Февральскій
позоръ: Торжество Цареборчества
Февральское
предательство Царя, совершенное всѣми
слоями русскаго народа и, прежде всего, церковной іерархіей, отрекшейся отъ
своего Помазанника, до сихъ поръ продолжаетъ лежать позорнымъ клеймомъ на
Русской Церкви и тяготить совѣсть
тѣхъ
Ея членовъ, у которыхъ она ещё осталась. Несмотря на это, а также на очевидныя
разрушительныя послѣдствія
совершеннаго въ Февралѣ
грѣха,
до сихъ поръ не произошло общецерковнаго покаянія въ этомъ предательствѣ,
а главные его виновники изъ числа
высшихъ іерарховъ продолжаютъ восхваляться въ церковной средѣ
какъ столпы Православія и исповѣдники
правды.
Но
пока не наступилъ конецъ исторіи, время
на покаяніе и исправленіе содѣланнаго
ещё остается. И Господь нашъ пришелъ на землю какъ разъ для того, чтобы
призвать грѣшниковъ
къ покаянію. Поэтому редакція сайта «Сила и Слава» будетъ дѣлать
все возможное для пробужденія въ русскомъ народѣ
покаяннаго чувства въ грѣхѣ
Февраля и возвращенія Русской Церкви на подлинно православный путь, съ котораго
она свернула въ Февралѣ
1917 года.
Редакція.
12
февраля (ст. ст.) 1917 года въ православной Россійской Имперіи было
Прощеное воскресенье. На слѣдующій
день 13 февраля начался Великій Постъ, а еще черезъ день 14 февраля
возобновились занятія Государственной Думы, гдѣ
изъ устъ «трудовика» Керенскаго и подобныхъ ему «народныхъ избранниковъ» полились
обычныя рѣчи
о «негодномъ правительствѣ»
и «прогнившемъ режимѣ».
Думскіе словоблуды, многіе изъ которыхъ три недѣли
спустя будутъ оффицiально объявлены Сѵнодомъ «благовѣрными»,
не могли угомониться даже на первую, сугубо покаянную, недѣлю
Великаго Поста и продолжали безстыдно и дерзко клеветать на Царское
правительство и хулить Самодержавіе. Они уже почти и не скрывали, что готовятъ
революцію и сверженіе Царя.
19
февраля 1917 года въ первую недѣлю
Поста праздновалось Торжество Православія.
Въ напоминаніе всѣмъ
революціонерамъ, бунтовщикамъ и измѣнникамъ
въ послѣдній
разъ съ амвоновъ каѳедральныхъ
соборовъ на всю страну зазвучало:
«Помышляющымъ, яко православнiи Государи возводятся
на престолы не по особливому о нихъ Божію благоволенію и при помазаніи на
царство дарованія Духа Святаго къ прохожденію великаго сего званія на нихъ не
изливаются: и тако дерзающымъ противу ихъ на бунтъ и измѣну
—
Анаѳема!
Анаѳема!
Анаѳема!»
Въ
тотъ день въ петроградскихъ храмахъ было полно народа, только что отговѣвшaго
и причастившагося. Протодіаконы тогда были голосистые, не въ примѣръ
нынѣшнимъ.
Тройную анаѳему
слышали всѣ.
Слышали ее и члены зимней сессіи Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода,
бывшіе тогда въ столицѣ
и присутствовавшіе въ тотъ день на богослуженіяхъ. Слышали ее и по всѣмъ
городамъ Имперіи, гдѣ
были епископскія каѳедры
и гдѣ
служился чинъ Торжества Православія.
Всё
было какъ всегда. Послѣ
анаѳематствованій
пѣли
троекратно «вѣчную
память» всѣмъ
отъ вѣка
представившимся благовѣрнымъ
Царямъ и Царицамъ, Великимъ князьямъ и княгинямъ, Императорамъ и Императрицамъ,
послѣ
нихъ — патріархамъ, митрополитамъ и епископамъ, всѣмъ
сложившимъ свои головы за Вѣру,
Царя и Отечество «и всѣмъ
православнымъ христiаномъ въ истиннѣй
Вѣрѣ
и благочестіи и надежди воскресенія скончавшымся».
Потомъ
протодіаконъ возглашалъ:
«Христіанскаго благочестія ревнителю, защитнику и
покровителю Христовы Церквѣ,
благочестивѣйшему,
самодержавнѣйшему,
Великому Государю нашему Императору Николаю Александровичу, Самодержцу Всероссійскому,
и иныхъ странъ Государю и обладателю, подаждь, Господи, благоденственное и мирное
житіе, здравіе же и спасеніе и во всемъ благое поспѣшеніе,
на враги же побѣду
и одолѣніе,
и сохрани его на многа лѣ-ѣ-ѣта-а-а…»
И
громогласно звучало «Многая лѣта»
девятижды…
Православное
богослуженіе оно вообще очень красивое, запоминающееся. И по логикѣ
вещей всё слышанное должно было крѣпко
запечатлѣться
въ головахъ и сердцахъ, особенно архіерейскихъ.
