«Патріотическое служеніе». Часть II
Одной
изъ главныхъ сергіанскихъ «добродѣтелей»,
которая активно насаждается и культивируется совѣтской
лже-церковью — Московской патріархіей,
является такъ называемое «патріотическое
служеніе», т.е. прислужничество существующей антихристіанской власти со всяческимъ
восхваленіемъ ея преступныхъ и богоборческихъ дѣяній. Это «патріотическое
служеніе», которое въ точномъ соотвѣтствіи
съ сергіанскими догматами осуществляется «не на словахъ,
а на дѣлѣ»,
проходитъ красной нитью черезъ
всю исторію красной лже-церкви
РПЦ-МП, начиная отъ Деклараціи
1927 года и кончая нынѣшнимъ временемъ.
Однимъ изъ самыхъ мерзкихъ
эпизодовъ сего «служенія» является
активное участіе сергіанскихъ
клириковъ въ организованной
чекистами послѣвоенной
охотѣ
за русскими людьми, сумѣвшими счастливымъ образомъ избѣжать сталинской «репатріаціи»
на «Родину» и остаться на Западѣ.
Предысторія
этого вопроса такова. Въ 1941-44 годахъ
въ результатѣ
занятія Германіей значительной
части территоріи СССР болѣе
10 милліоновъ человѣкъ
оказались перемѣщены на Западъ за предѣлы
сталинской «Родины». Всѣ
они въ той или иной степени стали опасны для большевицкаго режима, какъ узнавшіе другую, отличную отъ совѣтской, жизнь и получившіе
правдивую информацію объ этомъ режимѣ.
Завѣтнымъ желаніемъ Сталина было вернуть всѣхъ
этихъ людей подъ свою
власть и привести ихъ въ состояніе прежней покорности. Въ соотвѣтствіи съ Ялтинскими
соглашеніями Сталину удалось въ
1945-46 годахъ вернуть на «Родину» лишь военноплѣнныхъ, остарбайтеровъ, и воевавшихъ противъ него «власовцевъ» и другихъ «измѣнниковъ
Родины». Однако значительное число русскихъ людей (до
полумилліона), главнымъ образомъ изъ числа ушедшихъ съ нѣмцами
добровольно, все ещё продолжало оставаться въ западныхъ зонахъ оккупаціи и «репатріировать» ихъ законнымъ путемъ
на «Родину» у Сталина не получалось.
Этотъ малый остатокъ невозвращенцевъ на
«Родину» представлялъ вмѣстѣ
съ тѣмъ и наибольшую опасность
для Сталина. Въ основномъ это
были люди, не просто познавшіе правду объ антихристовомъ большевизмѣ, но и сделавшiеся носителями русскаго національнаго духа. Самимъ фактомъ своего существованія они отрицали
законность жидо-большевицкаго режима и его право
говорить отъ имени Русскаго
народа. Они были представителями истинной, подлинной, настоящей Россіи и этимъ изобличали
антихристову и русофобскую сущность совѣтской
«Родины», которая какъ разъ
въ это время употребляла всѣ
усилія для того, чтобы выдать себя за наслѣдника исторической Россіи.
Кромѣ того многіе изъ нихъ
являлись непосредственными очевидцами большевицкихъ преступленій и не собирались о нихъ
молчать. Поэтому Сталинъ желалъ
любой цѣной заполучить этихъ людей въ свои руки и предать
ихъ лютой, мучительной смерти. Онъ
дѣлалъ
всё отъ него зависящее, чтобы добиться ихъ согласія на возвращеніе въ СССР, гдѣ для нихъ уже
были приготовлены концлагеря и спецпоселенія для обратнаго перевоспитанія въ совѣтскихъ человѣковъ.
Къ этой задачѣ заманиванія русскихъ людей на «Родину» товарищъ
Сталинъ рѣшилъ
подключить и свою «церковь» РПЦ-МП, которая въ ходѣ прошедшей войны оказала красному
диктатору немалыя услуги и съ
лихвой окупила всѣ средства, затраченныя Сталинымъ на ея созданіе. Теперь «отецъ народовъ» давалъ своему дѣтищу
новое порученіе — завлечь на «Родину» какъ можно больше русскихъ бѣженцевъ и невозвращенцевъ,
которые не вѣрили словамъ чекистскихъ агитаторовъ о «райской» жизни въ послѣвоенномъ Совкѣ,
но сохранили довѣріе къ человѣку въ рясѣ и простодушное убѣжденіе въ томъ, что такой человѣкъ
не можетъ лгать.
