Нетолерантный святой
Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
Слово о Меркурiи Смоленскомъ
OCR по Памятники литературы Древней Руси. XIII век. / Подготовка текста и перевод В.В. Колесова, комментарий Л.А. Дмитриева.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены вверху страницы. (Как и в книге)
-204-
| -205-
|
СЛОВО О МЕРКУРИИ СМОЛЕНСКОМЪ
|
СЛОВО О МЕРКУРИИ СМОЛЕНСКОМ
|
Бъ убо нѣкто человѣкъ млад верстою именем Меркурий во граде Смоленске, благочестивъ сый в заповедехъ господних, поучался день и ношь, цвѣтый преподобным житием, постом и молитвою сияя, бо яко звѣзда богоявленна посредѣ всего мира. Бяше бо умилен душею и слезенъ, часто прихождаше ко кресту господню молитися за миръ, зовомый Петровскаго ста.
|
Был в городе Смоленске один человек, молодой годами, по имени Меркурий, благочестивый в наставленьях господних, обучавшийся им день и ночь, славный примерной жизнью, постом и молитвой сияющий, будто звезда богоданная в мире этом. И был он смирен душой и печален, часто ходил к господню кресту помолиться за жителей Петровского конца.
|
Бъ бо тогда злочестивый царь Батый пленилъ Рускую землю, безвинную кровъ пролия, аки воду силну, и християнъ умучи. И пришедъ той царь с великою ратию на богоспасаемый град Смоленскъ, и ста от града за 30 поприщь, и многи святыя церкви пожже и християн поби, и твердо вооружашеся на град той. Людие же бяху в велицей скорбѣ, неисходно пребываюше в соборной церкви пречистыя Богородицы, умилно вопиюще с плачем великим и со многими слезами ко всемогущему Богу и пречистей Его Богоматере и ко всемъ святым, еже сохранитися граду тому от всякого зла. Се же бысть нѣкое смотрение божие ко гражаном, внѣ града бысть близъ за Непръ рекою в Печерстем монастыри: преславно явися пречистая Богородица понамарю тоя церкви и рече: "О человѣче божий! скоро изыди ко оному кресту, идѣ же молится угодник мой Меркурей, и рцы ему: "Зовет тя Божия Мати!" Он же шед тамо и обрѣте его у креста, молящася богови, и возва его именемъ: "Меркурие!" Онъ же рече: "Что ти есть, господине мой?" И глагола ему: "Иди скоро, брате, зовет тя Божия Мати в Печерскую церковъ". Паки же вшедъ богомудрый во святую церковъ и видѣ пречистую Богородицу, на злате престоле сѣдяща, Христа в нѣдрехъ имуща, обстоима аггельскими вои. Он же паде пред ногама ея, поклонися с великим умилением, ужасенъ бысть. Востави его от земля пречистая мати божия
|
Ибо тогда злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно и христиан истязая. И, придя с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск, стал тот царь от города в тридцати поприщах, и многие святые церкви пожег, и христиан убил, и решил непременно захватить город этот. Жители впали в великую скорбь, неисходно пребывали в соборном храме святой Богородицы, смиренно взывая с плачем великим в обильных слезах к всемогущему Богу, и пречистой Его Богоматери, и ко всем святым, чтобы они сохранили город тот от всякого зла. И вот случилось предначертание божие к жителям: за городом, возле Днепра-реки, в Печерском монастыре, достославно явилась пречистая Богородица пономарю этой церкви, сказав: "О божий человек! Иди скорее к тому кресту, у которого молится угодник мой Меркурий, и скажи ему: "Зовет тебя Божия Матерь!" Тот же, пойдя туда, нашел его у креста молящимся Богу и окликнул по имени: "Меркурий!" Тот же спросил. "Что тебе, господин мой?" И сказал ему: "Скорее иди, брат, зовет тебя Божия Матерь в Печерскую церковь". Потом же, войдя в святую церковь, богомудрый увидел пречистую Богородицу, на золотом престоле сидящую, Христа у груди держащую, окруженную ангельскими силами. Он же упал пред ногами Ее и поклонился с великим благоговением, пораженный. Подняла его с земли пречистая Матерь Божия
|
-206-
| -207-
|
и рече ему: "Чадо Меркурие, избранниче Мой! Посылаю тя: иди скоро, сотвори отмшение крови християнския; побѣди злочестиваго царя Батыя все войско его! Потом приидет ти человкъ, красенъ лицемъ, вдай же ему в руцѣ все оружие свое. И усечет ти главу, ты же ю возми в руку свою и прииди во свой град, и тамо приимеши кончину и положено будетъ твое тѣло в Моей церкви". Он же зѣло о том востужи и восплака, и глагола: "О пречистая Госпоже, Мати Христа Бога нашего, како азъ окаянный и худый, непотребный раб твой на толикое дѣло твое силен быти? И недостало ли Ти небесныя силы, Владычице, победити злочестиваго царя?" И взем благословение от нея, и весь вооружен бысть и отиде, поклонився до земля, и изыде из церкви. И обрѣте ту прехрабра коня стояща, и воссѣдъ на нь, и исшед из града.