Увы, въ головахъ это задержалось ровно на три дня, а въ сердца и не
проникло вовсе. На четвертый день, 23 февраля 1917 года, сразу послѣ
отъѣзда
«христіанскаго благочестія ревнителя, защитника и покровителя Христовы Церквѣ»
Государя Императора Николая II
въ
Ставку, въ столицѣ
вспыхнули безпорядки, началась революція.
Послѣдовавшія
затѣмъ
гнусности «великой безкровной» въ очередной разъ подробно описывать никакого
смысла нѣтъ.
Обезумѣвшіе,
потерявшіе христіанскій, а затѣмъ
и человѣческій
обликъ русскіе люди, подстрекаемые жидами и революціонно-уголовнымъ сбродомъ, начали
съ остервенѣніемъ
разрушать собственное государство и крушить тысячелѣтніе
устои своей національной жизни. Съ церковныхъ верховъ и ниже по цѣпочкѣ
всё это бѣснованіе
получило полнѣйшее
одобреніе. Предатели въ рясахъ и клобукахъ, моментально позабывъ и анаѳему,
и присягу, и совѣсть,
и ученіе церковное, закружились въ общемъ революціонномъ хороводѣ,
благословляя съ амвоновъ творившееся омерзительное бѣсовское
сквернодѣйство. По всей Россіи курился ѳиміамъ
революціи, кадили «благовѣрнымъ»
бунтовщикамъ и измѣнникамъ,
и отвратительное зловоніе отъ этихъ кажденiй поднималось къ Небу. А оттуда, съ
горнихъ высотъ, гдѣ
стоитъ Престолъ Господа Вседержителя, Царя царствующихъ и Господа господствующихъ,
имѣющаго
вскорѣ
судить живыхъ и мертвыхъ, въ отвѣтъ
на эту бѣсовщину
ниспосылалось проклятіе во исполненіе анаѳемы, произнесенной въ недѣлю
Торжества Православія.
«Истинно,
истинно говорю вамъ: отнынѣ
будете видѣть
небо отверстымъ и Ангеловъ Божіихъ восходящихъ и нисходящихъ къ Сыну Человѣческому»
(Iн. 1:51) — таковы былъ заключительныя слова Евангелія, читавшагося на послѣдней
передъ революціей воскресной божественной Литургіи. И дѣйствительно,
имѣющія
очи видѣть,
вскорѣ
смогли наблюдать, какъ Ангелы Божіи стали нисходить на землю, чтобы карать
взбунтовавшуюся противъ Царя и Бога Россію, позабывшую, что анаѳема
это не погремушка, а Господь не только милостивъ, но и справедливъ въ гнѣвѣ
своемъ.
И
гнѣвъ
Его былъ ужасенъ. Въ теченіе какихъ-то восьми мѣсяцевъ
могущественнѣйшая
Имперія міра провалилась въ бездну, а народъ, ея населявшій, попалъ подъ власть
откровенныхъ сатанистовъ. Съ осени 1917 года церковные измѣнники,
благословившіе революцію, начали, наконецъ, что-то лепетать о народныхъ грѣхахъ,
о необходимости покаянія въ нихъ, но о самомъ главномъ грѣхѣ
— организаціи цареборческой «великой безкровной» они упорно молчали.
Понять
ихъ было можно. Революція дала имъ свободу отъ «цезарепапизма» и цѣлый
рядъ «завоеваній», съ которыми они разставаться не желали. Главнымъ изъ этихъ «завоеваній» было церковно-демократическое
собраніе подъ громкимъ названіемъ «Всероссійскій помѣстный
соборъ», которое они успѣли
сорганизовать за спиной арестованнаго Царя и на которомъ спѣшили
пожать плоды революціи. Этотъ такъ называемый «соборъ», а затѣмъ
и незаконный избранный этимъ «соборомъ»
патріархъ, всерьезъ обезпокоенные тѣмъ,
что такъ прекрасно начавшаяся революція теперь явно идетъ куда-то не туда,
продолжали усиленно звать народъ къ покаянію. Но Господь Вседержитель, видя полнѣйшее
лицемѣріе
всѣхъ
этихъ призывовъ, поспѣшилъ
вывести лицемѣровъ
на чистую воду и далъ имъ возможность лично продемонстрировать такое покаяніе и
продемонстрировать не на словахъ, а на дѣлѣ.