Это
была дьявольски хитрая уловка, ибо въ то время лишь очень
немногіе люди понимали, что ряса является наиболѣе удобнымъ и безопаснымъ прикрытіемъ мундира МГБ,
а совѣтская «церковь» служитъ не Богу, а его противнику — сатанѣ,
и потому «священники» этой «церкви» не могутъ говорить
ничего кромѣ наглой и безсовѣстной Лжи, отцомъ
которой и является сатана.
Главной
причиной, побудившей Сталина задѣйствовать
сергіанъ въ агитаціонной кампаніи по возвращенію бѣженцевъ
въ Совдепiю, стала дѣятельность священниковъ
истинной Русской Церкви, которые въ западныхъ зонахъ оккупаціи убѣждали
русскихъ людей не вѣрить
чекистскимъ розсказнямъ о
«счастливой и свободной жизни на Родинѣ»
и ни въ коемъ случаѣ не возвращаться въ
СССР. Этой работѣ русскаго
священства Сталинъ рѣшилъ
противопоставить пропаганду своихъ совѣтскихъ поповъ, надѣясь съ помощью этихъ рясоносныхъ чекистовъ преуспѣть
тамъ, гдѣ
оказались безсильны чекисты обыкновенные. Естественно,
что сами сергіане весьма обрадовались очередной
возможности доказать свою преданность большевизму
«не на словахъ, а на дѣлѣ»,
и съ энтузіазмомъ взялись за выполненіе сталинскаго заданія. Такъ открылась новая глава мерзопакостнаго
«патріотическаго служенія» антихристовой РПЦ-МП.
Ниже
мы приведемъ и процитируемъ
рядъ архивныхъ документовъ, раскрывающихъ механизмъ данной разновидности «служенія»
сергіанской лже-церкви. Всѣ
они обнаружены нами въ Госархивѣ
РФ (ф. 6991, д. 439). Документы эти, къ сожалѣнію, отрывочны, т.к. всё самое пикантное
находится гдѣ-то въ секретныхъ фондахъ.
Но и того, что есть въ открытомъ
доступѣ, вполнѣ
достаточно, чтобы возстановить картину iудиной дѣятельности сергіанскаго духовенства.
Хронологически
первымъ идетъ слѣдующій документъ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
тов. Карпову Г.Г.
от ст. инспектора Совета
ШВАРЕВА Л.Г.
Управление
Уполномоченного при Совете Министров СССР по репатриации 26-го сего августа в помещении
Славянского Комитета СССР созвало совещание представителей различных
организаций по вопросу оказания помощи в работе Управления по возвращению
советских людей, находящихся за пределами Советского Союза.
Из
выступлений работников Управления по репатриации (генерала-майора Базилова, полковника Киселева и др.) видно, что наряду с
прочими антисоветскими организациями, действующими в западных зонах Германии и
других странах, активную деятельность развивает белоэмигрантская поповщина,
которая ведет агитацию в лагерях с перемещенными советскими гражданами за
невозвращение их на Родину.
В
целях оказания помощи Управлению по репатриации по лини Совета необходимо
провести следующую работу:
1.
Получит от духовенства, прибывшего в СССР по репатриации, статьи для
иностранной печати о пребывании их в лагерях, как они были приняты в СССР при
возвращении на Родину, и положение их в настоящее время, с призывом о
возвращении на Родину.
2.
Получить от этого же духовенства тексты речей для выступления по радио по этому
же вопросу также с призывом возвращаться на Родину.
3.
Поручить Уполномоченным обоих Советов в Прибалтийских республиках и Западной
Украине договориться с высшим церковным руководством республик и Зап. Украины,
как православной, так и протестантской церкви, подготовить такие же статьи
для иностранной печати и тексты выступления по радио.
Статьи
и тексты речей после проверки должны быть направлены в Управление
Уполномоченного по репатриации.
4.
Выделить работника Совета для постоянной связи с Управлением по репатриации для
обмена интересующими обе стороны материалами.
Ст.
инспектор Совета
подпись (ШВАРЕВ)
26
августа 1948 г.
г.
Москва.
На
документѣ резолюція
Карпова: «Согласенъ за исключеніемъ
послѣдняго предложенія».
Черезъ пару дней замъ. Карпова тов. Бѣлышевъ
посылаетъ главному сталинскому охотнику за людьми и военному преступнику ген.
Голикову такую бумагу.
Секретно
экз.№
2
УПОЛНОМОЧЕННОМУ СОВЕТА МИНИСТРОВ
СОЮЗА С С Р ПО ДЕЛАМ
РЕПАТРИАЦИИ
28 августа 1948
г
генерал-полковнику
ГОЛИКОВУ Ф.И.
