ГЛАВНАЯ О САЙТЕ НАШЪ МАНИФЕСТЪ НАШИ ДНИ ВѢРУЕМЪ И ИСПОВѢДУЕМЪ МУЗЫКА АЛЬБОМЫ ССЫЛКИ КОНТАКТЪ
Сегодня   21 НОЯБРЯ (8 НОЯБРЯ по ст.ст.) 2024 года
Соборъ Архист. Михаила и проч. силъ безплот.

О чемъ напоминаетъ намъ Новый Годъ?








Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
О чемъ напоминаетъ намъ Новый Годъ?



Поминай послѣдняя твоя!.. (Сир. 7, 39).



Отъ самыхъ первыхъ временъ христіанства и до настоящаго времени всѣ истинные наставники подлиннаго христіанскаго благочестія всегда заповѣдывали и доселѣ заповѣдуютъ намъ, христіанамъ, искренно желающимъ проводить свою жизнь Богоугодно и спастись,   п о с т о я н н о   п о м н и т ь   «п о с л ѣ д н я я   с в о я»,   то-есть: помнить то, чѣмъ кончится и къ чему можетъ привести насъ эта временная земная жизнь наша.



А это «послѣдняя», или «четыре послѣднихъ», по выраженію нашего великаго россійскаго святителя Тихона Задонскаго, суть:   с м е р т ь,   с у д ъ,   в ѣ ч н а я   м у к а   г р ѣ ш н и к о в ъ   и   в ѣ ч н а я   ж и з н ь   п р а в е д н и к о в ъ.



О чемъ же, какъ не объ этомъ именно такъ естественно помышлять намъ при наступленіи каждаго Новаго Года?



Ибо о чемъ еще другомъ напоминаетъ намъ, въ первую очередь, наступающій Новый Годъ, какъ не о томъ, что еще на одинъ годъ сократилась жизнь каждаго изъ насъ, что еще на одинъ годъ приблизились мы къ неизбѣжному для всѣхъ насъ концу? И кто знаетъ: не будетъ ли этотъ наступившій Новый Годъ для многихъ изъ насъ вообще   п о с л ѣ д н и м ъ   годомъ этой временной земной жизни?



Отсюда, казалось бы,   с а м о   с о б о ю   должно было бы быть ясно, къ   к а к и м ъ   мыслямъ и чувствамъ должна насъ располагать встрѣча Новаго Года.



Вмѣстѣ съ тѣмъ каждый наступающій Новый Годъ, если мы еще не утратили благоразумія и не осуетились окончательно въ помыслахъ своихъ, не можетъ не приводить насъ къ мысли и о томъ, что еще на одинъ годъ сократилась и жизнь   в с е г о   э т о г о   видимаго тлѣннаго міра. Ибо и онъ, весь въ цѣломъ, по ясному ученію Слова Божія, будетъ имѣть нѣкогда свой конецъ. Даны намъ Самимъ Господомъ въ Его Божественномъ Евангеліи и Св. Апостолами въ ихъ посланіяхъ достаточно яркіе и опредѣленные признаки несомнѣннаго приближенія этого конца.



«Итакъ, когда вы увидите все сіе сбывающимся», — «вѣдите (знайте), яко близъ есть, при дверехъ» (Матѳ. 24, 33 и Лук. 21, 31).



А потому: «внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ и печальми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той:   я к о   с ѣ т ь   бо пріидетъ на вся живущыя на лицы всея земли» (Лук. 21, 34-35).



Помнятъ ли это наставленіе Господа своего современные христіане, встрѣчающіе Новый Годъ, и соблюдаютъ ли его?



И готовятся ли они къ встрѣчѣ Самого Господа, грядущаго «судити живымъ и мертвымъ», чтобы на вѣки-вѣчные опредѣлить участь нашу, по ясной и прямой заповѣди Его:



«Бдите убо на всяко время молящеся» (Лук. 21, 36).



«Бдите убо, яко не вѣсте дне ни часа, въ оньже Сынъ Человѣческій пріидетъ» (Матѳ. 25, 13).



И именно потому, что «день и часъ» неизвѣстны,   н у ж н о   в с е г д а   ожидать Второго Пришествія Господня и всегда быть готовыми къ встрѣчѣ Господа:



«Будите подобни человѣкомъ чающымъ Господа своего, когда возвратится отъ брака, да пришедшу и толкнувшу, абіе отверзутъ ему» (Лук. 12, 36).



«Сего ради и вы будите готови, яко въ оньже часъ не мните (ибо въ который часъ   н е   д у м а е т е),   Сынъ Человѣческій пріидетъ» (Матѳ. 24, 44).



Тѣмъ болѣе нужно ожидать Второго Пришествія Господня и готовиться къ нему теперь, когда на нашихъ глазахъ, съ каждымъ Новымъ Годомъ, все больше и больше исполняется столько явныхъ и убѣдительныхъ признаковъ приближенія его.



Увы! не любятъ напоминаній объ этомъ многіе современные христіане и даже, страшно сказать, нѣкоторые пастыри Церкви, не исключая и занимающихъ весьма высокое положеніе на іерархической лѣстницѣ. Даже сердятся и негодуютъ, когда имъ говорятъ о близости конца и о столь явно и очевидно происходящей сейчасъ въ мірѣ напряженной работѣ по подготовкѣ царства Антихриста.



«Не надо пугать людей», такъ обыкновенно объясняютъ они свое настроеніе: «это производитъ только отрицательное дѣйствіе, отталкиваетъ отъ Церкви»...