Въ
начавшемся 1918 году Прощеное воскресенье приходилось на 4 марта (ст. ст.), Торжество
Православія было 11 марта, а Недѣля
о Страшномъ Судѣ
— 25 февраля. Наканунѣ
послѣдней
даты на засѣданіи
«собора» былъ оглашенъ списокъ мѣропріятій
«для увековѣчиванія
памяти мученической кончины митрополита Кіевскаго Владиміра», убитаго шайкой бандитовъ
по наводкѣ
монаховъ Кіево-Печерской лавры. Смерть митрополита Владиміра стала закономѣрной
расплатой за совершенное имъ предательство Царя и открытую поддержку революціи,
раскаиваться въ которыхъ покойный не проявлялъ ни малѣйшаго
желанія конца своихъ дней. Но слѣпые
поводыри слѣпыхъ,
возглавлявшіе «соборъ», не уразумѣли
въ этой страшной смерти перста Божія, указующаго на неотвратимость наказанія за
грѣхъ
предательства Царя-Помазанника Божія, и не обратились къ покаянію въ грѣхѣ
Февраля, а приняли вмѣсто
этого слѣдующій
документъ.
Излишне
говорить, что изъ этой программы кромѣ пункта 1-го не исполнилось абсолютно
ничего, т.к. Господь дать своего благословенія на чествованіе нераскаяннаго грѣшника
не могъ, и потому всѣ
предложенія «собора» разсыпались въ прахъ.
26
февраля (ст. ст.) присутствовавшіе на «соборѣ»
епископы собрались на совѣщаніе,
гдѣ
обсуждали, что дѣлать
съ приближающимся праздникомъ Торжества Православія. Надлежало рѣшить,
какъ поступить съ чиномъ Торжества Православія, въ которомъ все ещё продолжали
оставаться анаѳема
на цареборцевъ и прославленіе благочестивыхъ православныхъ царей.
Вопросъ,
по сути дѣла,
стоялъ ребромъ: покаяніе въ совершенномъ ровно годъ назадъ грѣхѣ
или упорное коснѣнiе
въ немъ? Плоды произошедшей годъ назадъ революціи были у всѣхъ
передъ глазами. 12 мѣсяцевъ
безостановочнаго паденія въ бездну, послѣдніе четыре изъ нихъ подъ пятой кроваваго
и безумнаго большевизма. Казалось, что выводъ изъ всего этого очевиденъ, и выходъ
изъ создавшагося положенія можетъ быть только одинъ. Тотъ самый, на который указывалъ
еще мѣсяцъ
назадъ священникъ Владиміръ Востоковъ въ своемъ выступленіи на «соборѣ»:
«Соборъ долженъ сказать, что въ февралѣ-мартѣ произведёнъ насильственный переворотъ, который
для православнаго христіанина есть клятвопреступленіе, требующее очищенія
покаяніемъ. Всѣмъ
намъ, начиная съ Вашего Святѣйшества и кончая мною — послѣднимъ Членомъ Собора, должно преклонить колѣна предъ Богомъ и просить, чтобы Онъ простилъ
намъ наше попустительство развитію въ странѣ злыхъ ученій и насилія… Мы свергли Царя и
подчинились евреямъ!» (Стенограмма засѣданій
22 января 1918 г).
Но
каяться участники епископскаго совѣщанія
не желали. Это занятіе они по обыкновенію оставили «народу», какъ будто не они вовлекли
этотъ несчастный народъ въ грѣхъ
клятвопреступленія, одобривъ и благословивъ революцію, и не они приводили его къ
присягѣ
самозванцамъ. Съ другой стороны произносить анаѳему
на самихъ себя имъ тоже было какъ-то неловко. Поэтому рѣшеніе
было найдено, что называется, соломоново. Возстаніе на Царскую власть, отрицаніе
ея божественнаго происхожденія отнынѣ
было постановлено больше грѣхомъ
не считать. 11-ый анаѳематизмъ
чина Торжества Православія былъ удаленъ и замѣненъ
первой подвернувшейся формулировкой. На бумагѣ
это выглядѣло
такъ:
Надо
сказать, что данный путь борьбы со грѣхомъ представляется намъ весьма многообѣщающимъ.
