Праведность Бѣлой
борьбы
О Бѣломъ движеніи и Бѣлой борьбѣ написаны
уже горы литературы. Къ настоящему моменту какъ самими Бѣлыми,
такъ и ихъ противниками,
попутчиками, сочувствующими и «нейтральными» нарисована исчерпывающая картина
этого явленія Русской и міровой
исторіи, на которую теперь можно наносить только уточняющіе мазки.
Бѣлое движеніе, потерпѣвъ историческое крушеніе, вызвало
на себя массу критики, какъ доброжелательной, такъ и откровенно враждебной. Въ значительной
степени эта критика была заслуженной и справедливой. Проигравъ
Гражданскую войну, получивъ рядъ
чувствительныхъ ударовъ въ межвоенный періодъ,
не сумѣвъ взять реваншъ во Вторую Міровую войну и, наконецъ,
окончательно растерявъ свою боевую силу въ послѣвоенное
время, Бѣлое
движеніе фактически ушло въ
историческое небытіе, такъ и
не выполнивъ своей главной задачи — освобожденія Россіи отъ инородной оккупаціонной власти.
Все это вмѣстѣ взятое свидѣтельствуетъ
о наличіи въ Бѣломъ движеніи цѣлаго ряда существенныхъ недостатковъ и пороковъ, которые и
привели его къ столь печальному концу. Объ этихъ порокахъ
и недостаткахъ написано также уже очень много,
начиная отъ непосредственныхъ
участниковъ Бѣлой борьбы и кончая современными національными
русскими публицистами.
Главнымъ среди этихъ пороковъ былъ нераскаянный феврализмъ, глубоко
въѣвшійся въ міровоззрѣніе
большинства вождей и основной массы рядовыхъ участниковъ Бѣлаго
движенія. Предавъ Царя и
поклонившись февральскимъ революціонерамъ,
основатели и идеологи Бѣлаго
движенія успокаивали себя тѣмъ, что попытка защищать Царя привела бы къ паденію фронта, кровопролитной
междоусобной брани и, какъ слѣдствіе, къ гибели Россіи. Но годъ спустя послѣ Февраля фронтъ все равно
позорно палъ, междоусобная брань все равно вспыхнула,
превзойдя въ своей жестокости и безуміи
самыя страшныя ожиданія, а Россія все равно безвозвратно
погибла. Но погибла, увы, не съ ореоломъ
вѣрности своимъ историческимъ завѣтамъ, а съ клеймомъ
измѣнницы Царю и Богу. Немногочисленныя исключенія изъ этого факта не могли измѣнить общей картины. Предательство Царя, мнившееся какъ средство обезпеченія побѣды надъ внѣшнимъ врагомъ, обернулось страшнымъ пораженіемъ и утвержденіемъ власти,
стократно худшей любой иноземной оккупаціи. Но
даже этотъ наглядный итогъ вразумилъ лишь очень немногихъ. Большинство
упорно продолжало хранить вѣрность
то «завѣтамъ
Февраля», то «завѣтамъ
Бѣлыхъ вождей», то «завѣтамъ патріарха Тихона», то еще,
Богъ знаетъ, какимъ завѣтамъ,
но только не историческому завѣту
«Вѣра, Царь, Отечество!»
и русской православно-монархической идеологіи.
Эта февральская
измѣна Царю, къ которой такъ или иначе были
причастны почти всѣ Бѣлые, наложила свой роковой отпечатокъ
и на всю послѣдующую
антибольшевистскую борьбу, внутренне обезсилѣвъ и деморализовавъ ее, что наиболѣе ярко проявилось въ тотъ моментъ, когда большевизмъ, полностью прогнивъ и
разложившись, плавно перестроился въ демократическій режимъ нео-февральскаго толка.
