ГЛАВНАЯ О САЙТЕ НАШЪ МАНИФЕСТЪ НАШИ ДНИ ВѢРУЕМЪ И ИСПОВѢДУЕМЪ МУЗЫКА АЛЬБОМЫ ССЫЛКИ КОНТАКТЪ
Сегодня   21 НОЯБРЯ (8 НОЯБРЯ по ст.ст.) 2024 года
Соборъ Архист. Михаила и проч. силъ безплот.

Бесѣда на Рождество Христово


                        Бесѣда на Рождество Христово

                                                                  Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ!

Настоящій великій день есть праздникъ мира для всей земли, а для земли Русской – праздникъ сугубаго мира. На землю принесенъ миръ съ неба Сыномъ Божіимъ. Его послалъ къ намъ Богъ мира, Отецъ щедротъ, - послалъ для того, чтобы Онъ возстановилъ миръ, принесши Себя въ жертву за грѣхъ, примиривши насъ съ Отцемъ искупительною Своею жертвою. Онъ устроилъ Царство Божіе на землѣ, ибо земля уже готова была сдѣлаться царствомъ павшихъ темныхъ духовъ. Распространивши на землѣ грѣхъ, эти темныя силы ада какъ бы намѣрены были всю землю сдѣлать своимъ достояніемъ, а людей – своими рабами. Царство сатаны есть царство вражды, безначалія, безпорядка, насилія и страха (т.е. по нашимъ грѣхамъ сатанѣ удалось установить свое царство на землѣ бывшей Православной Имперіи – прим. ред. ЦиК). Таково состояніе тѣхъ народовъ древнихъ и новыхъ, гдѣ было и есть невѣдомо Христово Евангеліе или пренебрежено ученіе Его. Искупивши мiръ, Сынъ Божій даровалъ людямъ благодатную силу освободиться отъ грѣха, если они сами того пожелаютъ, - сдѣлаться изъ чадъ тьмы чадами свѣта; выйти изъ рабства сатаны въ свободу чадъ Божіихъ (выдѣлено ред. ЦиК). Примиривши людей съ Богомъ, Спаситель нашъ примирилъ родъ человѣческій и съ міромъ Ангельскимъ. Ибо люди, сдѣлавшись врагами Богу, стали чуждыми, какъ бы ненавистными для Ангеловъ, какъ чуждыми для духовъ свѣтлыхъ были падшіе, темные духи. Можно сказать болѣе: окончивши побѣдоносную брань за небо съ отпадшими  духами, Ангелы готовы были вступить въ брань и съ человѣками, какъ съ врагами Божіими. Эта брань могла бы имѣть ужасныя послѣдствія для рода человѣческаго. Снизу міръ человѣческій былъ бы порабощенъ и мучимъ темнымъ царствомъ духовъ, по свойственной имъ злобѣ; а сверху человѣческій родъ, какъ врагъ Божій, долженъ былъ страшиться огненныхъ мечей, которыми готовы были поражать его Ангелы свѣта, по ревности ихъ о славѣ Божіей. Примѣры порабощенія и мучительства людей со стороны падшихъ духовъ можно усмотрѣть въ изобрѣтеніи культовъ демонослужения, съ жертвами бѣсамъ, ради умилостивленія ихъ, культовъ, отличавшихся или крайнимъ развращеніемъ, каковы были культы Венеры, Бахуса, или – крайнею жестокостью, каковы были культъ Молоха, съ сожиганiемъ на его жертвенникахъ дѣтей, культъ индійскихъ божествъ, съ сожиганiемъ вдовъ послѣ смерти мужей. Примѣръ недружелюбнаго отношенія къ людямъ небожителей можно найти въ Ветхомъ Завѣтѣ, когда ни людямъ, ни Ангеламъ была еще неизвѣстна тайна искупленія. Такъ, Ангелы поразили Содомъ и Гоморру; такъ, Ангелъ въ одну ночь поразилъ 80 тысячъ войскъ Сеннахерима, похулившаго имя Божіе. Съ пришествіемъ Спасителя на землю началось освобожденіе несчастнаго человѣчества изъ его ужаснаго положенія. Сынъ Божій, принесши Себя въ жертву за людей, соединилъ ихъ съ Собой, совоскресилъ и совознесъ съ Собой на небеса, и спосадилъ одесную Отца; Онъ соединилъ подъ Своимъ главенствомъ и Ангеловъ и человѣковъ, составивши изъ нихъ единую Церковь. Тогда и всѣ Ангелы поклонились Ему, признавши власть Его надъ собой, какъ Богочеловѣка, и стали служить по Его мановенію, дѣлу спасенія людей. Не оттого ли мы видимъ, что, послѣ грѣхопаденія перваго человѣка до потопа, а потомъ и до Авраама, Ангелы не появлялись для помощи людямъ, а по мѣрѣ откровенія тайны искупленія, Ангелы начинаютъ чаще и чаще являться на землѣ. Въ день пришествія на землю Сына Божія они нисходятъ, какъ посланники съ неба, возвѣстить тайну спасенія людей и ликомъ воспѣваютъ ее между небомъ и землею, какъ восхвалили Господа гласомъ велиимъ всѣ Ангелы, когда созданы были звѣзды. Послѣ совершенія дѣла искупленія, Ангелы входятъ въ блаженное общеніе съ искупленными. Они дѣлаются хранителями не только городовъ, храмовъ, обителей и семействъ благочестивыхъ, но всякаго вѣрующаго. Какой христіанинъ не знаетъ теперь о своемъ Ангелѣ-Хранителѣ! Вотъ плоды пришествія на землю Сына Божія, вотъ миръ, принесенный Имъ на землю, миръ нынѣ празднуемый: миръ съ Богомъ, миръ съ Ангелами.