|
и сказала ему: "Чадо Меркурий, избранник Мой! Посылаю тебя: иди скорее, сотвори мщение за кровь христианскую; пойди и победи злочестивого царя Батыя, все войско его! Потом подойдет к тебе человек, красивый лицом, передай ему в руки все оружие твое. И отсечет тебе голову, ты же возьми ее в руки свои и ступай в свой город, там примешь кончину, и положено будет тело твое в Моей церкви". Он же весьма о том затужил, и заплакал, и сказал: "О, пречистая Госпожа, Матерь Христа, Бога нашего, как я, окаянный и слабый недостойный раб твой, на такое великое дело могу быть способен? Неужели, Владычица, нет у Тебя небесных сил победить злочестивого царя?" И, взяв у Нее благословение и весь изготовясь, отступил, поклонясь до земли, и вышел из церкви. И нашел удалого коня, ожидавшего тут, и, вскочив на него, отправился из города.
|
И дошед полки злочестиваго царя, божиею помощию и пречистый Богородицы побивая враги, собирая християнъ пленных и отпущая во град свой, прехрабро скакаше по полком, яко орелъ по воздуху лѣтая. Злочестивый же царь, вѣдѣвъ таково побуждение людей своих, велиим страхом и ужасом одержим бысть и скоро отбѣжа града того без успѣха в мале дружине. И пришед во Угры, и тамо злочестивый Стефаном царем убиен бысть.
|
И, достигнув войск злочестивого царя, с помощью божьей и пречистой Богородицы истребляя врагов, собирая плененных христиан и отпуская их в свой город, отважно скакал по полкам, как орел в поднебесье летая. Злочестивый же царь, проведав о таком истребленье людей своих, великим страхом и ужасом был охвачен и, отчаявшись в успехе, быстро бежал от города с малой дружиной. И, когда он добрался до Угорской земли, то там злочестивый убит был Стефаном-царем.
|
Та же предста Меркурию прекрасен воинъ. Он же поклонися ему и вда все оружие свое и, преклонь главу свою, и усечен бысть. И тако блаженный, взем главу свою в руку свою, а в другую руку коня своего, и пришед во град свой безглавен. Людие же видѣвше такое, удивляющеся божию строению. И дошед врат Мологинских, ту же вышла по воду нѣкая дѣвица и, зря святаго без главы идуща, и начат святаго нелепо бранити. Онъ же в тѣхъ вратех возлеже и предастъ честне душю свою господеви, конь же той невидим бысть от него.
|
Потом же предстал пред Меркурием прекрасный воин. И Меркурий поклонился ему, отдал все оружье свое и, голову тихо склонив, был убит. И после блаженный, взяв голову в руку свою, а в другую — поводья коня, пришел, обезглавлен, в свой город. Жители же видели это, поражаясь божьему замыслу. И когда дошел он до Мологинских ворот, вышла какая-то девушка по воду и, видя святого, идущего без головы, стала святого грубо бранить. Он же лег возле этих ворот и достойно отдал душу свою Господу, конь же в мгновенье исчез от него.
|
Того же града архиепископъ пришед со кресты, со множеством народа, хотя взяти честное тѣло святаго. И не вдася имъ святый. Тогда бысть велий плачь в людех и рыдание, что не восхотѣ поднятися святый. Таже бысть архиепископъ в в лице недоумении моляся Богови о том, и се глас бысть к нему, глаголя: "О слуго Господень, о сем не скорби: кто посла побѣду, той и погребет его".
|
Архиепископ этого города, придя с крестами, с толпою народа, хотел унести славное тело святого. Но не дался святой им. Раздался тогда громкий плач средь людей и рыданье оттого, что не возжелал, чтоб его подняли, святой. Архиепископ, также в великом недоумении пребывая, молился Богу об этом, и раздался вдруг голос говорящий ему: "Господень слуга, о том не скорби: кто послал на победу, тот его погребет".
