Два привѣтственныхъ адреса.
Эти
привѣтственные
адресы раздѣляютъ
11 лѣтъ.
Одинъ
написанъ за
три года до
начала Совѣтско-германской
войны, другой
— черезъ
четыре послѣ ея
окончанія.
Первый
направленъ
человѣку, за всё
время
правленія
котораго не
было казнено
ни одного
православнаго
священника, и
никто не
подвергся
репрессіямъ
только за то,
что онъ
православный
христіанинъ.
Второй
— человѣку, при
власти
котораго
число
уничтоженныхъ
священниковъ
исчислялось
десятками
тысячъ, и
счетъ
подвергшихся
репрессіямъ
только за
свою
принадлежность
къ
Православію
шелъ на
милліоны.
Первый
человѣкъ въ
столицѣ своего
государства построилъ
для русскихъ людей
православный
храмъ, а на территоріи
Россіи
открылъ тысячи
церквей, давъ
людямъ возможность
свободно
возносить
молитвы Богу.
Второй
человѣкъ въ
столицѣ своего
государства сносилъ
и взрывалъ
православные
храмы
десятками, а
на территоріи Россіи
осквернялъ и закрывалъ
храмы, открытые
первымъ
человѣкомъ.
Первый
человѣкъ
избавилъ свою
страну отъ власти
евреевъ и
законодательно
запретилъ
іудаизмъ,
какъ человѣконенавистническую
религію. Затѣмъ
онъ хотѣлъ избавить
отъ власти евреевъ
Россію и всю
Европу, но
второй человѣкъ
помѣшалъ ему.
Этотъ
второй человѣкъ
сдѣлалъ въ своей
странѣ еврейство
привилегированной
кастой, проводникомъ
террора и распорядителемъ
судебъ
двухсотмилліоннаго
народа, превращеннаго
въ
безправныхъ
рабовъ, и въ благодарность
за хорошую
работу создалъ
для евреевъ
сіонистское государство
въ Палестинѣ.
Первый
человѣкъ боролся
противъ
коммунистовъ,
объявившихъ войну
Христу и
Богу. Второй человѣкъ
боролся противъ
Христа и
Бога, будучи самъ
коммунистомъ.
Первый
человѣкъ не былъ
православнымъ,
онъ всю жизнь
принадлежалъ
къ католичеству.
Второй человѣкъ
былъ
православнымъ,
но отрекся отъ
него, былъ
проклятъ Церковью
и умеръ подъ Ея
анаѳемой.
Остается
сказать о подписяхъ
подъ адресами.
Первый
адресъ
подписанъ
Первоіерархомъ
Русской
Церкви,
которая
всегда благословляла
съ оружіемъ
въ рукахъ бороться
противъ преступной
антихристовой
власти,
поработившей
русскій
народъ.
Второй
адресъ
подписанъ группой
духовныхъ
выродковъ,
продавшихъ душу
діаволу, но именующихъ
себя
«православными»,
которые всегда
называли
антихристову
власть,
поработившую
русскій
народъ, властью
«отъ Бога» и
благословляли
какъ всѣ
преступленія
этой власти, такъ
и ея защиту съ
оружіемъ въ
рукахъ. За послѣднія
десятилѣтія эту
группа
сильно
разрослась
численно, сплотила
вокругъ своего
лже-православія
себѣ
подобныхъ и именуетъ
свое
нечестивое сборище
«Русской
Православной
Церковью Московскаго
Патріархата».
Привѣтственный
адресъ
рейхсканцлеру Великогерманской
Имперіи г-ну Адольфу
Гитлеру
отъ
Архіерейскаго
Сѵнода
Русской
Православной
Церкви
Заграницей.
12
іюня 1938 года
Ваше
Высокопревосходительство!
Высокочтимый
Господинъ
Рейхсканцлеръ!
Когда
мы взираемъ на
нашъ
Берлинскій соборный
храмъ, нынѣ нами
освящаемый и
воздвигнутый
благодаря
готовности и
щедрости
Вашего
Правительства
послѣ
предоставленія
нашей Святой
Церкви правъ
юридическаго
лица, наша
мысль
обращается съ
искренней и
сердечной
благодарностью,
прежде всего,
къ Вамъ, какъ
къ дѣйствительному
его
создателю.