Въ случаѣ
убійства или, напримѣръ,
прелюбодѣянія
теперь нѣтъ
нужды прибѣгать
къ покаянію. Достаточно просто, чтобы церковная власть объявила объ отмѣнѣ
шестой и седьмой Заповѣдей
Божіихъ, ввиду «ихъ явной неактуальности» или «по причинѣ
переживаемаго момента» или, въ концѣ
концовъ, вообще безъ всякихъ объясненій. Къ слову сказать, Московская «патріархія»
съ успѣхомъ
освоила сей методъ разрѣшенія
противорѣчій
между христіанской совѣстью
и практической необходимостью. Вожди РПЦ-МП творчески развили предложенный «соборомъ»
подходъ къ проблемѣ
и, можно сказать, довели его до совершенства. Такъ, въ изданномъ МП «Чиновникѣ
архіерейскаго служенія» чинъ въ недѣлю
Торжества Православія вообще не содержитъ никакихъ анаѳемъ
— вступившая въ экуменическій «діалогъ» со всѣми
мыслимыми еретиками «патріархія» для удобства сего «діалога» сократила списокъ
анаѳемъ
до нуля.
Страница изъ «Чиновника архіерейскаго служенія» РПЦ-МП.
Сразу послѣ «Сія вѣра апостольская…» слѣдуютъ многолѣтія. Анаѳемъ больше нѣтъ.
Но
такимъ лукавымъ пріемомъ, конечно, нельзя было обмануть Господа Бога. И потому
«соборные» мудрецы въ епископскомъ санѣ лишь посрамили самихъ себя и вмѣсто
желаемаго ухода изъ-подъ анаѳемы
припечатали себя ею окончательно. Если въ
февралѣ
1917 года они формально провинились лишь въ томъ, что не исполнили своего архипастырскаго
долга и не анаѳематствовали бунтовщиковъ и революціонеровъ, то теперь они
сдѣлались
форменными еретиками, отмѣнившими
и саму анаѳему
на цареборческую революцію. Но сдѣланный
грѣхъ
къ тому времени настолько застилъ имъ глаза, что ничего этого они уже не видѣли,
не чувствовали и не понимали.
На
слѣдующій
день 27 февраля (12 марта) въ самую годовщину революціи рѣшеніе
епископскаго совѣщанія
было доложено «собору». На засѣданіи
присутствовало 260 человѣкъ,
изъ 36 были епископами. Въ архивѣ
(ГАРФ, фондъ 3431, дѣло
625) сохранилась копія зачитаннаго постановленія и сопроводительное письмо по
этому поводу въ священный Сѵнодъ.
Видимо
не всѣ
члены «собора» обнаружили должную «политическую сознательность», выслушивая вышеприведенныя
кощунственныя измѣненія,
и среди нихъ возникло замѣшательство. Разъяснить недоумѣнія
и успокоить присутствующихъ вызвался митр. Антоній (Храповицкiй), нѣкогда
извѣстный
монархистъ. Въ протоколахъ соборнаго засѣданія сохранилась его поистинѣ
изумительная реплика.
Откровенное
лукавство митрополита Антонія обличить несложно. Уже самъ тотъ фактъ, что анаѳема
на возстающихъ противъ царской власти стоитъ въ чинѣ
Торжества Православія передъ анаѳемой
на иконоборцевъ, убѣдительно
свидѣтельствуетъ
о томъ, что 11-ый анаѳематизмъ
былъ введенъ въ этотъ чинъ еще до VII Вселенскаго собора,
осудившаго иконоборчество. Спору нѣтъ,
при желаніи можно отыскать и совсѣмъ
«древнія чинопослѣдованія»,
гдѣ
нѣтъ
не только анаѳемы
на цареборцевъ, но и на монофилитовъ, на несторiанъ, на иконоборцевъ и т.д., такъ
какъ всѣ
они вводились въ чинъ постепенно по мѣрѣ
преодолѣнія
той или иной ереси. А, напримѣръ,
анаѳемѣ
на экуменизмъ и вовсе всего-навсего 30 лѣтъ отроду и въ «древнихъ чинопослѣдованіяхъ»
ее ужъ точно нѣтъ.
Значитъ ли теперь, что все это можно съ легкостью выкинуть изъ чина? Также и въ
Русскую Церковь этотъ чинъ пришелъ вовсе не при Императорѣ
Петрѣ
I,
а сразу послѣ
Крещенія Руси. Со временемъ онъ подвергался измѣненіямъ,
въ концѣ
XV
вѣка
въ него были включены анаѳемы
на жидовствующихъ, въ XVII
вѣкѣ
— имена измѣнниковъ
и самозванцевъ Гришки Отрѣпьева,
Стеньки Разина и другихъ, въ XVIII
вѣкѣ
— имя Ивана Мазепы. Чинъ допускалъ видоизмѣненія
по усмотрѣнію
правящихъ архіереевъ, и лишь въ 1764 году онъ получилъ единообразную редакцію, остававшуюся
неизмѣнной
до 1917 года. Поэтому, все, что говоритъ
митр. Антоній, есть по существу лукавство,
а по формѣ
— церковно-историческая белиберда.