№
764
на
№ 03033
Совет
по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР дал указание
своим Уполномоченным на местах связаться с духовенством, прибывшим в СССР по
репатриации, переговорить об их статьях для заграничной печати, в которых будут
изложены история и обстоятельства пребывания их в лагерях , возвращение на
родину, условия жизни в СССР.
Статьи
будут заканчиваться призывом ко всем советским гражданам, находящимся в лагерях
заграницей, и, в частности, ко всем лично знающим авторов статей, не верить
клеветническим измышлениям и возвращаться на Родину.
Помимо
этого, этим же духовенством будут заготовлены тексты обращения по радио.
По
мере поступления в Совет статей и текстов для обращения по радио, последние
будут направляться Вам.
Что
касается журналов Московской патриархии, то Совет посылает, по мере выхода, 25
экз. журнала в СВАГ, с которым Вашим представителям следует договориться о
получении.
Зам. председателя Совета по делам
русской православной церкви при
Совете Министров СССР
(БЕЛЫШЕВ)
И
въ этотъ же день пошла
первая инструкція отъ Бѣлышева внизъ по инстанціямъ:
Секретно
экз.
№ 4
Уполномоченным Совета
тов. ТРУШИНУ А.А. — Московская область
тов. ФЕДУЛОВУ
— Тульская область
тов. ГОРБУНОВУ
— Молотовская
область
28 августа 1948
года
№ 766
В
целях борьбы с враждебной антисоветской пропагандой «Заграничного архиерейского
синода» и др. антисоветских организаций среди советских людей, находящихся в
лагерях Западной Европы и США, Совет просит Вас связаться с хх), провести с
ними беседу на тему о его пребывании в
лагерях в Германии и предложить написать обстоятельную статью для помещения в
иностранной печати. В статье необходимо отразить историю пребывания автора в
лагере, «обработку» его антисоветскими элементами и представителями
англо-американских властей, запугивание различными небылицами вроде ссылки в
Сибирь и т.д., по возможности с указанием фамилий и должностного положение
проводивших «обработку» и угрозы.
Вторая
часть статьи должна отразить встречу автора на Родине, условия жизни в СССР.
Статья
должна заканчиваться призывом ко всем советским гражданам, находящимся в
лагерях заграницей, и, в частности, ко всем лично знающим автора, находящимся в
лагерях Запада и США, не верить различным
клеветническим измышлениям и возвращаться на Родину, где их ждут родные
и друзья.
Помимо
такой статьи, желательно получить согласие на выступление с таким же призывом
по радио.
О
результатах беседы немедленно сообщите в Совет с указанием, когда будет выслана
статья.
хх) по Московск. обл. — с иеромонахом Голышевым Г.А
по Тульск.
обл. — с арх. Антонием Марценко
по Молотов. обл. — с арх. Иоанном Лавриненко
ЗАМ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ
РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ
СОВЕТЕ
МИНИСТРОВ СССР (БЕЛЫШЕВ)
Въ какомъ
именно мѣстѣ
«ждутъ родные и друзья» пожелавшихъ
вернуться на «Родину», тов. Бѣлышевъ скромно умолчалъ, но догадаться объ этомъ нетрудно. Родственники, скорѣе
всего, высланы въ «отдаленныя
мѣстности Союза» какъ
«члены семьи измѣнника Родины», ну, а друзья,
вернувшiеся на «Родину» чуть ранѣе,
ожидали прибытiя своихъ товарищей въ лагеряхъ принудительнаго
труда.
Спустя
нѣкоторое
время ушли бумаги и «Уполномоченнымъ въ Прибалтійскихъ республикахъ и Западной Украинѣ»,
о которыхъ говорится въ запискѣ Шварева Карпову:
Секретно
экз.
№ 3
Уполномоченным Совета
тов. Гущину
— Литовская ССР
тов. Вишневскому
— Львовская обл., УССР
31 августа 1948
года
№ 771
В западных зонах оккупации Германии и других
странах белоэмигрантское духовенство ведет разнузданную антисоветскую
пропаганду среди советских граждан, находящихся в лагерях этих зон и стран, в
целях удержания их от возврата на Родину.
Пропаганда
подкрепляется различными клеветническими измышлениями, вроде запугивания
Сибирью и т.п.
Совет
считает необходимым выступить с разоблачением такого рода измышлений и
обратиться ко всем советским гражданам, находящимся в лагерях, с призывом
возвращаться на Родину.