Мы
видимъ особое
дѣйствіе
Божьяго Промысла
въ томъ, что
именно
теперь, когда
на нашей Родинѣ храмы
и народныя святыни
попираются и
разрушаются, въ
дѣлѣ Вашего
строительства
имѣетъ мѣсто и созданіе
сего храма.
Наряду со
многими
другими предзнаменованіями
этотъ храмъ
укрѣпляетъ
нашу надежду
на то, что и для
нашей
многострадальной
Родины еще не
наступилъ
конецъ
исторіи, что Повелѣвающій
исторіей
пошлетъ и намъ
вождя, и этотъ
вождь, воскресивъ
нашу Родину, возвратитъ
ей вновь національное
величіе, подобно
тому, какъ
Онъ послалъ
Васъ германскому
народу.
Кромѣ молитвъ,
возносимыхъ постоянно
за главу
государства,
у насъ въ
концѣ каждой
Божественной
Литургіи произносится
еще и слѣдующая молитва:
«Господи,
освяти любящихъ
благолѣпіе дому
Твоего, Ты тѣхъ воспрослави
Божественною
Твоею силою...»
Сегодня мы
особенно глубоко
чувствуемъ, что
и Вы включены
въ эту
молитву. Моленія
о Васъ будутъ
возноситься
не только въ
семъ
новопостроенномъ
храмѣ и въ
предѣлахъ
Германіи, но
и во всѣхъ
православныхъ
церквахъ. Ибо
не одинъ только
германскій
народъ
поминаетъ
Васъ съ горячей
любовью и
преданностью
передъ
Престоломъ
Всевышняго:
лучшіе люди всѣхъ
народовъ,
желающіе
мира и
справедливости,
видятъ въ
Васъ вождя въ
міровой
борьбѣ за миръ
и правду.
Мы
знаемъ изъ
достовѣрныхъ
источниковъ, что
вѣрующій
русскій
народъ,
стонущій
подъ игомъ рабства
и ожидающій своего
освободителя,
постоянно возноситъ
къ Богу
молитвы о томъ,
чтобы Онъ
сохранилъ
Васъ,
руководилъ Вами
и даровалъ
Вамъ свою
всесильную
помощь. Вашъ
подвигъ за германскій
народъ и величіе
германской Имперіи
сдѣлалъ
Васъ примѣромъ, достойнымъ
подражанія, и
образцомъ того,
какъ надо
любить свой народъ
и свою
родину, какъ надо
стоять за
свои національныя
сокровища и вѣчныя цѣнности.
Ибо и эти послѣднія
находятъ въ нашей
Церкви свое освященіе
и увѣковѣченіе.
Національныя
цѣнности
составляютъ честь
и славу каждаго
народа и
посему находятъ
мѣсто и
въ Вѣчномъ
Божіемъ
Царствѣ. Мы никогда
не забываемъ
словъ
Священнаго
Писанія о томъ,
что цари земные
принесутъ въ Небесный
Божій Градъ славу
и честь свою
и славу своихъ
народовъ
(Откр. 21:24,26). Такимъ
образомъ,
созданіе сего
храма
является укрѣпленіемъ
нашей вѣры въ Вашу
историческую
миссію.
Вы
воздвигли домъ
Небесному Владыкѣ. Да пошлетъ
же Онъ Свое благословеніе
и на дѣло Вашего
государственнаго
строительства,
на созданіе Вашей
народной имперіи.
Богъ да укрѣпитъ
Васъ и германскій
народъ въ
борьбѣ съ враждебными
силами,
желающими
гибели и нашего
народа. Да подастъ
Онъ Вамъ, Вашей
странѣ, Вашему
Правительству
и воинству здравіе,
благоденствіе
и во всемъ благое
поспѣшеніе
на многая лѣта.
Архіерейскій
Сѵнодъ
Русской
Православной
Церкви
Заграницей,
Митрополитъ
Анастасій.
Приветственный
адрес от
духовенства
и мирян
Русской
Православной
Церкви
Вождю
народов СССР,
генералиссимусу
Иосифу
Виссарионовичу
Сталину
в день
семидесятилетия
со дня рождения
21 декабря 1949 г.