Вообще, то обстоятельство, что подобную
безграмотность и, прямо скажемъ, жидовскую изворотливость продемонстрировалъ
митр. Антоній, бывшій при всѣхъ
своихъ недостаткахъ однимъ изъ лучшихъ русскихъ архіереевъ того времени, говоритъ намъ о многомъ. И,
прежде всего, о томъ, что это беззаконное сборище отступниковъ подъ названіемъ
«Всероссійскій Церковный Соборъ» на тотъ моментъ уже полностью и окончательно
оставила благодать Святаго Духа, ибо другого объясненія тому, что одинъ изъ ведущихъ церковныхъ
іерарховъ въ открытую несъ съ каѳедры
подобный вздоръ и не встрѣтилъ
ни съ чьей стороны возраженій, — нѣтъ.
То, что этотъ «соборъ» духовно помраченныхъ людей сумѣлъ
высказать анаѳему
на большевизмъ и совѣтскую
власть можно объяснить исключительно дѣйствіемъ
промысла Божія, дѣйствовавшаго
противъ злой воли «соборянъ». Подобно тому,
какъ библейскій лже-пророкъ Валаамъ вмѣсто того, чтобы проклясть народъ
Божій, благословилъ его вопреки своему желанію, такъ и цареборческiй соборъ вмѣсто
того, чтобы вслѣдъ
за благословеніемъ Временнаго правительства благословить и большевизмъ, анаѳематствовалъ
его. На заслуги его здѣсь
на больше, чѣмъ
заслуги Валаама въ благословеніи Израиля или заслуги того бича, который Господь
взялъ въ свои руки, чтобы выгнать торгующихъ изъ Храма. Кстати, какъ закончилъ
Валаамъ, хорошо извѣстно.
Если кто забылъ, отсылаемъ таковаго къ первоисточнику — Книга Чиселъ. 31:3-8.
«Рѣшенія партіи — въ жизнь!»
Страницы архіерейскаго
чиновника Большого Успенскаго Собора Московскаго Кремля, исчерканныя неизвѣстными во исполненіе рѣшеній цареборческаго
собора 1917-18 годовъ.
Послѣ
того, какъ «соборъ» вмѣсто
того, чтобы снять съ себя и всего русскаго народа проклятіе революціи, лишь усугубилъ
его своимъ кощунственнымъ надругательствомъ
надъ чиномъ Торжества Православія, спасти Россію уже ничто не могло. Никакія
анаѳемы
на большевиковъ, никакія благословенія антисовѣтскаго
сопротивленія, никакія героическія усилія Бѣлыхъ
армій. А въ самый разгаръ Гражданской войны, когда Добровольческая армія подошла
къ Орлу, революціонный патріархъ Тихонъ своимъ спеціальнымъ посланіемъ отъ 25
сентября (стъ. стъ.) 1919 года еще разъ подтвердилъ, что онъ считаетъ монархію
отжившимъ политическимъ институтомъ, мѣсто которому на свалкѣ
исторіи, и что для Церкви всё равно, какая въ странѣ
власть — православное Самодержавіе, жидо-масонская демократія или совѣтскій
коммунизмъ. Послѣ
этого всё окончательно развалилось и покатилось назадъ къ морю — на Сѣверѣ,
на Югѣ,
на Западѣ
и на Востокѣ.
Конецъ
русской исторіи и окончательная гибель русскаго народа въ тотъ моментъ не
произошли лишь потому, что у вышвырнутыхъ революціей заграницу русскихъ
архіереевъ произошло нѣкоторое
отрезвленіе. На I
Всезарубежномъ
(Карловацкомъ) Соборѣ
раздались совсѣмъ
другія рѣчи,
а Первоіерархъ РПЦЗ митр. Антоній (Храповицкiй) заговорилъ своимъ прежнимъ
дореволюціоннымъ языкомъ:
«Кто же будетъ отрицать, что февральская революція была
столь же богоборческой, сколько и противомонархической? Кто можетъ осуждать
большевицкое движеніе и въ то же время одобрять Временное правительство?
Оно подняло руку на помазанника Божія; оно
уничтожило въ арміи церковное начало, уничтожило церковно-приходскія школы,
ввело гражданскую присягу, однимъ словомъ, все это дѣло
было торжествомъ того нигилизма, который извѣстенъ
русскому обществу уже три четверти столѣтія» (Статья «Церковь и политика»).