В
этих целях Совет предлагает Вам связаться с архиепископом хх)
и предложить ему написать статью для заграничной печати, в которой
разоблачалась бы ложь белоэмигрантского духовенства. Статья должна
заканчиваться призывом возвращаться на Родину, где их ждут родные и друзья.
Помимо
этого необходимо также подготовить текст речи для выступления по радио с таким же
призывом возвращаться на Родину.
Статью
и речь для выступления по радио просьба прислать в Совет.
хх) по Литовской ССР — с архиепископом
Корнилием
по Львовской обл. — с архиепископом Макарием
Зам. председателя Совета по делам
русской православной церкви при
Совете Министров СССР
(БЕЛЫШЕВ)
Секретно
экз.
№ 3
№ 772с-7/105с
УПОЛНОМОЧЕННОМУ
СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ
СССР
по ЛАТВИЙСКОЙ ССР
тов.
СМИРНОВУ
УПОЛНОМОЧЕННОМУ
СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТОВ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР по
ЛАТВИЙСКОЙ
ССР
тов.
РЕСТБЕРГ Ю.Ф.
г.
Р и г а
В западных зонах оккупации Германии
белоэмигрантское духовенство ведет разнузданную антисоветскую пропаганду среди
советских граждан, находящихся в лагерях этих зон, в целях удержания их от
возврата на Родину.
Пропаганда
подкрепляется различными клеветническими измышлениями, вроде запугивания
Сибирью и т.п.
Советы
считают необходимым выступить с разоблачением такого рода измышлений и
обратиться ко всем советским гражданам, находящимся в лагерях, с призывом
возвращаться на Родину.
В
этих целях Советы предлагают Вам связаться с митрополитом Вениамином и архиепископом Турс
предложить им написать на эту тему статью для заграничной печати, где
разоблачалась бы ложь белоэмигрантского духовенства. Статья должна
заканчиваться призывом возвращаться на Родину, где их ждут родные и друзья.
В
частности митрополит Вениамин мог бы в статье указать, что будучи заграницей,
его также запугивали Сибирью и проч., что на самом деле оказалось ложью.
Помимо
статей необходимо также подготовить текст речей для выступления по радио с
таким же призывом возвращаться на Родину.
Статьи
и речи для выступления по радио просьба прислать в Совет по делам русской
православной церкви.
Зам.
председателя Совета по делам Зам.
председателя Совета по
делам
русской православной церкви делам
религиозных культов при
при
Совете Министров СССР Совете
Министров СССР
(БЕЛЫШЕВ) (САДОВСКИЙ)
Упоминаемый
здѣсь «митрополитъ» Веніаминъ (Федченковъ) являлся однимъ изъ самыхъ мерзкихъ
сталинскихъ архіереевъ и непревзойденнымъ лжецомъ, въ чемъ мы убѣдимся
чуть ниже, когда ознакомимся съ сочиненной имъ статьей,
призывающей возвращаться на «Родину». Никто его заграницей «запугать Сибирью»,
конечно же, не могъ, ибо заграницей онъ былъ эмиссаромъ
самаго Сергія Страгородскаго и зналъ, что послѣ выполненіи заданія передъ «Родиной» его ожидаетъ не Сибирь, а обычныя блага
совѣтской номенклатуры, къ которой послѣ
4 сентября 1943 годы была причислена вся сергіанская верхушка.
Между
тѣмъ въ Совѣтъ по дѣламъ
РПЦ-МП стали поступать донесенія съ
мѣстъ о результатахъ
бесѣдъ съ красными попами и лже-архіереями
по поводу статей «для заграничной печати». Первыми отчитались товарищи изъ Молотовской области
(по-русски Пермская):
А
товарищъ Гущинъ изъ «Литовской ССР» тотъ прислалъ уже и готовую статью «архіепископа»
Корнилiя.
Къ сожалѣнію,
текстъ самой статьи «архіепископа»
Корнилiя въ архивѣ намъ обнаружить
не удалось. Этотъ шедевръ сергiанско-«патріотической» мысли
пылится гдѣ-то въ недоступномъ для простыхъ смертныхъ мѣстѣ.
А
вотъ іеромонахъ Павелъ (Голышевъ), ставшій къ тому времени сергіанскимъ «игуменомъ», со статьей малость оплошалъ.
