-монаха и засыпали землей, крича, что "справляется монашеская свадьба".
Въ Херсонской губернiи трехъ священниковъ распяли. Духовника монастыря св. Магдалины схватили въ церкви во время богослуженiя, силой раскрыли ротъ и съ крикомъ: "Вотъ тебѣ святое причастiе!" - выстрелили въ ротъ…
«…Такая ненависть и одержимость, съ которой большевики преслѣдовали священносужителей, имѣла явный мистическiй, иррацiональный характеръ. Это была религiя съ обратнымъ знакомъ, выдвинувшая собственную "классовую мораль", противоположную христианской нравственности. Показательно, что у Ленина самыя грязныя ругательства обращены не къ политическимъ противникамъ, а къ Богу.
Неслучайно въ рамкахъ антирелигiозной кампанiи въ городѣ Свияжскѣ былъ установленъ памятникъ Иудѣ, выдавшему Христа на казнь. Присутствовавшiй при открытiи датскiй писатель Галлингъ Келлеръ сообщалъ: "Мѣстный совдепъ долго обсуждалъ, кому поставить статую. Люциферъ былъ признанъ не вполнѣ разделяющимъ идѣи коммунизма, Каинъ - слишкомъ легендарной личностью, поэтому остановились на Иудѣ Искариотскомъ какъ вполнѣ исторической личности, представивъ его во вѣсь ростъ съ поднятымъ кулакомъ къ нѣбу".
(кн. Н. Жеваховъ, "Воспоминанiя").
Всего въ 1917-1921 гг. (еще до умноженiя репрессiй въ связи съ изъятiемъ церковныхъ цѣнностей въ 1922 году), были убиты многiя тысячи духовныхъ лицъ.
Большинство крестьянскихъ возстанiй въ 1918-1922 гг. было нѣразрывно соединено съ религiознымъ движенiемъ протеста. Уже тогда возникаютъ многочисленныя группы катакомбныхъ христианъ, которымъ предстояло стать наиболѣе принципиальной и массовой формой многолѣтняго сопротивленiя богоборческому режиму. Это лучше всего свидетельствуетъ о томъ, что «будущѣе православiя опредѣлится не компромиссами съ Антихристомъ, а имѣнно тѣмъ героическимъ стоянiемъ и исповѣдничествомъ, отъ котораго» иерархи Московской Патриархiи и ея прихожанѣ «такъ предательски отрѣклись…»
(И.А. Ильинъ, «О церкви въ СССР», соб. соч., т. VII, с. 363)
|