Не будемъ говорить о томъ, въ какомъ очевидномъ противорѣчіи находится такое утвержденіе со всѣми вышеприведенными евангельскими наставленіями и съ настроеніемъ всѣхъ истинныхъ христіанъ всѣхъ временъ и всѣхъ народовъ, которые всегда ждали и ждутъ «пришествія свѣтлаго и явленнаго дне Единороднаго Сына Божія Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, въ оньже со славою   С у д і я   в с ѣ х ъ   п р і и д е т ъ,   комуждо отдати по дѣломъ его» (см. 5-ую молитву утреннюю). Вспомнимъ лишь пламенныя проповѣди нашего великаго, только что нами торжественно прославленнаго, всероссійскаго праведника, молитвенника и чудотворца св. Іоанна Кронштадтскаго. Рисуя ужасающую картину происходящаго во всемъ мірѣ, а, въ частности, въ Россіи, повальнаго «отступленія», онъ неоднократно говорилъ: «Повидимому, скоро наступитъ день Втораго Пришествія Христова, ибо наступило предсказанное въ Писаніи отступленіе отъ вѣры»... (Слово въ 3 нед. Вел. поста 1906 г.); «Господь скоро придетъ, но придетъ судить міръ и воздать каждому по дѣламъ... Можетъ быть, скоро услышимъ грозную вѣсть: «Се Женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, егоже обрящетъ бдяща»... (Слово на 25 марта 1906 г.).



Особенно характерны и сильны въ этомъ отношеніи новогоднія проповѣди нашего дивнаго праведника. Онъ не боялся «пугать» и «отталкивать» этимъ людей отъ Церкви, а буквально гремѣлъ своими огненными обличеніями, безпощадно бичуя столь умножившіеся уже въ его время страсти и пороки людскіе, а въ особенности   б е з в ѣ р і е   и   л о ж ь,   и привѣтствуя всѣхъ искренно-вѣрующихъ христіанъ съ несомнѣннымъ, на его взглядъ, приближеніемъ того времени, когда явится «новое небо и новая земля», на которыхъ будетъ, по слову Апостола, «обитать правда» (2 Петр. 3, 13).



«Всюду безвѣріе, всюду наносится оскорбленіе Существу Безконечному Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнѣніе и невѣріе... потеря стремленій къ высокимъ, духовнымъ интересамъ»… такъ говорилъ онъ на Новый 1907 годъ.



«Кому не намозолила глаза повсюдная неправда на землѣ», говоритъ онъ же въ своемъ словѣ на Новый 1904 годъ: «неправда и заблужденіе въ вѣрѣ, неправда въ государствахъ, въ обществахъ, въ сословіяхъ, въ разныхъ учрежденіяхъ, въ городахъ, селеніяхъ, семействахъ, въ школахъ и даже — въ обителяхъ святыхъ»...



Но кто не согласится, что эта   н е п р а в д а   никогда еще такъ нагло не поднимала головы, какъ въ наше время, когда подлинно, по выраженію св. пророка, «зло называютъ добромъ, и добро — зломъ, тьму почитаютъ свѣтомъ, и свѣтъ — тьмою, горькое почитаютъ сладкимъ, и сладкое — горькимъ!» (Ис. 5, 20).



И развѣ это не исполненіе какъ разъ того предреченія св. Апостола Павла, которое онъ тѣсно связываетъ съ наступленіемъ «послѣднихъ временъ»: «Сего ради послетъ имъ Богъ дѣйство льсти (дѣйствіе заблужденія), во еже   в ѣ р о в а т и   и м ъ   л ж и   (такъ что они будутъ вѣрить лжи), да судъ пріимутъ вси не вѣровавшіи истинѣ, но благоволившіи въ неправдѣ (да будутъ осуждены всѣ, не вѣровавшіе истинѣ, но возлюбившіе неправду)» (2 Сол. 2, 7-12)?



Мы устали отъ этой повсюдной неправды, отъ этой гнетущей фальши и лжи, задыхаемся, живя посреди нея, а потому нисколько не «пугаемся», когда такіе высокіе авторитеты, какъ нашъ великій праведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій, говорятъ намъ о несомнѣнной близости кончины міра, когда, по его выраженію въ томъ же словѣ, «земля со всѣми стихіями сгоритъ, какъ сгораетъ домъ, и небо совьется въ одно мгновеніе, какъ одежда». Теперь, когда изобрѣтены такіе страшной разрушительной силы снаряды мы даже можемъ себѣ представить, какъ это случится. И радуемся тому, что будетъ «новое небо» и «новая земля», которыя какъ и «люди новые будутъ имѣть новую, нетлѣнную, духовную, вѣчную, безсмертную природу, безсмертную, чистую, безгрѣшную, святую, какъ святъ Господь Богъ», — «очевидно будутъ духовны, нетлѣнны, вѣчны и несравнимо прекрасны», «неподвержены измѣненію или разрушенію въ безконечные вѣки».



Если еще тогда, болѣе пятидесяти лѣтъ тому назадъ [1], когда жилъ св. праведный о. Іоаннъ Кронштадтскій, когда существовала еще Православная Царская Россія, оплотъ истинной вѣры — Святаго Православія — для всего міра, можно было говорить о приближеніи конца міра, то что же можно думать   о   н ы н ѣ ш н е м ъ,   переживаемомъ нами времени, когда «отступленіе» идетъ такъ быстро, на нашихъ глазахъ, такими гигантскими шагами?!



Къ сожалѣнію, далеко не всѣ это чувствуютъ, ибо, забывая предостереженіе Господа, обуреваются «объяденіемъ и піянствомъ и печальми житейскими».



Теперь происходитъ среди людей явное и рѣзкое «отсѣиваніе».



Одни, среди которыхъ — увы! — попадаются иногда даже лица, близкіе къ Церкви, вплоть до самихъ священнослужителей, забывшихъ свое высокое званіе и то, къ чему оно ихъ обязываетъ, среди шумнаго веселія, съ бокалами въ рукахъ, встрѣчаютъ Новый Годъ, и негодуютъ и сердятся, когда имъ говорятъ о знаменіяхъ времени, предвозвѣщающихъ близость кончины міра, ибо это мѣшаетъ ихъ сытой, привольной и веселой жизни, — другіе, со всей серьезностью, вдумчиво оцѣниваютъ создавшуюся въ мірѣ обстановку и отдаютъ себѣ ясный отчетъ въ томъ,   н а с к о л ь к о   м ы   б л и з к и   к ъ   к о н ц у,   и что только милость Божія къ намъ, привлекаемая усердной молитвой и покаяніемъ, можетъ сохранить и спасти насъ среди ужасовъ и бѣдствій, «грядущихъ на вселенную» (Лук. 21, 25-26).