То есть съ начала всё было хорошо, гражданинъ Голышевъ «охотно
согласился и обѣщалъ
написать статью»:
Но
потомъ у гражданина Голышева что-то не заладилось, и
не получилась у него статья, удовлетворяющая
взыскательнымъ требованіямъ
Совѣта по дѣламъ
РПЦ-МП. Въ ней не оказалось самого главнаго — «призыва возвращаться на Родину». Какъ-никакъ «игуменъ» Голышевъ принадлежалъ къ среднему слою РПЦ-МП,
и потому у него въ отличіе отъ сергіанскихъ архіереевъ совѣсть
была ещё не полностью сожжена, а безъ сожженной совѣсти хорошую статью съ
«призывомъ возвращаться на Родину, гдѣ ждутъ родные и
друзья», а также тюрьмы и лагеря, написать невозможно. О фактѣ
профнепригодности гражданина Голышева тов. Трушинъ вынужденъ былъ доложить тов. Бѣлышеву.
А
между тѣмъ о невозвращенцахъ на «Родину» забезпокоились
и «отвѣтственные товарищи» изъ МИДа. На Западѣ
«усилилась антисовѣтская и антирепатрiацiонная дѣятельность
духовенства», а тов. Карповъ ничего не предпринимаетъ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ПРИ
СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
Тов. КАРПОВУ
Заместитель
Уполномоченного Совета Министров СССР по делам репатриации сообщил Министерству
Иностранных Дел, что в лагерях перемещенных лиц западных зон оккупации Германии
и Австрии усилилась антисоветская и антирепатриационная
деятельность духовенства, находящегося там. Для того чтобы парализовать
деятельность этого духовенства, тов. Басилов
предлагает:
1.
Через Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР
выявить репатриированных представителей духовенства с тем, чтобы последние
подготовили для заграничной печати ряд статей, разоблачающих антирепатиационную деятельность духовенства за границей.
2.
Записать на магнитофонную пленку 3-4 выступления репатриированных духовных лиц
для передачи по радио из Берлина и
3.
Организовать посылку в лагеря западных зон Германии и Австрии журнала
«Московская Патриархия».
Вследствие
изложенного прошу Вас сообщить Ваше мнение по затронутому вопросу.
ЧЛЕН
КОЛЛЕГИИ МИД СССР подпись
/С. Голунский/
Товарищъ
Карповъ поспѣшилъ
успокоить тов. Галунскaго: не волнуйтесь, работа съ духовенствомъ «уже ведется» и
«въ ближайшее время поступятъ
статьи для заграничной печати и тексты для выступленія
по радіо».
И
въ самомъ дѣлѣ, вскорѣ
товарищъ «архіепископъ» Антоній изъ Тулы прислалъ статью «Моя жизнь за границей», которую онъ просилъ напечатать въ «Журналѣ Московской патріархіи» и предлагалъ огласить
ее «при посредствѣ радіо».
Четырехстраничнаго
труда краснаго архіерея въ архивѣ также нѣтъ, и потому оцѣнить
литературно-художественныя достоинства его творенія мы не можемъ. Единственное,
въ чемъ можно не сомнѣваться, такъ это
въ томъ, что ни слова
правды въ этой статьѣ
нѣтъ.
Затѣмъ
поступила статья и отъ «митрополита» Веніамина (Федченкова):
Господу
Богу было угодно сохранить для исторіи какъ само сочиненіе «митрополита»
подъ названіемъ «Призывъ къ братьямъ
заграницей», такъ и его пояснительную записку.
Далѣе
слѣдуетъ текстъ «Призыва». Это поразительный по своему цинизму
и лицемѣрію
документъ, переполненный самой безсовѣстной,
безстыдной и лукавой ложью.
П
Р И З Ы В К Б Р А Т Ь Я М З А Г Р А Н И Ц Е Й
Дорогие
братья!
Обращаюсь
к Вам с призывом.
Я,
Митрополит Вениамин, прожил заграницей 28 лет: из них — 15 в Америке и 13 — в
разных странах Европы, как беженец. Три года тому назад в 1945 г., я, после
25-летнего отсутствия, временно посетил Россию, приехав в Москву на церковный собор
для выборов Патриарха. И уже тогда я увидел большую разницу между Родиной и
Заграницей. А 19 февраля этого года я совсем воротился в свою землю, занявши
кафедру Митрополита Рижского, предложенную мне Патриархом. И за эти полгода
жизни я окончательно укрепился в правильности моих впечатлений 1945 года, о чем
и хочу поделиться с вами, братья. К
этому меня побуждает и особая причина, о которой вы знаете лучше меня.