и даже такъ:
«Церковь не можетъ стать на точку зрѣнія
«завоеванія революціи»; не можетъ одобрить низверженіе законнаго Царя, мvропомазаннаго; она
должна осудить февральскую революцію 1917 года, а если мы въ чёмъ-либо
поддались [на Карловацкомъ соборѣ]
политическому принципу въ ущербъ церковному, то развѣ
въ томъ, что не высказали отъ имени Церкви самаго рѣзкаго
осужденія революціи господской февральской, которая была революціей столько же
антимонархической, сколько антирелигіозной» (Письмо къ графу Мусину-Пушкину).
При
преемникѣ
митр. Антонія митрополитѣ
Анастасіи даже втихаря вернули въ чинъ Торжества православія 11-й анаѳематизмъ,
столь дерзко удаленный «Великимъ», «Священнымъ»
и прочая, прочая, прочая «соборомъ» 1917 года. Впрочемъ, и здѣсь
не обошлось безъ лукавства, т.к. іерархи РПЦЗ, явно пойдя въ этомъ вопросѣ
противъ воли «собора», тѣмъ
не менѣе,
продолжали его всячески восхвалять и возвеличивать. Однако и такая полуправда возымѣла вѣсъ
въ очахъ Божіихъ и стала одной изъ главныхъ причинъ, по которымъ Господь милостиво
продлилъ существованіе РПЦЗ на долгія десятилѣтія
и уберегъ ее отъ тѣхъ
бѣдствій
и казней, которыя онъ обрушилъ на нераскаянныхъ отступниковъ, оставшихся въ
Совдепiи.
Въ
Совдепiи же покаяніе охватило лишь очень немногихъ. Въ основномъ тѣхъ,
кто во время революціи не занималъ высокихъ должностей въ Церкви и не осквернилъ
себя участіемъ въ революціонномъ цареборческомъ «соборѣ».
Такъ іосифлянскій епископъ священномученикъ Сергій (Дружининъ) на допросѣ
въ ГПУ прямо заявилъ, что
«Истинное Православіе можетъ существовать только при монархѣ.
Только онъ одинъ
можетъ возстановить миръ и любовь, только монархическій строй можетъ
возстановить порядокъ въ разоренной Россіи и дать возможность Церкви процвѣтать на погибель всѣхъ гонителей Православной Церкви. Своихъ убѣжденій я не скрывалъ и старался въ этомъ духѣ воспитывать вѣрующихъ» (Протоколъ
допроса отъ 23 февраля 1931 г).
Остальные
же, закоснѣвъ
въ грѣхѣ
Февраля, поплелись за патріархомъ Тихономъ, который чѣмъ
дальше, тѣмъ
больше скатывался въ отступничество, еще
разъ заявивъ послѣ
выхода изъ заключенія, что отъ монархіи онъ полностью отрекается, а совѣтскую
власть (которую ранѣе
признавалъ порожденіе сатаны) онъ болѣе не считаетъ врагомъ. Иными
словами, начавъ съ февральскаго предательства, этотъ жалкій и несчастный Первоіерархъ
закончилъ тѣмъ,
что объявилъ о своемъ намѣреніи
жить въ мирѣ
съ діаволомъ — неслыханное для христіанина признаніе! Отсюда, конечно,
оставался только одинъ шагъ до сергіанства.
Дальнѣйшее
хорошо извѣстно.
Отмѣтимъ
только, что попытка РПЦЗ сидѣть
на двухъ стульяхъ — восхвалять «соборъ» 1917 года какъ вершину мудрости и благочестія
и игнорировать практически всѣ
его постановленія, въ частности, рѣшеніе
объ отмѣнѣ
анаѳемы
на цареборцевъ — долго продолжаться не могла. Моментъ истины наступилъ въ 1981
году при прославленіи Царственныхъ мучениковъ и всѣхъ
новомучениковъ и исповѣдниковъ
Россійскихъ. Правда Божія требовала поставить во главѣ
сонма прославляемыхъ Царскую Семью, а всѣхъ
явныхъ предателей ея и отступниковъ отъ ученія Церкви о православномъ
Самодержавіи вообще не включать въ
списокъ прославляемыхъ. На дѣлѣ,
увы, вышло иначе. Впереди всѣхъ
были поставлены главные Февральскіе измѣнники — патріархъ Тихонъ (Белавинъ)
и митр. Владиміръ (Богоявленскій), а Царь-Мученикъ оказался фигурой
второстепенной. Ярче всего этотъ позоръ отраженъ на иконѣ,
передъ которой проходило прославленіе Новомучениковъ. Въ центрѣ
образа находятся два самыхъ главныхъ февралиста, а Государь низведенъ почти на
самый низъ иконы и къ тому же лишенъ императорской короны.