Идеологическимъ основамъ этого
режима «каноническая» бѣлая
идеологія по существу ничего не можетъ
противопоставить за исключеніемъ того обвиненія, что этотъ режимъ ведетъ свое преемство отъ краснаго Октября, а не отъ масонскаго Февраля. Исходя изъ идеологіи пресловутаго
«непредрешенчества» ничего другого не остается, какъ признать, что «народъ», свободно
проголосовавъ за упыря Ельцина и его конституцію, сдѣлалъ
свой выборъ, и теперь намъ приходится
подчиниться «волѣ народа»
и начать честно служить обновленной «Россіи», возглавляемой
«всенародно» избраннымъ жидо-масонскимъ
правительствомъ. Именно полнымъ
крахомъ политическихъ «завѣтовъ Бѣлыхъ
вождей» можно объяснить тотъ фактъ,
что нынѣшняя
оккупаціонная власть вполнѣ успѣшно
сумѣла не только
нейтрализовать основные лозунги Бѣлаго
движенія, но и поставить ихъ
себѣ на службу. Врядъ ли можно было придумать болѣе унизительный и позорный для Бѣлаго движенія финалъ, чѣмъ
сцена скоморошескаго поклоненія
грязнаго чекиста
Путина праху генерала Деникина и идеолога Бѣлаго дѣла
Ивана Ильина, чьи останки были «заботливо» перенесены кремлядью
изъ Русскаго Зарубежья на
красную «Родину» и прилюдно «отпѣты»
рясоносной сволочью изъ совѣтской
лже-церкви.
Такова горька
реальность и плачевный итогъ движенія,
зародившагося 96 лѣтъ назадъ. Казалось бы, нынѣ на немъ можно поставить жирный
и окончательный крестъ.
Но вотъ удивительно — несмотря на справедливость вышесказаннаго, всякій, кто сердцемъ Русскій, никогда не
согласится выбросить Бѣлую
борьбу на свалку исторіи, никогда не отречется отъ нея и даже никогда не сможетъ разсуждать о ней отрѣшенно и «объективно», какъ о чемъ-то постороннемъ. Бѣлая борьба, вопреки "нормальной" человѣческой логикѣ, остается нашимъ кровнымъ, роднымъ, Русскимъ дѣломъ,
отказаться отъ котораго мы
не можемъ ни при какихъ обстоятельствахъ. Почему такъ? Вѣдь современный Русскій человѣкъ, умудренный историческимъ опытомъ, безъ сожалѣнія разстанется съ любой тупиковой идеологіей и съ любыми искусственно раздутыми «героями» и «мучениками» вродѣ писателя Солженицына или революціоннаго
патріарха Тихона. Однако отреченіе
отъ мучениковъ и героевъ Бѣлой
борьбы всякимъ русскимъ
человѣкомъ, безусловно,
воспринимается какъ предательство и измѣна. Измѣной представляется даже простая попытка перейти на позицію сторонняго наблюдателя. Отчего
это, и чѣмъ объясняется этотъ кажущійся парадоксъ?
Отвѣтъ на этотъ вопросъ
мы находимъ въ публикуемой
ниже статьѣ профессора
Карташева, позаимствованной нами изъ
55-го номера «Галлиполiйскаго вѣстника»
за 1938 годъ. Но не грѣхъ будетъ, если нѣсколько словъ мы добавимъ и отъ себя.