Мне
ещё в Америке известно было, что среди вас ведется сильная агитация против
возвращения на Родину. И здесь получаются сведения о продолжающейся пропаганде,
в частности, со стороны ушедшего заграницу духовенства. Впрочем, не одних лишь
вас, но и меня лично пугали еще в Америке страхом возвращения сюда. Со слов
последних эмигрантов, один из моих давних европейских друзей умолял меня не
ехать, если я хочу жить. [Получив его письмо, я не только раздражился на
эмигранта-осведомителя, но и поразился наивности и доверчивости моего
корреспондента.] Я ответил ему, что мне точно известно, что несколько уже лет
здесь живут и занимают епископские кафедры приехавшие из заграницы архиереи:
Архиепископы — Алексий Омский из Америки, Иоанн Молотовский
и Антоний Тульский из Европы. [Не знаю, подействовали-ли мои сведения на
потерявшего разумную меру, доверчивого слушателя посетившего его нового
беженца. Но факты таковы, что и прежние архиереи, и я живем на Родине мирно и
работаем на Православную Церковь].
А,
кроме того, сколько эмигрантов светского состояния воротились и живут здесь: со
многими я встречался в Москве нынешним летом на торжествах церковных. А еще 1
ноября 1947 г. я был личным свидетелем проводов из Нью-Йорка сотен армян,
уехавших в Советскую Армению из Американских С. Штатов, после долгих лет жизни
в Америке. Подобным образом была отправка эмигрантов и из Канады. Воротился и
я. И что же, братья, скажу себе и вам? — Благодарю Бога!
А
теперь считаю долгом, со своей стороны, поделиться с вами, братья, и моими
наблюдениями и выводами о Родине и загранице. Если вы слушали других,
послушайте немного и меня. Вопрос — для вас важный: определится вся дальнейшая
судьба ваша и детей ваших. Особенно обращаюсь к вам, трудящиеся братья и воины,
оставившие родную землю вольно или невольно.
Вы,
вероятно, еще недостаточно знаете
заграницу. Я же довольно насмотрелся на неё. Зв 28 лет я жил подолгу или
посещал и наблюдал разные страны, народы, расы и религии: я был в Турции,
Греции, Болгарии, Югославии, Карпатской Руси, Чехословакии, Австрии, Венгрии,
Германии, Франции, Англии, в Американских С. Штатах, в Канаде. [Переписывался
со знакомыми в Китае, Японии, Палестине, Сирии, Швеции, Испании, Италии,
Африканском Марокко, Южной Америке — в Бразилии, Парагвае, Уругвае, Аргентине,
Чили; имел сношения и с абиссинцами]. И уже по одному этому, имею основание
считать себя достаточно осведомленным в загранице, чтобы и вам сказать кое-что
из своего опыта, хотя и в крайне сжатом виде. Вот послушайте.
Буду
говорить сначала, как простой гражданин Родины, а не как Архиерей. Прежде всего:
где я ни жил заграницей, я почти везде чувствовал себя чужим. Да, именно чужим.
За исключением лишь Карпатской Руси и Сербии. Так знайте, вы, братья: куда бы
вас ни повезли, нигде вы не бедует своими, родными. А постепенно вас ждет
судьба — забывать свою родную страну, свой родной народ, свой язык, свой дух, —
пока, наконец, не сделаетесь совсем чужими для своих. Но все равно вы не будете
родными для заграницы. И только в своем отечестве вы можете почувствовать себя
своими; только тут вы поймете и скажете, что такое «моя страна», «мое
отечество». Я это с трепетом и радостными слезами почувствовал в Москве в 1945
году. Недаром говорят: Родина-мать. А другой матери не бывает.
Узрел
я и гражданское преимущество на Родине. Здесь труд почитается, а труженики — в
самых разных отраслях, до коровьей доярки и рыбака, — уважаются, как нигде в
мире. И притом каждый работает не для себя лишь, а и для братьев-граждан; и
даже не для своего только племени и страны, а и для иных народов; здесь думают
не о своем лишь отечестве, а и скорбях
всего мира. Тут действительно реально поставлена забота о народных массах, а не
в программах лишь и обещаниях. Идея общности труда, общей пользы, для общей
жизни, для общей радости является действительной целью народов Союза. Разве одно
это не дорого? Так ли относятся к
рабочему народу заграницей, увидите сами.
В
связи с вопросом о народе, вспоминаю свои первые и теперешние впечатления о
власти. Только здесь я увидел, что у власти, в разных степенях, стоят бывшие
«простые» люди из трудящихся. Заграницей же их места занимают и доселе лица почти исключительно
привилегированных классов. Увидите сами и это.
Но
я еще е сказал вам самого главного, самого дорогого, что дорого больше всего
мне, как гражданину и уже как и архиерею. Прошу здесь не только вашего
телесного слуха, но и сердечного внимания. И в 1945 году, и еще больше теперь я
увидел огромную разницу с заграницей — в красоте и силе нашего родного народа.