«Бдите и молитеся, да не внидите въ напасть! (Матѳ. 26, 41) — вотъ постоянный жизненный девизъ этихъ послѣднихъ.



И пусть каждый изъ насъ по чистой совѣсти рѣшитъ для себя вопросъ, гдѣ онъ находится: въ числѣ «наглыхъ ругателей», о которыхъ говоритъ св. Апостолъ, «поступающихъ по собственнымъ своимъ похотямъ», которые говорятъ: «гдѣ обѣтованіе пришествія Его?», насмѣхаются и зло издѣваются надъ вѣрою въ близость Втораго Пришествія (2 Петр. 3, 3-4), вопреки ясному ученію Слова Божія о необходимости всегда ожидать его и готовиться къ нему, или — въ составѣ того «малаго стада» Христова, которое,   б е з ъ   в с я к а г о   с о м н ѣ н і я,   вѣруетъ всему тому, о чемъ училъ Христосъ,   «ж д е т ъ   и   ж е л а е т ъ   пришествія дня Божія», по заповѣди св. Апостола, храня себя «неоскверненными и непорочными въ мирѣ» (2 Петр. 3, 12-14) и которому поэтому Отецъ Небесный «благоволилъ дать Царство» (Лук. 12, 32)?



О, сколь велико сейчасъ помутнѣніе сознанія, даже у людей, считающихъ себя вѣрующими, — помраченіе умовъ и сердецъ, такъ что они, видя, не видятъ, и слыша, не слышатъ, и сердцемъ не разумѣютъ, по выраженнію св. пророка (Ис. 9, 10)!



Это —  «о к а м е н е н і е   с е р д е ц ъ»,   по его же выраженію.



Но есть въ наши дни, и все чаще и чаще встрѣчается нынѣ, явленіе еще болѣе страшное: это — въ большей или меньшей мѣрѣ   с о з н а т е л ь н о е,   ради   з е м н ы х ъ   б л а г ъ   и   в ы г о д ъ,   опредѣленіе себя на службу грядущему Антихристу.



Вотъ это уже крайняя степень паденія, изъ которой весьма трудно возстаніе!



А что такія лица несомнѣнно имѣются, и не только среди мірскихъ людей, но даже и среди священнослужителей, занимающихъ иной разъ и высокое іерархическое положеніе, объ этомъ слишкомъ ярко свидѣтельствуетъ вся современная жизнь и, въ частности, тѣ совершенно новозможныя, казалось бы, до крайности уродливыя явленія религіозной и церковной жизни, которыя возникаютъ теперь и протекаютъ   п р я м о   в о п р е к и   всякому здравому смыслу, не говоря уже о глубокомъ попраніи при этомъ ученія Слова Божія и каноновъ св. Церкви.



Вотъ они-то, эти лица, въ особенности, не выносятъ, не терпятъ, когда въ ихъ присутствіи, здраво разсуждая, говорятъ о признакахъ близости кончины міра и о дѣятельности слугъ Антихриста, съ коими они такъ или иначе себя связали. Они даже злобятся на всѣхъ такихъ здравомыслящихъ и честныхъ людей и преслѣдуютъ ихъ, то насмѣшками, то разнаго рода притѣсненіями, какъ бы предваряя тѣ страшныя гоненія, которымъ подвергнетъ всѣхъ истинныхъ христіанъ, по ученію Слова Божія, самъ Антихристъ, когда онъ явится.



Но, конечно, не мѣсто тутъ унынію или отчаянію, ибо обо всемъ этомъ мы давно предупреждены. Мы знаемъ также, что и въ ликѣ 12-ти Апостоловъ Христовыхъ былъ Іуда-предатель. Да и вся исторія Христіанской Церкви, на протяженіи многихъ вѣковъ, нерѣдко омрачалась выступленіями подобныхъ же «вторыхъ Іудъ» — разныхъ богоотступниковъ и еретиковъ, много скорбей и зла причинявшихъ истинной Церкви и вѣрующимъ.



Страшно не это, само по себѣ, а то, какъ бы мы сами, по наивности и легкомыслію, по чрезмѣрному неоправданному довѣрію къ нѣкоторымъ людямъ, или обуреваемые разнаго рода страстями и похотями,   н е   д а л и   с а м и х ъ   с е б я   у в л е ч ь,   подъ разными хитроумными и благовидными предлогами, въ родѣ, напримѣръ, столь модной теперь мнимой «благотворительности», «служенія ближнимъ» и мнимой «христіанской любви»,   н а   п у т ь   с л у ж е н і я   А н т и х р и с т у.



А это нынѣ — довольно обычно!



Вотъ почему надо, по заповѣди Господней, испытывать знаменія временъ и не мудрствовать лукаво, а   т в е р д о   д е р ж а т ь с я   ч и с т а г о   и   н е п о в р е ж д е н н а г о   у ч е н і я   С л о в а   Б о ж і я   и   С в я т ы х ъ   О т ц е в ъ,   памятуя мудрое предостереженіе св. Апостола:



«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время,   я к о   д н і е   л у к а в и   с у т ь»   (Ефес. 5, 15-16).



Съ такими мыслями и чувствами вступимъ въ этотъ Новый 1965-ый Годъ, моля Бога, чтобы Онъ, Милосердный, благословилъ его для насъ Своею благостью и помогъ бы намъ, несмотря ни на какіе соблазны, сохранить непоколебимую   в ѣ р н о с т ь   Е м у   и   Е г о   и с т и н н о й   Ц е р к в и,   въ чемъ одномъ только залогъ нашего вѣчнаго спасенія.



Примѣчаніе:
[1] Слово произнесено въ 1965 г.



Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 327-334.



 



 



 



 



Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Архипастырское Посланіе ко дню праздника Рождества Христова — 25 декабря 1968 года
вѣрнымъ чадамъ Сиракузской и Троицкой епархіи.



Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!



Вотъ и вновь дожили мы, милостью Божіею, до этого великаго и радостнаго дня, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры, когда въ ушахъ нашихъ и въ сердцахъ нашихъ съ особою внутреннею силою звучатъ слова этого дивнаго ангельскаго пѣснопѣнія, помогая намъ отвлечься отъ окружающей насъ мрачной дѣйствительности.