Безусловная и вѣковѣчная
правда Бѣлой
борьбы состоитъ въ томъ, что она съ предѣльно возможной — запечатлѣнной кровью — убѣдительностью доказала, что христіанинъ
передъ лицомъ антихриста не
можетъ быть ни сочувствующимъ,
ни нейтральнымъ. Если онъ хочетъ сохранить свою душу и свое званіе
христіанина, то онъ обязанъ со слугами антихриста бороться не на жизнь, а на
смерть. Ничего третьяго между смертельной борьбой съ антихристомъ и поклоненіемъ антихристу не было, нѣтъ и никогда не будетъ. Кто ищетъ соглашенія и компромисса съ антихристомъ, тотъ погибъ безвозвратно, но кто выйдетъ на брань съ антихристомъ и падетъ на полѣ этой брани, тотъ спасетъ свою душу для вѣчности. Бѣлые
борцы не словами, а самими дѣлами
и пролитой кровью доказали, что они истинные христіане,
давъ намъ наряду съ Новомучениками Россійскими примѣръ
и образецъ того, какъ слѣдуетъ поступать христіанину въ послѣднія времена. Своимъ подвигомъ они обличили всѣхъ теплохладныхъ, всѣхъ непротивленцевъ, всѣхъ «любвеобильныхъ» какъ отступниковъ отъ Христа-Бога, и они обнаружили глубочайшую ложь всѣхъ попытокъ установить мирное сосуществованіе
съ антихристомъ, вродѣ тѣхъ,
что предпринималъ въ послѣдніе годы своей жизни революціонный
патріархъ Тихонъ. Этимъ они полностью очистили свои души отъ
феврализма и смыли лично съ
себя позоръ Февраля, тогда какъ
искатели компромиссовъ съ сатаной
лишь покрыли себя еще большимъ и худшимъ
позоромъ.
Вотъ почему Бѣлая борьба и праведна и свята, а люди, подобные патріарху Тихону,— нѣтъ. Именно по этой причинѣ мы, какъ истинно-православные христіане, никогда не отречемся отъ
первой и со спокойной совѣстью
отречемся отъ вторыхъ.
Редакція сайта «Сила и
Слава».
Праведность Бѣлой борьбы
проф. А. В. Карташевъ
16 лѣтъ назадъ мнѣ пришлось держать слово передъ галлиполiйскими сидѣльцами въ ихъ самодѣльномъ полуоткрытомъ зданіемъ театра. Это былъ еще
первый годъ сидѣнія, своего рода «галлиполiйская
весна», когда еще теплились мечты и надежды на какой-то болѣе простой исходъ. Но печаль бѣлаго пораженія и глубокой
грусти лежала у всѣхъ на днѣ души.
Сердце ныло, и заползали сомнѣнія:
да точно, правы ли мы? Вѣдь
масса нашего же народа предала насъ, возстала, пошла подъ команду коммунистовъ, посмѣялась надъ тѣмъ, что вчера еще почиталось святымъ,
неприкосновеннымъ… Гдѣ правда и гдѣ ложь,
гдѣ добро и гдѣ зло?
Подъ горячимъ августовскимъ солнышкомъ, на набережной площади былъ
парадный молебенъ передъ погрузкой
на пароходъ части галлиполiйцевъ,
отплывавшихъ въ Болгарію. Всѣ части
стояли въ формѣ.
Стройно, удивительно музыкально пѣлъ хоръ. Что можетъ сравниться по благолѣпію и религіозной умилительности съ русскимъ церковнымъ пѣніемъ?! Да, это оно, чудомъ уцѣлѣвшее,
родное христолюбивое воинство! Почему же извергла его родная земля въ эту чужую
раскаленную пустыню, къ зтой равнодушно-нѣмой
красѣ южной морской
лазури? Ужели все это историческое, традиціонное, не внѣшнее
только, но и внутреннее, духовное благообразіе
христолюбиваго воинства есть неправда
и грѣхъ? Быть этого не можетъ! Вѣдь
это не только красота, но
красота нравственная, т. е. самоочевидная,
абсолютная правда.
Значитъ, бываетъ такъ, что правду можно затемнить, запутать, оболгать,
оклеветать и выдать за ложь. Правда можетъ
оказаться беззащитной и преданной. Стало быть, ей нельзя оставаться пассивной. Иначе демонъ лжи вспрыгнетъ ей на
хребетъ к загрызетъ ее.
Другой
вопросъ о средствахъ и путяхъ защиты. Но беззащитное непротивленчество, толстовство — есть предательство правды
на растерзаніе.
И
прежде всего правду надо защитить по
существу, въ ея качествѣ
правды, идейно.