О силе вы знаете лучше меня: от Сталинграда до Берлина. О красоте духа нашего народа
позвольте уж и мне сказать свое слово, как архиерею, для которого душа человека
всего дороже, всего милее и всего интереснее. [Никаких благ, никаких богатств,
никаких удовольствий не сравню я с красотой души. И не я, а всякий разумный,
чуткий человек не сравнит]. Поверьте мне: заграницей вы не увидите ни такой
задушевности, ни такой искренности и сердечной простоты, ни такой природной и
воспитываемой деликатности и тонкости, как здесь; не увидите и такой
товарищеской дружбы, такой любви и жертвенности, как в нашем народе; [не
увидите и такой огромной силы, широты и
размаха духа, как в родном народе. Это знают и заграницей. Это мне говорили и
ответственные государственные люди в Америке. Да лучше их я и сам, родственным,
единокровным чутьем и разумом, знаю, осязаю, ощущаю этот дух! Еще более знаю
красоту стремления к добру, к истине, к правде и на земле нашего народа. Знаю и
его прекрасную печаль по несовершенству, сознание своих недостатков. Если бы вы
знали, какая тут большая разница с заграницей!] Так можно ли вам отходить от
такого душевного богатства родного народа? Подумайте об этом крепко, всею душею, всем разумом.
Спросите свое сердце. Я спрашивал и ответ получил!
Подумайте
и о миролюбии нашего народа. Вы лучше меня знаете, что наша родина не желала
войны и прежде; и сейчас она сам ищет мира для себя и для других. А спросите-ка
свою совесть, живя заграницей: не готовят ли там другие новую беду для вашей
Родины и для всего мира? Неужели вам захочется быть с теми? Неужели, вольно или
невольно, поднимите руку на Матерь? Бойтесь этого и пред Родиной, и пред Богом!
Лучше возвращайтесь домой и защищайте его, не променяйте своей Родины на кусок
чужого хлеба, хотя бы и вкусного. Душа — дороже пищи, и тело — одежды, а любовь
к народу дороже и жизни!
Осталось
мне затронуть последний вопрос: как отнесется к Вам Родина? Сошлюсь на самого
себя сначала. Я был епископом духовенства в белой армии и флоте (1920-1923).
Боролся против Советского Союза. И что же? Меня Родина и ее Власти приняли, как
родного, ничем не отличая от оставшихся ей верными. И даже возвратили мне в
1946 году гражданство. Пошлое все забыто. Приняла она и других. Знаю, что
примет и вас так же: а лучше сказать, примет более сердечно, чем меня. Это
обеспечивается распоряжениями Власти и подтверждается фактами. Для всех вас
хватит и места, и работы, и мирной жизни здесь, на Родине.
Вениамин,
Митрополит Рижский.
Этотъ «Призывъ» — квинтэссенція сергіанскаго вѣроисповѣданія
и «патріотическаго служенія».
Тутъ есть всё.
И
наглая ложь, что подобные Федченкову архіереи «живутъ на Родинѣ
мирно» и якобы «работаютъ на Православную Церковь»,
тогда какъ въ реальности работаютъ они на МГБ, филіаломъ котораго является ихъ «церковь»,
и только по этой причинѣ и живутъ они «мирно», да и то лишь до той поры, пока это МГБ будетъ въ нихъ
нуждаться. И сказки о томъ, что въ
Совкѣ «у власти стоятъ «простые» люди изъ трудящихся»,
тогда какъ въ дѣйствительности страной правитъ
кучка паразитовъ-коммунистовъ, которымъ
на народъ наплевать и которые готовы жертвовать милліонами человѣческихъ
жизней этого народа для достиженія своихъ безумныхъ и преступныхъ цѣлей.
И жалкіе перепѣвы
совѣтской пропаганды о свободномъ трудѣ
на «Родинѣ» и уваженіи къ «труженикамъ»
и т.д., которые являются переложеніемъ въ прозѣ извѣстныхъ
стишковъ «Я другой такой страны не знаю, гдѣ такъ вольно дышитъ человѣкъ»
и полностью противорѣчатъ
реальной жизни, ибо нигдѣ нѣтъ
большаго закабаленія «тружениковъ», чѣмъ
въ совѣтскихъ
рабовладѣльческихъ колхозахъ, и нигдѣ нѣтъ
большей несвободы, чѣмъ въ тоталитарномъ сталинскомъ СССР. И попытки приписать душевныя
качества русскаго человѣка
совкамъ и выдать этихъ послѣднихъ за русскій
народъ. И причитанія о «Родинѣ-матери», которую у людей отняли ещё въ 1917 году и подсунули вмѣсто
нея злобную мачеху-жидовку. И дешевыя
мелодраматическія сцены на тему «куда бы васъ ни повезли, нигдѣ
вы не бѣдуетъ своими,
родными», какъ будто можетъ
быть что-то болѣе неродное для русскаго человѣка,
чѣмъ богоборческая Совдепiя.