Вѣдь это — день, котораго тысячелѣтіями съ нетерпѣніемъ ожидало все человѣчество!



«Къ чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвѣщали и праведные желали видѣть, то сегодня совершилось» (Св. Іоаннъ Златоустъ).



Совершилась «велія благочестія тайна» (1 Тим. 3, 16): Богъ явился на землѣ во плоти и вселился между людьми. Произошло это какъ разъ тогда, когда человѣчество уже отчаялось въ своемъ спасеніи. Жизнь на землѣ уподобилась аду кромѣшнему. Дошедшіе до полнаго безвѣрія, падшіе во глубину разврата и разочаровавшіеся во всѣхъ своихъ недавнихъ идеалахъ люди отчаянно метались, утративъ всякій смыслъ и цѣль жизни, и находя единственный выходъ изъ своего мучительнаго гнетущаго состоянія лишь въ самоубійствѣ. Лучшіе люди того времени буквально задыхались въ этой ужасающей атмосферѣ нравственнаго растлѣнія и громогласно заявляли, что жить такъ дальше нельзя, что нѣтъ спасенія человѣчеству, если Самъ Богъ не сойдетъ на землю и не научитъ людей, какъ они должны жить, чтобы не погибнуть окончательно.



И вотъ тогда-то, когда люди поняли, что они безсильны помочь сами себѣ, что однѣми своими силами они не въ состояніи ничего добраго сдѣлать и что жизнь безъ Бога, безъ общенія съ Нимъ, и безъ исполненія Его воли становится настоящимъ адомъ, въ которомъ невозможно жить, — тогда, по благоволенію Отца Небеснаго, Сынъ Божій сошелъ на землю и сталъ человѣкомъ.



Для чего же, собственно, пришелъ на землю Сынъ Божій?



Онъ пришелъ, какъ учитъ насъ о томъ Слово Божіе, —   «в р а ж д у   у б и т ь»   (Ефес. 2, 14-18) и   «б л а г о в ѣ с т и т ь   м и р ъ   н а м ъ»   (Ефес. 2, 17), то-есть: примирить падшаго грѣхомъ человѣка съ Богомъ и съ своей совѣстью, возвративъ ему благоволеніе Божіе и примиривъ его съ другими людьми.



Явившись въ міръ какъ разъ въ то время, когда человѣчество сознало свою безпомощность, свое безсиліе устроить свою жизнь на землѣ, и въ самой обстановкѣ своего рожденія давъ намъ образецъ   с м и р е н і я,   Господь-Спаситель посрамилъ нашу человѣческую гордыню, губительный духъ коей возобладалъ въ людяхъ со времени ихъ отпаденія отъ Бога и вступленія въ союзъ съ противникомъ Божіимъ — діаволомъ, отцомъ и основоположникомъ всякой гордыни и всякаго зла. Господь открылъ намъ, что всѣ наши бѣды и несчастія, все нестроеніе нашей земной жизни происходятъ не отъ чего другого, какъ отъ   б ѣ с о в с к о й   г о р д о с т и.   Эта гордость побуждаетъ человѣка дерзко возставать противъ Бога и враждовать другъ противъ друга. Вотъ гдѣ источникъ той взаимной зависти, той ненависти, злобы и окаменѣнія сердечнаго, которыя такъ омрачаютъ человѣческую жизнь и такъ терзаютъ сердца людей, вызывая столько бѣдствій и страданій!



Безконечно Милосердный и Человѣколюбивый Господь не могъ терпѣть, видя, какъ возлюбленное твореніе Его, человѣкъ, погибаетъ въ этихъ нестерпимыхъ узахъ вражды, мучимъ отъ діавола. И вотъ Онъ сошелъ на землю, чтобы «благовѣстити   м и р ъ   намъ, дальнимъ и ближнимъ» (Ефес. 2, 17). Преславное Рождество Его на землѣ знаменовало, что прекращается отнынѣ   с р е д о с т ѣ н і е   в р а ж д ы   между Богомъ и человѣкомъ, воздвигнутое грѣхопаденіемъ нашихъ прародителей, что съ сего времени мы уже — не презрѣнные падшіе рабы, озлобленные на Бога и другъ на друга, но   с ы н ы   Б о ж і и   и   н а с л ѣ д н и к и   открытаго Имъ для насъ Царствія Божія Іисусъ Христомъ (Гал. 4, 7), а другъ другу —   б р а т і я.



Вотъ почему сегодняшній день есть день несказанной милости Божіей къ падшему человѣку,   д е н ь   м и р а   и   б л а г о в о л е н і я   — день душевной отрады и сладостнаго отдохновенія для измученныхъ враждою сердецъ.



О, еслибы эта радость, которую даровалъ намъ Господь Своимъ преславнымъ Рождествомъ отъ Пречистой Дѣвы, всегда пребывала съ нами! Тогда не было бы между нами несогласій, раздѣленій и вражды; тогда умолкло бы злорѣчіе, престала клевета, прекратились бы насилія и убійства, и столь желанный для всѣхъ   м и р ъ   — тотъ чудный   м и р ъ,   о которомъ такъ сладостно пѣли Ангелы въ моментъ Рождества Христова, воцарился бы на землѣ.



А между тѣмъ, этому-то и надлежало быть! Христосъ пришелъ къ намъ не съ какою-либо иною цѣлью, какъ именно   д л я   в о д в о р е н і я   м и р а   н а   з е м л ѣ   и   б л а г о в о л е н і я   в ъ   ч е л о в ѣ к а х ъ.



Почему же мы не видимъ этого теперь?



Почему все еще такъ сильна злоба и нѣтъ благоволенія въ душахъ людей?



Только потому, что не хотятъ современные люди становиться   и с т и н н ы м и   х р и с т і а н а м и,   и сыновству Богу предпочитаютъ содружество съ діаволомъ. Не хотятъ стать «сынами свѣта», а остаются «чадами тьмы».