Лукавый,
передъ тѣмъ какъ одолѣть ее, облыгаетъ, поддѣлываетъ,
испревращаетъ, выдаетъ за ложь, за кривду. Стало быть,
правду надо, какъ это ни
звучитъ странно, «оправдать»,
насильственное искривленіе ея облика
выправить. Вотъ почему своему труду на эту тему Владиміръ Соловьевъ далъ какъ бы парадоксальное заглавіе «Оправданiе
Добра».
Съ
указанія на этотъ фактъ и на смыслъ его я и началъ свою рѣчь въ Галлиполи, когда меня попросили что-нибудь сказать обезкураженнымъ бѣлымъ
воинамъ. Съ тѣхъ поръ сколькими изъ насъ, на тысячи ладовъ эта идея
повторяется. И — къ удивленію — не только не старѣетъ отъ повторенiя, но постоянно подновляется все
новыми доводами, чтобы снова и снова напомнить о ней. Все выше и выше вздымаются волны міровой лжи, чтобы захлестнуть правду бѣлой
борьбы и поставить на мѣсто
ея ложь серпа и молота. Но замѣтенъ уже срывъ
въ этомъ ритмѣ. Кажется, пролетѣлъ уже и 999-й валъ, и начинается отрезвляющее прозрѣніе...
А
сколько великихъ мiровыхъ силъ еще изощряются въ сокрытіи истины! И съ какой виртуозностью, даже, талантомъ и
вдохновеніемъ! Вѣдь
у антихриста, по Апокалипсису, есть свои лжепророки и, по выраженію русскаго свѣтскаго богсслова, своя «лжеблагодать». Стало быть, и своя лжесвятость, лжеобольстительность,
притягательность. Особенно для оголтѣлыхъ
полуинтеллигентныхъ толпъ, готовыхъ вь любомъ
религіозномъ блудилищѣ истерически кланяться любымъ чертобогамъ.
Тутъ
мы имѣемъ дѣло съ духовной болѣзнью, о ней говоритъ
Апостолъ Павелъ, предупреждая, что и «сатана является въ
образѣ ангела свѣтла».
Вотъ почему наша религіозно-одичавшая культура не даетъ надежнаго руководства къ различенію правды отъ кривды. И вотъ почему въ этой духовно-фальшивой
атмосферѣ идеологическимъ
фальшивомонетчикамъ успѣхть обезпеченъ.
Кто
только не старается выдать черное за бѣлое?! Тутъ и главы народовъ, министры, парламентаріи, конечно, тьмы-темъ
журналистовъ, писатели, философы,
академики, моралисты, гуманисты, мистики, бого-словы, епископы, князья церкви, всѣ-всѣ,
отдавшіе свои сердца Лигѣ Націй, весь этотъ
міръ, забдудившійся въ трехъ русскихъ и испанскихъ соснахъ. Несмотря на тысячи пословъ, консуловъ, очевидцевъ
и анкетныхъ комиссій, все
никакъ будто бы не могущихъ «отличить правой отъ лѣвой». И все по мнимо серьезнымъ основаніямъ.
Какъ
не поддержать русскую революцию? Вѣдь политическій режимъ
былъ отсталый. Да, отсталый. Но развѣ слѣдовало для его исправленія выпускать изъ страны всѣ
кишки и вытягивать всѣ жилы? Почему же, господа сочувствующіе, вы не учиняете
такого же харакири надъ своими
отечествами?
Какъ же не
сочувствовать великому русскому соціально-экономическому опыту? Вѣдь старый соціальный строй былъ несправедливый, Да, несправедливый. Но, во-первыхъ, гдѣ и
когда на землѣ бывалъ справедливый
строй? Да и можетъ ли онъ быть справедливымъ при природной грѣховности міра и человѣка?
Но гдѣ же вы видите, господа
оцѣживатели комаровъ и поглотители верблюдовъ, эту соціальную
справедливость въ СССР-ской каторгѣ?
Почему, вдругъ еще небывалое красное соціальное неравенство навыворотъ стало
для васъ «справедливостью»?