|
Святому же ту лежащу 3 дни не погребенну, архиепископъ же всю ношъ безъ сна пребываше, моляся Богови, да явитъ ему богъ тайну сию. И зря во оконце свое опасно прямо собор церкве, се же видитъ ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши ис церкви, пречистая Богородице со архистратиги господни Михаилом и Гавриилом. И дошедше мѣста
|
Пока святой лежал так три дня без погребения, архиепископ ночами без сна пребывал, Богу молясь, чтоб явил ему Бог эту тайну. И, глядя в окошко свое осторожно напротив соборной церкви, вдруг видит ясно, — в ярком сиянии, будто в солнечном свете, выходит из церкви пречистая Богородица с архангелами господними Михаилом и Гавриилом. И, дойдя до места
|
-208-
| -209-
|
того, идѣже лежаше тѣло святаго, взем же пречистая Богородица в полу свою честно тѣло святаго, и принесше во свою соборную церковъ и положи на мѣсте своем во гробе, идѣже есть и до нынѣ, всѣми видим бысть, содѣвая чюдеса в славу Христу, Богу нашему, благоухая, яко кипарис. Архиепископъ же, ко утренней вшед в церковъ, виде чюдо преславно: святаго лежаща, на своемъ мѣсте почивающа. Таже стекшеся людие и видивше чюдо то и прославиша Бога.
|
того, где лежало тело святого, взяла пречистая Богородица в полу свою честное тело святого и, принеся в свою соборную церковь, положила на месте своем в гробнице, что стоит и поныне, всем видимая, чудеса сотворяя во славу Христа нашего Бога, благоухая как кипарис. Архиепископ же войдя к утрене в церковь, увидел преславное чудо: святой лежит слоовно спит, на месте своем. И люди, собравшись и видя то чудо, восславили Бога.
|
СЛОВО О МЕРКУРИИ СМОЛЕНСКОМ
"Слово о Меркурии Смоленском" как письменное произведение было создано не ранее второй половины XV — начала XVI в. Но в основе этого литера турного памятника лежит местная смоленская легенда, возникшая монголо-татарского нашествия и владычества. Поэтому мы помещаем "Слово о Меркурии Смоленском" среди произведений XIII в. До нас дошло два вида этой повести, которые непосредственно между собой не связаны, а независимо друг от друга восходят к одной и той же древней легенде об избавлении Смоленска от полчищ Батыя. Первый вид этой повести — публикуемое "Слово о Меркурии Смоленском" — представлен единственным списком XVII в. Этот вариант наиболее близок к первоначальной легенде. Второй, представленный несколькими редакциями и сохранившийся в большом числе списков, являет собой более книжную обработку легенды.
В сказании о переяславском богатыре Демьяне Куденевиче, которое зафиксировано под 1148 г. в Никоновской летописи, рассказывается, что переяславский богатырь Демьян выступает один против осадивших Переяславль врагов, избивает их и обращает в бегство, но сам, вернувшись в город, умирает от ран. Сходен с этим сказанием и сюжет былины о Сухмане Домантьевиче. Этот же эпический мотив лежит и в основе легенды о Меркурии Смоленском. Но здесь он трактуется в житийно-религиозном плане.
"Слово о Меркурии Смоленском" дает яркое представление о том потрясении, которое испытали все русские земли во время Батыева нашествия. Силы Батыя на самом деле к Смоленску не подходили и Смоленск осажден не был. И это было осмыслено, как проявление божественного заступничества и как результат эпического подвига богатыря.
"Слово о Меркурии Смоленском" публикуется по рукописи ГИМ, Синодальная библиотека, № 908, по публикации этой рукописи в кн.: Л. Т. Белецкий. Литературная история "Повести о Меркурии Смоленском". Исследование и тексты. Пгр., 1922, с. 55—57.
Стр. 204. ...за миръ, зовомый Петровского ста. — Подобно древнему Новгороду Смоленск по корпорациям жителей делился на "концы" и "сотни". "Петровское сто" находилось на правом берегу Днепра в заречной низменной части.
...за 30 поприщь... — См. комм. к с. 30. [Поприще - древнерусская мера длины, приблизительно равная версте (1066 м).]
...в соборной церкви пречистыя Богородицы. — Успенский собор, заложенный в 1101 г. Владимиром Мономахом; в нем находилась икона Богородицы Одигитрии (путеводительницы), перенесенная Владимиром Мономахом из Киева в Смоленск. В 1398 г. эта икона была перенесена в Москву, а в 1456 г. возвращена в Смоленск. В 1611 г. во время захвата Смоленска поляками, осаждавшими город почти два года, Успенский собор, в погребах которого хранился порох, был взорван смольнянами.
Стр. 206. И пришед во Угры, и тамо злочестивый Стефаном царем убиен бысть. — В 1241 г. Батый вторгся в Венгрию, в битве на реке Сайо 60-тысячная армия венгерского короля Белы IV потерпела жестокое поражение, Венгрия была захвачена монголо-татарами. Сообщение об убийстве Батыя в Венгрии королем Стефаном — легендарный вымысел.
..врат Мологинских... — Ворота с таким названием в Смоленске неизвестны. Возможно, имеются в виду Молоховские ворота, через которые из Смоленска шла дорога на Молоховскую волость и далее на Мстислав.
|