Но для земли Русской этотъ день есть есть праздникъ сугубаго мира, сугубаго спасенія. Сегодня мы воспоминательно празднуемъ освобожденіе державы Россійской отъ нашествія Галловъ и съ ними двадесяти языкъ – въ тяжкій для Россіи 1812 годъ. Это было такъ же дѣломъ милости Божіей, какъ и спасеніе человѣковъ пришествіемъ Сына Божія. Не многочисленностію воинства мы были спасены тогда: ибо у врага его было гораздо больше, и все оно погибло; и не искусствомъ вождей нашихъ была одержана побѣда; ибо мы болѣе убѣгали отъ врага, чѣмъ нападали на него. И кто бы могъ сравниться тогда съ непобѣдимымъ вождемъ, покорявшимъ одинъ за другимъ народы Европы, низвергавшимъ царей съ престоловъ ихъ и отдававшимъ царскія короны по своему произволу? Насъ спасла милость Божія. Господь воззрѣлъ на смиреніе, покаяніе и молитву народа и, по молитвѣ святыхъ заступниковъ земли Русской, спасъ насъ отъ враговъ нашихъ. Эту истину, въ свое время, исповѣдалъ и Самъ Благословенный Повелитель земли Русской, повелѣвши сдѣлать надпись на знакахъ, установленныхъ въ память этого событія: не намъ, Господи, не намъ, но имени Твоему даждь славу.

Позналъ тогда русскій народъ и исповѣдалъ, что бѣдствіе постигло его грѣхъ отступленія отъ Бога, за пренебреженіе къ отеческимъ преданіямъ и стремленіе подражать народамъ иноземнымъ въ ихъ безбожныхъ и развращенныхъ обычаяхъ. Кому они тогда хотѣли подражать, черезъ тѣхъ и были наказаны.

Россіяне! Будемъ помнить урокъ, данный намъ 12-м годомъ. Будемъ бояться нарушать церковные и старые отеческіе обычаи, помня мудрое изрѣченіе старыхъ людей: той землѣ не устоять, гдѣ начнутъ обычаи ломать. Народъ нашъ всегда благоговѣйно чтилъ праздники Господни. Въ старину не бывало того, чтобы идти въ дома увеселеній, когда Церковь зоветъ въ храмъ, какъ это дѣлается теперь. Бывало ли въ старину, чтобы въ навечерiе праздниковъ народъ устраивалъ игрища, какъ это бываетъ теперь? У насъ, въ городѣ, и нынѣ предназначены разнаго рода увеселенія въ вечеръ наступающаго воскресенія и внавечерiе новаго года. Когда одни пойдутъ въ храмы, чтобы начать новое лѣто покаяніемъ и молитвой, другіе будутъ увеселять себя зрѣлищами, провожать старый и встрѣчать новый годъ. – Не по-христіански это послѣднее, не по церковному и не по старорусскому обычаю.

Братiе, теперь ли намъ такъ безпечно вести себя какъ будто у насъ не о чемъ погоревать, не въ чемъ каяться, не о чемъ помолиться; какъ будто у насъ все обстоитъ благополучно? А войны, возмущенія повсюду, а недородъ хлѣба и другія бѣдствія – все это развѣ не стоитъ того, чтобы подумать и усердно молиться? Ужели мы приблизились къ тому состоянію, въ какомъ нѣкогда оказался народъ израильскій, которому изречены были пророкомъ грозныя слова упрека и призыва къ покаянію: смѣхъ вашъ въ плачъ да обратиться, и веселіе – въ сѣтованіе? Не пора ли и намъ начать покаяніе исправленіемъ нашей жизни, возвращеніемъ къ искренней вѣрѣ въ Бога, къ послушанію Церкви, къ добросовѣстному исполненію нашихъ обязанностей въ отношеніи къ Помазаннику Божію, къ богоучрежденному пастырству и къ дѣламъ нашего служенія государственнаго или общественнаго? Будемъ, возлюбленные, молиться, да не лишитъ Господь насъ мира, воспѣтаго сегодня ангелами; да даруетъ Онъ намъ Свое спасеніе, купленное Его пришествіемъ къ намъ, бѣднымъ; да утвердитъ благословеніе Свое на Благочестивѣйшемъ ИМПЕРАТОРѢ нашемъ НИКОЛАѢ АЛЕКСАНДРОВИЧѢ; да подастъ въ державѣ Его пастырямъ святыню, правителямъ – судъ и правду, народамъ – миръ и тишину, законамъ – силу и вѣрѣ – преуспѣяніе, заблуждающимъ – обращеніе, невѣрующимъ въ Бога – богопознаніе, и всѣмъ вѣрнымъ – вѣчныхъ благъ воспріятіе.

Митрополитъ Макарій Московскій (Парвицкiй – «Невскій»)          

 

 


Рейтинг@Mail.ru