Какъ
не поставить креста надъ бѣлыми арміями, когда онѣ
включали въ себя элементы классовой
реакцін и консерватизмъ политическiй
и націоналистическій? Да, включали. Но спасали Россію, суть русскую, душу русскую. А г.г. демократы, радикалы и
соціалисты, предавая бѣлыя
арміи на растерзаніе красныхъ, отдавали на гибель самую Россію. До сихъ поръ убито даже самое имя Ея. И это честно
со стороны коммунистовъ, ибо имъ
ненавистна, именно, Россія, какъ Россія.
Вотъ типъ тѣхъ мнимыхъ основаній, по которымъ
передовое человѣчество
охаяло святое дѣло вооруженныхъ борцовъ за Россію и предпочло имъ палачей Россіи, якобы выковывающихъ, если и не рай соціализма, то, во всякомъ случаѣ
— лучшій, совершеннѣйшій строй общества.
За
этотъ обманъ и самообманъ, что революція и коммунизмъ, будто бы, хотятъ дать лучшее человѣческое общежитіе, имъ прощается въ прошломъ
и сейчасъ на нашихъ глазахъ все то безмѣрно
злое и жестокое, что, якобы,
есть необходимый путь построенія рая на землѣ.
А болѣе
циничные авторитеты коммунизма, какъ Троцкій, напримѣръ,
перестаютъ уже и лицемѣрно
попрекать бѣдныхъ іезуитовъ за ихъ лукавую мораль, а откровенно сами
заявляютъ, что ихъ коммунистическая цѣль
оправдываетъ всѣ обманы, всѣ насилія и убійства.
И
ханжи гумманизма всѣхъ видовъ поддерживаютъ этихъ преступниковъ и
насильниковъ! Не смѣютъ, по моральному и интеллектуальному малодушію, дерзнуть осудить этихъ мучителей
народовъ. Осудить не за ихъ только насильническіе методы, но и за самую ихъ, якобы, святую цѣль.
Вотъ гдѣ корень зла. Вотъ гдѣ основная
ошибка и ложь: считать цѣль коммунизма праведной, припутывать сюда
даже Христа и Евангеліе и совершать этимъ съ толку сбивающій идейный
подлогъ. А за идейнымъ подлогомъ и подлогъ совѣсти, когда
разные «князья церкви» становятся подъ знамя одержимой бѣсомъ
Пассіонаріи...
На самомгь дѣлѣ, какъ разъ все наоборотъ. Именно цѣли коммунистической революціи нечестивы.
Вотъ, что надо понять, если хотите, разгадать. Вопреки видимости, будто дѣло идетъ о благополучіи меньшей братіи и
о свободѣ, о благѣ и счастіи человѣка, — тутъ духовная ложь, подлогъ.
Подлинныя, «дальнобойныя» цѣли революціи не въ этихъ сладенькихъ, сантиментальныхъ, добродѣтельныхъ приманкахъ для простофиль
соціальной романтики или сектантской религіозности. Корни революціи въ богоненавидѣнiи, въ ненависти ко Христу, ко Кресту, къ
церкви и религіозному типу человѣка. Его, этотъ типъ религіознзго, благообразнаго, крещенаго и кроткаго
человѣка надо коммунистамъ
истребить на землѣ до конца. Надо создать породу безбожныхъ, разнузданно поправишхъ все
святое, кощунниковъ и осквернителей. И тогда съ ними и на нихъ, основать на
землѣ не идиллію рая
трудящихся (сказочка для дѣтей младшаго возраста), а совсѣмъ новое
человѣчество. Можетъ быть, и
очень несчастное, но другое, нечестивое,
антиблагочестивое (въ этомъ вся суть), анти-христіанское, осатанѣвшее, т. е. дышущее злобой. Это и есть
подлинное царство злого духа, адъ духовный. А не «рай», какъ поетъ лживая
сирена революціи. Въ этомъ ея тайна, темный полюсъ темной духовной бездны, такъ
же фатально притягивающій души людей, какъ и обратная бездна — верхняя, небесная, святая, Христова, Божья.