Икона «Соборъ
Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ» РПЦЗ, передъ которой проходило прославленіе
и которая считается оффицiальной иконой праздника. Въ центрѣ образа — цареборцы
патр. Тихонъ и митр. Владиміръ, а лишенный короны и царскихъ регалій (очевидно,
какъ «отрекшійся») Царь-Мученикъ Николай (а точнѣе, «гражданинъ
Романовъ») спущенъ на самый низъ изображенія въ среду мірянъ.
Это
неканоническая икона, конечно, является самымъ яркимъ отраженіемъ нераскаяннаго
февральскаго грѣха,
такъ сказать, цареборчествомъ въ краскахъ. Для сравненія приводимъ двѣ
иконы православнаго письма, на которыхъ Цари изображены въ соотвѣтствіи
съ канонической иконографической традиціей.
Икона 1-го Вселенскаго Собора
каноническаго письма.
Императоръ находится въ центрѣ образа, выше всѣхъ іерарховъ и
непосредственно подъ Богомъ.
Икона семи Вселенскихъ
Соборовъ каноническаго письма.
Та же самая композиція.
Благочестивые Цари (и Царица!) въ центрѣ образа и выше всѣхъ іерарховъ, какъ
наиболѣе приближенные къ Богу. И, конечно же, всѣ въ коронахъ, хотя какъ
минимумъ одинъ изъ изображенныхъ Царей (Константинъ VI) былъ впослѣдствіи свергнутъ съ престола
и отправленъ въ заточеніе.
То
есть РПЦЗ соборно исповѣдала
свою приверженность цареборчеству и вѣрность церковнымъ «героямъ» Февраля.
Это стало началомъ ея конца. При митрополитѣ
Филаретѣ
еще какъ-то держались на плаву, но при митрополитѣ
Виталіи началось медленное, но все нарастающее разложеніе, закончившееся предательствомъ
2001 года, послѣ
котораго РПЦЗ развалилась на «осколки». Всѣ
они въ настоящій моментъ находятся въ состояніи полнаго идейнаго тупика и
духовно-нравственнаго разложенія, и конецъ ихъ въ ближайшее десятилѣтіе
представляется абсолютно неизбѣжнымъ.
Конечно, «вѣрныя
чада» какого-нибудь Орлова-Пивоварова-Балабанова, наслѣдники
содомита Журбенко, почитатели московскаго еврейчика Лапковскаго или же горячіе приверженцы
одесскаго гешефтмахера Пашковскаго съ нами
въ этомъ вопросѣ
не согласятся, но для имѣющихъ
очи видѣть,
тутъ все ясно.
Всѣхъ
этихъ людей, которые неоднократно обвиняли какъ
автора этихъ строкъ, такъ и единомышленныхъ ему людей въ «хулѣ»
и «клеветѣ»
на Новомучениковъ и Исповѣдниковъ
Россійскихъ, хочется спросить вотъ о чемъ.
Не
думаете ли вы, господа, что «не тотъ достоинъ, кто самъ себя хвалитъ, но кого хвалитъ
Господь» (2 Кор.10:18) и для того, чтобы попасть въ мученики, еще недостаточно просто
быть убитымъ большевиками? При такомъ подходѣ
Вамъ придется зачислить въ новомученики и убитыхъ матросами депутатовъ
«учредилки» Шингарева съ Кокошкинымъ и ликвидированныхъ
въ подвалахъ НКВД сергіанъ. Не всякій убіенный богоборческой совѣтской
властью или пострадавшій отъ нея является мученикомъ, а лишь тотъ, кто сохранилъ
истинное вѣроисповѣданіе
и не отрекся отъ правды Божіей. Именно такому критерію раздѣленія
мучениковъ и лже-мучениковъ научили насъ святые новомученики и исповѣдники
Россійскіе, и мы какъ истинные, а не словесные ихъ почитатели собираемся ему
неукоснительно слѣдовать.
И
по этому критерію кое-кого изъ глаголемыхъ нынѣ
«мучениками» и «исповѣдниками»
приходится изъ сонма Новомучениковъ исключать. И начать, конечно, придется со
столь почитаемыхъ вами патр. Тихона и митр. Владиміра. Ибо святой человѣкъ,
помимо того, что онъ угодилъ Богу (а это не всегда видно для земныхъ очей),
является также образцомъ и примѣромъ
для подражанія всѣмъ
остальнымъ христіанамъ, которые могутъ, взирая ни ихъ подвигъ, научиться путямъ и способамъ
спасенія. Такъ чему же мы можемъ научиться на примѣрѣ
патр. Тихона и митр. Владиміра?