И шулерское передергиваніе евангельскихъ
словъ: «Душа — дороже пищи, и тѣло
— одежды» съ выводомъ о томъ, что и «любовь къ народу
дороже жизни», какъ будто выше народа ничего нѣтъ, и какъ будто
можно любить народъ, предавшій
Бога, который и есть Любовь. Ну, и, наконецъ, обычная
демагогія о миролюбіи коммунистовъ и необходимости защищать СССР отъ враговъ, готовящихъ «новую бѣду
для Родины и всего міра», демагогія,
которая опровергается самимъ же составителемъ
«Призыва» въ послѣднихъ
строкахъ, гдѣ
онъ пишетъ, что «былъ епископомъ духовенства въ бѣлой арміи и флотѣ (1920-1923)»
и «боролся противъ Совѣтскаго
Союза». Достаточно лишь задать простой вопросъ — къ какой Родинѣ
ты принадлежалъ, когда въ 1920-23 годахъ боролся противъ Совѣтскаго Союза? — какъ
сразу всё становится на свои мѣста.
Воистину
всё это могъ написать только законченный подлецъ, предатель Родины, іуда и
богоотступникъ, добровольно перешедшій
на службу антихристу. Единственная правда, которая есть въ «Призывѣ», это утвержденіе о томъ,
что у Сталина «для всѣхъ хватитъ и мѣста, и работы» въ лагеряхъ и на «стройкахъ коммунизма».
Послѣ
Федченкова прислалъ, наконецъ, свой матеріалъ и «архіепископъ Молотовскiй» Іоаннъ (Лавриненко), который обѣщалъ
сочинить статью къ 18 сентября, но управился только къ 24-му. Причина задержки была, видимо, та же, что и у
«игумена» Павла (Голышева) — не до конца сожженная совѣсть. И сама статья, судя по всему, оказалась
слабенькой, какъ объ этомъ можно судить по резолюціи въ лѣвомъ нижнемъ углу: «требуетъ большой
корректировки».
Послѣдній
архивный документъ изъ этой
серіи — отчетъ Карпова Голикову
о продѣланной
работѣ:
Совет
при этом направляет пять статей: митрополита Рижского и Латвийского Вениамина,
архиепископа Виленского
и Литовского Корниия, архиепископа Тульского и Белевского Антония,
архиепископа Молотовского
и Соликамского Иоанна и игумена Павла Голышева, предназначенных для помещения в
заграничной печати.
Совет
не согласовывал в директивных инстанциях данный вопрос и не посылал статьи на
просмотр в Главлит, ограничившись лишь своими поправками, полагая, что и то и
другое будет делаться Вами.
Если
будет разрешено опубликование этих статей в прессе, Совет просит прислать
номера газет, в которых они будут опубликованы, а также информировать о
впечатлении и откликах на них в церковных белоэмигрантских кругах.
Перечисленные
лица также дали согласие на выступление по радио. Текстом речей для их
выступления по радио могут служить эти же статьи в сокращенном виде.
О
месте и времени выступления по радио просьба заблаговременно сообщить в Совет,
так как авторы статей находятся в разных районах Союза и вызов их в Москву
потребует известного времени.
Эта
карповская докладная разставляетъ
всѣ точки надъ i и подтверждаетъ
то, о чемъ мы писали въ началѣ этого матеріала:
«патріотическое служеніе» красной
лже-церкви осуществляется исключительно по приказамъ «директивныхъ инстанцій» и сводится къ обслуживанію преступной и антихристовой
власти, весь смыслъ дѣятельности
которой заключается въ уничтоженіи
Россіи и Русскаго народа и замѣны первой на «Родину», а второго — на
русскоязычную безбожную біомассу.
Сколько
людей удалось захватить въ сталинскія
сѣти съ помощью этихъ преступно-лживыхъ статей и радіопередачъ, одному Богу извѣстно.
Навѣрное, счетъ долженъ идти на тысячи. Но
если бы даже и одинъ только человѣкъ
оказался погубленнымъ благодаря этому «патріотическому служенію» сергіанъ, то и тогда послѣдніе
заслуживали бы вѣчнаго проклятія русскихъ людей и безусловнаго осужденія на сожженіе въ огнѣ
геенскомъ.
Редакція
сайта «Сила и Слава».