Богъ сдѣлалъ для насъ   в с е:   Сына Своего Единороднаго не пощадилъ ради насъ, но обрекъ Его на всѣ лишенія, муки и страданія бреннаго земного существованія, вплоть до страшной поносной смерти на крестѣ, — только, чтобы спасти насъ отъ власти діавола.



А мы?



Отзываемся ли мы отвѣтною любовью на такую безмѣрную любовь Божію къ намъ?



Въ прошломъ, а особенно въ первые вѣка христіанства, многіе сонмы   и с т и н н ы х ъ   христіанъ откликнулись на эту любовь Божію и обрѣли этотъ миръ Божій, ставъ, какъ мы ихъ называемъ, «святыми угодниками Божіими».



Совсѣмъ иное происходитъ теперь. Человѣчество вновь безумствуетъ. Сознавъ однажды, казалось бы разъ навсегда, свою полную несостоятельность, свое безсиліе устроить свою жизнь безъ Бога и вкусивъ всю сладость жизни въ Богѣ, въ лицѣ многихъ своихъ представителей, современные люди, въ своей діавольской горделивой самонадѣянности мечтаютъ создать общее благополучіе и благоденствіе помимо Бога. Но что еще хуже, что еще страшнѣе, — и косвенно и прямо идутъ на служеніе самому сатанѣ, въ какой-то наивной надеждѣ, что онъ обезпечитъ имъ мирную и счастливую, полную сытости и довольства, безмятежную жизнь на землѣ — «земной рай», вмѣсто рая небеснаго. Мы ясно видимъ,   к ъ   ч е м у   это приводитъ безумныхъ, зарвавшихся въ своей слѣпой гордынѣ людей: жизнь на землѣ вновь становится похожей на тотъ подлинный адъ, который былъ предъ Рождествомъ Христовымъ, но все это теперь гораздо хуже, ибо вдохновляется сознательнымъ богоборчествомъ, и человѣчество заходитъ уже въ безвозвратный нравственный тупикъ, изъ котораго нѣтъ выхода.



Самое ужасное въ наше время — это дошедшая до крайнихъ предѣловъ   л о ж ь   и   л и ц е м ѣ р і е.   Громогласно кричатъ о «мирѣ всего міра», но призываютъ  н е   к ъ   м и р у   с ъ   Б о г о м ъ   и   с в о е й   с о в ѣ с т ь ю,   что одно только и можетъ дать истинный миръ, а къ миру съ сатаной и его приспѣшниками и служителями, которые готовятъ подъ лукавымъ именемъ «Царства Божія на землѣ» устроеніе царства Антихриста. И это дѣлаютъ люди, еще называющіе себя «христіанами» и даже имѣющіе рангъ христіанскихъ священнослужителей. Они призываютъ всѣхъ къ миру съ гонителями и разрушителями Церкви Христовой, съ насадителями нечестія и разврата, съ еретиками и лжеучителями всякаго рода, которые растлѣваютъ умы и сердца людей, съ блудниками и прелюбодѣями, грабителями и убійцами, — но въ то же самое время, какъ это ни странно, возбуждаютъ вражду и непримиримость къ истиннымъ христіанамъ, ко всѣмъ стремящимся жить по-христіански и соблюдать заповѣди Божіи и установленія св. Церкви. И все это — на почвѣ одного лишь   с а м о л ю б і я,   т щ е с л а в і я   и   г о р д о с т и,   руководясь низменными чувствами   з а в и с т и   и   с в о е к о р ы с т і я,   что и вскрываетъ истинную природу такихъ стремленій, вдохновляемыхъ, конечно, никѣмъ инымъ, какъ противникомъ Божіимъ и врагомъ человѣческаго спасенія діаволомъ.



Зрѣлище современной жизни — зрѣлище поистинѣ страшное!



Но теперь уже не придетъ Господь  с п а с т и   н а с ъ,   какъ Онъ сдѣлалъ это однажды и разъ навсегда, сказавъ тогда: «не пріидохъ, да сужду мірови, но да спасу міръ» (Іоан. 12, 47).



Теперь Онъ придетъ во второй разъ   «с у д и т и   м і р у   в с е м у».



Это Второе Пришествіе Христово будетъ совершенно отлично отъ Перваго: это будетъ уже не благостное снисхожденіе Божіе къ несчастнымъ, отчаявшимся въ своемъ спасеніи людямъ, не знающимъ Бога, а Страшный Судъ надъ беззаконными гордецами, вѣдущими Бога, но сознательно и дерзко отметающими спасительные законы Его. Это будетъ послѣдній и окончательный судъ надъ упорствующей во злѣ, непокорной и ни передъ чѣмь не склоняющейся, безчувственной къ любви Божіей   о с а т а н ѣ в ш е й   человѣческой волей, добровольно обрекшей себя на вѣчную погибель.



Вотъ почему въ эти свѣтлые дни празднованія Рождества Христова св. Церковь возводитъ нашу мысль ко Второму Пришествію Христову, и отъ лица каждаго изъ насъ молитъ Христа: «Во Второмъ Твоемъ, Христе, Пришествіи, сожителя деснымъ мя причти овцамъ Твоимъ, Твое чтущаго во плоти пришествіе» (9 пѣснь трипѣснца 20 декабря).



И нашъ священный долгъ, братіе и сестры, празднуя сегодня Первое Пришествіе Господа въ міръ, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія», неустанно помышлять о приближающемся Второмъ Его Пришествіи, когда каждый изъ насъ или прославится или постыдится. Въ этой постоянной подготовкѣ себя ко Второму Пришествію Господню и заключается смыслъ и назначеніе этой временной нашей земной жизни. Мы должны быть готовыми встрѣтить Господа, Грядущаго «судити живымъ и мертвымъ», не съ животнымъ страхомъ передъ ожидающей насъ грозной карой, какъ презрѣнные рабы, не сотворившіе воли своего Господина, а съ радостью и любовью, какъ вѣрные сыны, ибо, согласно ученію Слова Божія, со времени Перваго Пришествія Господа въ міръ и совершеннаго имъ великаго подвига искупленія человѣчества, мы — уже не рабы, но   с ы н ы,   а если сыны, то и   н а с л ѣ д н и к и   Божіи Іисусъ Христомъ (Гал. 4, 6-7).