Тому
какъ надо предавать Царя и не раскаиваться въ этомъ до конца своихъ дней?
Тому,
какъ надо потворствовать революціи и благословлять ее съ амвоновъ?
Тому,
какъ надо марать и искажать священные богослужебные тексты Православной Церкви?
Какъ
надо публично отрекаться отъ своихъ же собственныхъ исповѣдническихъ
заявленій и анаѳемъ?
Какъ
надо искать мира съ антихристомъ и осуждать тѣхъ,
кто желаетъ продолжать съ нимъ бороться?
Какъ
надо захватывать чужыя каѳедры
и за спиной арестованнаго Царя залѣзать
на патріаршій Престолъ?
Неужто
полный крахъ нашей помѣстной
Церкви, случившійся въ послѣднія
20 лѣтъ,
васъ такъ ничему и не научилъ и не пробудилъ въ васъ ни малѣйшаго
желанія покаяться въ грѣхахъ
отцовъ, открыто разорвать съ ихъ очевидной ложью и неправдой, осудить отступниковъ
и предателей?
Что
же касается такъ называемой «хулы на Новомучениковъ» то здѣсь
опять позволительно задать вамъ слѣдующіе
вопросы.
Не
думаете ли вы, что самой настоящее хулой на Царя-мученика является распространеніе
вышеприведенной иконы, на которой Государь и Наслѣдникъ
изображены въ видѣ
полковника и ефрейтора Романовыхъ соотвѣтственно, а въ центрѣ
образа расположены тѣ,
кто пальцемъ о палецъ не ударилъ, чтобы спасти ихъ отъ ареста, заточенія, ссылки
и убіенія?
Не
является ли хулой на Новомучениковъ молитва передъ этой иконой, на поляхъ которой
(присмотритесь внимательнѣе!)
написаны имена матерыхъ сергіанъ, среди которыхъ есть и подписантъ Деклараціи?!
Не
считаете ли вы, что похулить Духа Святаго можно не только отрицая Его дѣйствія
тамъ, гдѣ
они очевидны и явны, но и объявляя ихъ наличіе тамъ, гдѣ
ихъ нѣтъ
и быть не можетъ? Посему поостерегитесь революціонно-демократическое
собраніе 1917 года объявлять Православнымъ Соборомъ; какъ бы вамъ при этомъ не
оказаться безотвѣтными
на Страшномъ Судѣ.
Не
считаете ли вы далѣе,
что хулить проявленіе святости можно, не только уничижая подвигъ мучениковъ, но
и объявляя мучениками завѣдомыхъ,
явныхъ и нераскаянныхъ отступниковъ? На этотъ случай даже и спеціальный церковный
канонъ есть о почитаніи лже-святыхъ. И чья позиція съ этой точки зрѣнія
будетъ предпочтительнѣе
на Страшномъ Судѣ:
тѣхъ,
кто славилъ цареборцевъ какъ святыхъ или тѣхъ,
кто осуждалъ ихъ какъ отступниковъ и измѣнниковъ присягѣ
или какъ минимумъ воздерживался отъ ихъ прославленія?
Наконецъ,
подумайте на досугѣ
и вотъ о чемъ. Могутъ ли стоять вмѣстѣ
у Престола Царя-Вседержителя священномученикъ епископъ Сергій (Дружининъ),
утверждавшій, что «Истинное
Православіе можетъ существовать только при монархѣ», и патріархъ Тихонъ
(Белавинъ), утверждавшій, что Церковь прекрасно обойдется и безъ Царя? Какъ они
тамъ будетъ вмѣстѣ
совершать божественную службу, когда не смогутъ договориться даже о томъ, вынимать
ли особую частичку за Царя для дискоса или нѣтъ,
поминать ли молитвенно царскую власть на евхаристическомъ канонѣ
или нѣтъ?
Оставляя
теплохладныхъ отступниковъ изъ такъ называемыхъ «осколковъ» РПЦЗ рѣшать
эти «трудные» для нихъ вопросы, мы со своей стороны поздравляемъ всѣхъ
истинно-православныхъ христіанъ съ наступающимъ Торжествомъ Православія, которое
въ этомъ году приходится на тотъ же самый день, что и въ 1918 году, когда цареборцы
впервые огласили православные храмы своимъ
постыднымъ чинопослѣдованіемъ
съ удаленной анаѳемой
на самихъ себя.
А.
Кузнецовъ,
Москва
10/23
марта 2013 г.
память
влкмч. Ѳеодора
Тирона