Передъ этой
метафизической, мистической, духовной тьмой духа революціи — ничто, сущая
мелочь — всѣ дѣйствительные дефекты контр-революціонной бѣлой борьбы противъ большевиковъ. Если бы
этихъ недостатковъ не было, если бы бѣлыя арміи, оставаясь духовно самими собой, были политически новаторскими и
соціально радикальными, можетъ быть, они имѣли бы нѣсколько больше успѣха. Но ненависть къ нимъ и озлобленiе коммунистическаго фронта были бы еще ожесточеннѣе. И кампанія міровой клеветы была бы
еще изощреннѣе. Эго мы видимъ на примѣрѣ злобы къ Муссолини,
контръ-революціонеру прогрессивному, творческому. Какь проболтался Луначарскій
на митингѣ: «именно за добродѣтель-то вашу, за любовь-то мы и ненавидимъ васъ христіанъ»...
Нѣтъ, какъ бы ни отсталы, наивны,
старомодны ни были бѣлые воины, они въ самой послѣдней глубинѣ — правы. Ихъ дѣло спасти Россію, даже просто ту, старую, какая была,— есть воистину святое дѣло. Они инстинктивно и просто встали за
богобоязненнаго, духовно-обузданнаго, крещенаго человѣка и за созданный имъ, этимъ крещенымъ
человѣкомъ, нашъ родной домъ
Великой Россіи — въ сердцевинѣ Святой Руси.
Это безусловно праведно и безусловно свято. На этомъ корнѣ растутъ и дышатъ всѣ зиждительныя національныя цѣнности. Непререкаемыя, но оболганныя
революціей. Будто бы реакціонно отечество, будто бы корыстна религія, будто презрѣнна семья, будто преступна собственность
и экономическая свобода личности. А, по Пушлину, это животворящая святыня «Любовь
къ родному пепелищу, любовь къ отеческимъ гробамъ»... «На нихъ основано отъ вѣка, по волѣ Бога Самого, самостоянье человѣка, залогъ величія его». Вотъ за что, по чистой совѣсти,
съ дѣтской простотой сердца боролись, борятся и будутъ бороться бѣлые
воины — за безспорно святую и праведную
цѣль.
Кто
это отрицаетъ, кто затемняетъ? Только лживый фронтъ революціи и его слуги — легіонъ прессы.
Кто и когда
окончательно, навѣки исторіи, оправдаетъ подвигъ бѣлыхъ армій? Конечно, сама воскресшая Россія. Ибо она не можетъ быть иной,
какъ только настояшей, а не поддѣланной подъ комсомолъ, пореволюціонность или младоросскость. Съ
раскованными устами она скажетъ свободно о томъ, что за 1000 лѣтъ христіанскаго русскаго сознанія
залегло въ глубинѣ ея души. А именно, что Россія — русская, честная, нёлгущая, хоть и слабая
и грѣшпая, но любящая
чистоту, благообразіе духовное, миръ, братство, свободу вѣры и молитвы, свободу личной
.предпріимчивости, героизмъ вольнаго творчества. Именно это отняла у нея
революція. Именно это хотѣли и хотятъ вернуть ей бѣлыя знамена. Тутъ русское — дважды два-четыре, русская самоочевидная истина.
Милліоны
адвокатовъ міровой лжи затемняютъ ее. Да не смущается сердце ваше, бѣлые
воицы, и не устрашается. Ваши сомнѣнія въ себѣ, это — внушенное искушеніе, хмара отъ лукавого. Отгоняйте
ее крестомъ и молитвой, да простымъ здравымъ смысломъ. Бѣлое
есть бѣлое. Это станетъ непоколебимо ясно въ приближающіеся дни
нашей встрѣчи
съ Россіей.
«Галлиполiйскiй вѣстникъ», № 55, 1 января 1938 г.