Сей радости да сподобитъ всѣхъ насъ Всемилостивый Господь, и «миръ Божій, превосходяй всякъ умъ» (Флп. 4, 7) да вселится въ сердца наши!



Съ свѣтлымъ праздникомъ сердечно привѣтствую Васъ!



Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 611-616.



 



 



Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Зловѣщій кровавый юбилей и св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій.





 

Да избавитъ насъ Господь отъ настоящаго вѣка лукаваго (Гал. 1, 4).





Такими словами началъ Святѣйшій Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи, свое воистину историческое посланіе 19 января 1918 года, въ которомъ онъ предалъ богоборческую власть коммунистовъ и всѣхъ, кто съ нею вступаетъ въ общеніе, анаѳемѣ. Эти знаменательныя слова стали съ тѣхъ поръ какъ бы законоположительными для вѣрной непогрѣшительной оцѣнки нами всего происходящаго нынѣ въ мірѣ.



Двѣ даты, глубоко затрагивающія сердце настоящаго православнаго русскаго человѣка-патріота, хотя и по совершенно-различнымъ, до противоположности, поводамъ, приходятся на октябрь мѣсяцъ по нашему православному календарю.



Это — день церковнаго прославленія св. праведнаго отца нашего Іоанна, Кронштадтскаго чудотворца — 19 октября ст. ст., и день, начиная съ котораго жуткій кровавый кошмаръ, по грѣхамъ нашимъ, охватилъ всю русскую землю — 25 октября ст. ст.



Первая дата сдѣлалась для насъ особенно радостной всего три года тому назадъ, когда въ нашей Русской Зарубежной Церкви состоялось, наконецъ, долгожданное пріобщеніе къ лику Всѣхъ Святыхъ, въ Землѣ Россійстѣй просіявшихъ, нашего великаго всероссійскаго праведника, молитвенника и чудотворца (19 октября 1964 года).



Второй датой отмѣчается въ нынъшнемъ году зловѣщій кровавый юбилей пятидесятилѣтія захвата власти на нашей Родинѣ лютыми богоборцами, осквернившими наши святыни и поработившими нашу несчастную Родину, заливъ ее потоками крови и слезъ (25 октября 1917 года).



Не случайно это совпаденіе — такая близость по времени этихъ двухъ датъ!



Каждому настоящему русскому человѣку необходимо знать и помнить, что св. праведный Іоаннъ, Кронштадтскій чудотворецъ, еще при жизни своей прославившійся не только на всю Россію, но и на весь міръ, явился для насъ, православныхъ русскихъ людей, подлиннымъ пророкомъ Божіимъ, посланнымъ Россіи на вразумленіе. Не послушалась его Россія такъ, какъ бы слѣдовало, не вняла его пламеннымъ вдохновеннымъ рѣчамъ и предостереженіямъ, — и не замедлила обрушиться на нее страшная кара Божія, которой онъ грозилъ и о которой такъ горячо, отечески предупреждалъ и предостерегалъ.



Сколько написано за эти пятьдесятъ истекшихъ лѣтъ всевозможныхъ воспоминаній въ видѣ журнальныхъ статей и цѣлыхъ книгъ, авторы коихъ, болѣе или менѣе добросовѣстно, пытаются найти и объяснить причины постигшей русскую землю страшной катастрофы, но... всѣ они ходятъ, по большей части, только «вокругъ-да-около», не заглядывая въ самый корень вещей, а потому, не видя   г л а в н о й   причины приключившагося съ нами жуткаго кроваваго бѣдствія, ничего не могутъ объяснить.



А между тѣмъ, основную и главную причину этого такъ ясно, просто, понятно и для непредубѣжденнаго ума вполнѣ убѣдительно, раскрываетъ намъ въ своемъ истинно-пророческомъ прозорливомъ предвидѣніи святый праведный Іоаннъ, въ цѣломъ рядѣ своихъ рѣчей и поученій, сказанныхъ еще задолго до этой такъ называемой «революціи» — преимущественно же въ словахъ за 1906 и 1907 годы.



Вотъ, напримѣръ, что сказалъ онъ въ своемъ словѣ на Недѣлю Православія 19 февраля 1906 года:



«Откуда эта анархія, эта революція, этотъ соціаализмъ, эта нелѣпая коммуна, эти забастовки, разбои, убійства, хищенія; эта общественная безнравственность, этотъ царящій развратъ, это огульное пьянство? —  О т ъ   н е в ѣ р і я,   о т ъ   б е з б о ж і я.   И потому, если правительство или государственная собирающаяся Дума хотятъ водворить порядокъ въ государствѣ и уваженіе къ законамъ, повиновеніе правительству, миръ и безмятежіе, разумный и полезный трудъ, они должны обуздать безнравственную печать, воспламеняющую всѣ страсти, и обратить самое заботливое вниманіе на воспитаніе юношества и внушить ему, его гордымъ наставникамъ и интеллигенціи собственнымъ примѣромъ   д о л ж н о е   у в а ж е н і е   к ъ   в ѣ р ѣ   и   Ц е р к в и   и   к ъ   з а п о в ѣ д я м ъ   Е в а н г е л і я ...»



Ясно, просто и понятно!



Это не было сдѣлано, и Россія была ввергнута въ 1917 году въ страшную кровавую пропасть — въ ужасное бѣдствіе, по своимъ грандіознымъ масштабамъ, еще неслыханное въ исторіи.



«Какъ хитеръ и лукавъ сатана», — говоритъ онъ далѣе въ томъ же словѣ: «чтобы погубить Россію, онъ раздулъ въ ней безвѣріе и развратъ чрезъ злонамѣренныхъ писателей и учителей, чрезъ русскія среднія и высшія школы и чрезъ такъ называемую интеллигенцію. На почвѣ безвѣрія, слабодушія, малодушія, безнравственности совершается распаденіе государства. Безъ насажденія вѣры и страха Божія въ населеніи Россіи, она не можетъ устоять. — Скорѣе съ покаяніемъ къ Богу! Скорѣе къ твердому и непоколебимому пристанищу вѣры и Церкви! Аминь».



Въ своемъ словѣ на Благовѣщеніе 25 марта 1906 года св. праведный Іоаннъ сильно и красочно изображаетъ до какого страшнаго нравственнаго разложенія дошло наше русское общество и прямо указываетъ на неизбѣжность гибели нашей Родины, при такихъ обстоятельствахъ:



«Вѣра слову истины — Слову Божію исчезла и замѣнена вѣрою въ разумъ человѣческій; печать, именующая себя гордо шестой великой державой въ мірѣ подлунномъ, въ большинствѣ изолгалася — для нея не стало ничего святого и досточтимаго, кромѣ своего лукаваго пера, нерѣдко пропитаннаго ядомъ клеветы и насмѣшки, не стало повиновенія дѣтей родителямъ, учащихся — учащимъ и самихъ учащихъ — подлежащимъ властямъ; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякій политиканствуетъ, — ученики и учителя въ большинствѣ побросали свои настоящія дѣла и судятъ о политикѣ; всѣ желаютъ автономіи — едва не всякій ребенокъ мнитъ быть автономомъ; даже среднія и высшія духовно-учебныя заведенія позабыли о своемъ назначеніи: быть слугами Церкви и спасенія людей. Не стало у интеллигенціи любви къ Родинѣ, и она готова продать ее инородцамъ, какъ Іуда предалъ Христа злымъ книжникамъ и фарисеямъ; уже не говорю о томъ, что не стало у нея вѣры въ Церковь, возродившей насъ для Бога и небеснаго отечества; нравовъ христіанскихъ нѣтъ, всюду безнравственность; насталъ, въ прямую противоположность Евангелію, культъ природы, культъ страстей плотскихъ, полное неудержимое распутство съ пьянствомъ; расхищеніе и воровство казенныхъ и частныхъ банковъ и почтовыхъ учрежденій и посылокъ; и враги Россіи готовятъ разложеніе государства. Правды нигдѣ не стало — и отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будетъ продолжаться такое безвѣріе, такая испорченность нравовъ, такое безначаліе? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за насъ? — Нѣтъ; — полно глумиться надъ Богомъ; полно попирать Его святые законы. Онъ скоро придетъ, но придетъ судить міръ и воздать каждому по дѣламъ его... Человѣкъ, именующійся христіаниномъ, одумайся, возвратись къ вѣрѣ, къ здравому смыслу, къ Слову Божію!..»



А вотъ и еще картинка русской жизни передъ революціей, которая и привела Россію и несчастный заблудившійся русскій народъ къ ужасамъ революціи!



«Тѣмъ именно и страдаетъ нынѣ русское общество» — говорилъ св. Іоаннъ въ своемъ словѣ на день памяти св. Николая Чудотворца 6 декабря 1906 года: «что   в ъ   н е м ъ   н ѣ т ъ   в ѣ р ы   в о   Х р и с т а,   нѣтъ твердости вѣры и убѣжденій христіанскихъ, что оно помѣшано на всякихъ «свободахъ», превратно понятыхъ, и творитъ всякія несуразности, нелѣпости и гоняется за новомоднымъ образомъ правленія, къ которому оно совершенно неспособно по своей разнородности и разновѣрности и взаимной враждебности. Всепагубно правленіе многихъ: единъ да будетъ Царь — говоритъ древній мудрецъ!»



«Нынѣ страшное время безвѣрія и отступленія отъ Бога, время потрясающихъ душу беззаконій всякаго рода: многіе люди обратились нравственно въ дикихъ звѣрей или злыхъ геніевъ и духовъ. Нѣтъ для нихъ ничего святого, нѣтъ души безсмертной, по ихъ мечтаніямъ; нѣтъ Бога, нѣтъ воскресенія и нѣтъ воздаянія по дѣламъ, нѣтъ суда нелицепріятнаго, точнаго, строгаго за всякое дѣло и слово, а потому, говорятъ они: громи, убивай, жги, похищай, насилуй всячески ближняго, лги, лицемѣрь, не подчиняйся никакому начальству, будь самъ для себя начальникъ — отвѣчать ни за что не будешь — такъ думаютъ и говорятъ многіе изъ пресловущихъ интеллигентовъ и неучей, — и такъ думая, поступаютъ сообразно со своими воззрѣніями. Господи! Положи же конецъ злодѣяніямъ!» (Слово на Успеніе Прес. Богородицы — 15 августа 1906 г.).



Кажется, довольно этихъ цитатъ, чтобы ясно видѣть, въ чемъ видѣлъ нашъ великій всероссійскій праведникъ главное зло русской жизни предъ революціей и, вмѣстѣ съ тѣмъ, главную причину, вызвавшую страшное кровавое бѣдствіе, стоившее жизни многимъ и многимъ милліонамъ русскихъ людей и ввергшее всю страну нашу въ страшную разруху, продолжающуюся вотъ уже полстолѣтія!



Н е в ѣ р і е   и   Б е з б о ж і е — вотъ коренной источникъ всякаго зла, вотъ и коренная причина постигшихъ нашу Родину ужасовъ революціи!



Удивительно, что для многихъ, даже послѣ всего пережитаго ими, это еще остается непонятнымъ, и они видя не видятъ и слыша не слышатъ, продолжая жить въ состояніи какого-то страшнаго ослѣпленія и безчувствія духовнаго, даже здѣсь на свободѣ, заграницей, все тѣми же настроеніями, которыя въ свое время и привели Россію къ гибели! И даже тѣ, которые считаютъ себя патріотами и думаютъ о спасеніи Россіи, наивно воображаютъ, что они могутъ спасти ее какими-то обычными человѣческими средствами и путями, безъ Бога, безъ вѣры, безъ истинной Церкви, самоувѣренно, самонадѣянно, ничего толкомъ не понимая, и все надменно и свысока критикуя, чему учитъ св. Церковь.



Особенно печальную въ этомъ отношеніи картину представляютъ собою «ура-патріоты», которые подъ видомъ любви къ Россіи устраиваютъ въ дѣйствительности только свои собственныя дѣлишки и, прикрываясь крикливымъ показнымъ патріотизмомъ, зачастую служатъ лютымъ врагамъ нашей Родины.



Сколько у насъ всевозможныхъ и организацій и партій, будто бы работающихъ для спасенія Россіи, но есть ли у всѣхъ, кто въ нихъ состоитъ и кто ими руководитъ,   я с н о е   с о з н а н і е   того, отчего погибла наша Россія и что прежде всего нужно для ея спасенія?



Увы! Глубоко внѣдрилось въ души многихъ русскихъ людей духовное разложеніе, та духовная зараза, которая и привела насъ къ революціи — духовное паденіе далеко еще не изжито, и вотъ причина, почему до сихъ поръ нѣтъ спасенія нашей Родинѣ, почему не имѣло успѣха ни Бѣлое движеніе, ни движеніе такъ называемой «Русской Освободительной Арміи» (Генерала А. А. Власова).



Какъ не знать и не помнить, что вся почти тысячелѣтняя исторія нашей Родины тѣсно связана съ Православной Вѣрой и Церковью и что именно отступленіе, отходъ русскихъ людей отъ своей Вѣры и Церкви и вызвалъ эту страшную кровавую катастрофу 1917 года?!



Какъ не понять и не почувствовать, хоть сколько-нибудь зная исторію Россіи, что намъ дорога не просто «Русь», а «Святая Русь», что намъ нужна не просто «Россія», а «Православная Россія»?!

Вѣдь совсѣмъ не случайно и не безъ самаго глубокаго смысла и значенія въ нашемъ государственномъ гимнѣ поется:  «Ц а р ь   П р а в о с л а в н ы й» ... Къ сожалѣнію, нѣкоторые, даже считающіе себя «монархистами», не въ состояніи почему-то понять, что просто «Царь», не являющійся вѣрнымъ сыномъ св. Православной Церкви и одновременно — защитникомъ и покровителемъ Святой Вѣры и Церкви Православной, ровно   н и ч е г о   Россіи не дастъ, и такая Россія, если даже и падетъ въ ней совѣтская власть, мало чѣмъ будетъ отличаться отъ нынѣшняго СССР.

Св. праведный Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій, указавшій намъ причину гибели Россіи, указываетъ и   е д и н с т в е н н о – в ѣ р н ы й   путь къ ея спасенію. И если мы видимъ, что сбылись его мрачныя пророчества о гибели Россіи, а это онъ ясно предрекъ, не разъ говоря: «Царство Русское колеблется, шатается, близко къ паденію», то мы должны вѣрить ему въ томъ, въ чемъ онъ указываетъ для насъ этотъ путь спасенія.

«Обратись къ Богу, Россія» — такъ пламенно взывалъ св. Іоаннъ въ своемъ словѣ на день Рождества Пресвятыя Богородицы 8 сентября 1906 года, и мысленно продолжаетъ взывать къ намъ доселѣ, желая пробудить насъ, русскихъ людей, отъ пагубнаго состоянія окамененнаго нечувствія. «Обратись къ Богу, Россія, согрѣшившая предъ Нимъ больше, тягчае всѣхъ народовъ земныхъ — обратись   в ъ   п л а ч ѣ   и   с л е з а х ъ,   в ъ   в ѣ р ѣ   и   д о б р о д ѣ т е л и.   Больше всѣхъ ты согрѣшила, ибо имѣла и имѣешь у себя неоцѣненное жизненное сокровище — Вѣру Православную съ Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее въ лицѣ твоихъ гордыхъ и лукавыхъ сыновъ и дщерей, мнящихъ себя образованными, но истинное образованіе, то-есть по Образу Божію,   б е з ъ   Ц е р к в и   б ы т ь   н е   м о ж е т ъ».

«Возвратись, Россія, къ святой, непорочной, спасительной, побѣдоносной вѣрѣ своей и къ Святой Церкви — Матери своей — и будешь побѣдоносна и славна, какъ и въ старое вѣрующее время. Полно надѣяться на свой кичливый, омраченный разумъ. Борись со всякимъ зломъ даннымъ тебѣ отъ Бога оружіемъ Святой Вѣры, божественной мудрости и правды, молитвою, благочестіемъ, крестомъ, мужествомъ, преданностью и вѣрностью твоихъ сыновъ» (Слово на 30 августа 1906 года).

«Намъ необходимо всеобщее нравственное очищеніе, всенародное глубокое покаяніе, перемѣна нравовъ языческихъ на христіанскіе:   о ч и с т и м с я,   о м о е м с я   с л е з а м и   п о к а я н і я,   п р и м и р и м с я   с ъ   Б о г о м ъ,   и   О н ъ   п р и м и р и т с я   с ъ   н а м и!»

Вотъ — завѣтъ, оставленный намъ нашимъ великимъ праведникомъ, вотъ единственный путь спасенія для насъ и для всего міра, поскольку судьбы нашей Родины Россіи такъ тѣсно связаны сейчасъ съ судьбами всего остального міра, переживающаго сейчасъ многое изъ того, что переживала Россія передъ революціей 1917 года!

Страшная пропасть разверзлась предъ нами, готовая поглотить всѣхъ насъ. Но участь наша — въ нашихъ рукахъ. Не послушалась въ свое время Россія посланнаго ей отъ Бога пророка Божія святаго праведнаго Іоанна и рухнула въ ровъ погибели. Если не послушаемъ его мы и теперь, послѣ всего случившагося за эти истекшія пятьдесятъ лѣтъ, безъ сомнѣнія, погибнемъ окончательно и всѣ мы, и съ нами весь міръ, такъ быстро катящійся сейчасъ по наклонной плоскости къ этой пропасти.

Да звучитъ же непрестанно въ нашихъ ушахъ и сердцахъ пламенный призывъ нашего великаго праведника: «Скорѣе съ покаяніемъ къ Богу! Скорѣе къ твердому и непоколебимому пристанищу Вѣры и Церкви!» Не будемъ медлить и откладывать!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 518-525.

 


Рейтинг@Mail.ru