ГЛУБОКОЧТИМЫЙ
И ДОРОГОЙ
ИОСИФ
ВИССАРИОНОВИЧ!
В день
Вашего
семидесятилетия,
когда всенародное
чувство
любви и
благодарности
к Вам — Вождю,
Учителю и
Другу
трудящихся —
достигло
особой силы и
подъёма, мы,
церковные
люди, ощущаем
нравственную
потребность
присоединить
свой
голос к
мощному хору
поздравлений
и выразить
Вам те мысли
и пожелания, которые
составляют
особенно
драгоценную
часть нашего
духовного
достояния.
Как
граждане
великой
Советской страны
и верные
чада своего
народа, мы,
прежде
всего,
глубоко чтим
подвиг Вашей
многоплодной
жизни, без
остатка
отданной борьбе
за свободу и
счастье
людей, и
усматриваем
в этом
подвиге
исключительную
силу и
самоотверженность
Вашего духа.
Нам особенно
дорого то,
что в деяниях
Ваших,
направленных
к
осуществлению
общего блага
и
справедливости,
весь мир видит
торжество
нравственных
начал в противовес
злобе,
жестокости и
угнетению, господствующим
в отживающей
системе общественных
отношений. Так,
торжество
справедливости
раскрывается
для нас в
Вашем мудром
и твёрдом
руководстве
благодетельными
преобразованиями
внутри
страны, а стремление
к общему
благу
одушевляет
дальновидную
внешнюю
политику
нашего
Государства, направленную
к
установлению
длительного
и прочного мира
между
народами.
Ваша последовательная
борьба за
равноправие больших
и малых
народов
свидетельствует о
глубокой
вере в
достоинство
человека, независимо
от расы,
национальности
и религии, а
неустанная
забота о
человеке,
проявляющаяся
в
государственных
мероприятиях
по охране
народного
здоровья, по воспитанию
детей и
обеспечению
немощной
старости,
постоянно
оживляет
горячую к Вам
любовь
трудящихся.
Ощущая
на каждом
шагу Ваши
благородные
усилия,
направленные
к тому, чтобы сделать
жизнь людей
мирной и
счастливой,
мы видим в
Вашем лице не
только великого
государственного
человека и
Вождя,
направляющего
жизнь
народов в
новое русло
истории, но и
отечески
заботливого
попечителя
всех сторон
нашего
человеческого
существования
со всеми его
разнообразными
нуждами. Близость
последних Вашему
сердцу
сделало Ваше
имя близким и
дорогим всем
простым
людям на
свете, всему
передовому
человечеству.
Как и
все вообще
интересы
трудящихся,
близки Вам и
нужды
верующих
русских людей,
составляющих
Русскую
Православную
Церковь.
Свидетельствуя
о Вашем отношении
к этим
нуждам, мы
прежде всего
с чувством
глубокого
удовлетворения
воздаём
должное
правам и
обязанностям
граждан
Советского
Государства,
закреплённым
Сталинской
Конституцией.
В ряду этих
прав нам,
церковным
людям,
особенно дорога
ничем не
стесняемая
свобода и
возможность
исповедовать
свою православную
веру, как и
полное
гражданское
равноправие
нашего
православного
духовенства.
Благодаря
Сталинской
Конституции
церковные
люди нашей
страны могут
не только
свободно
осуществлять
свои
церковные
идеалы, но и
принимать участие в
общественной
и
государственной
жизни.
Обязанные
Вашей
государственной
мудрости
полнотой и
свободой
своей церковной
жизнедеятельности,
русские православные
люди ещё
твёрже
встали на
страже
интересов
своей
великой Родины,
и тем самым
заслужили
ещё большее внимание с
Вашей
стороны к
нуждам
Православной
Церкви. Когда
для неё
созрел вопрос
о
каноническом
возглавлении
Патриаршей
властью, Вы,
несмотря на
бесчисленные
заботы и
тревоги
военного
времени,
лично
приняли в сентябре
1943 года трёх
высших
иерархов
нашей Церкви
и благосклонно
отнеслись к
их планам благоустроения
церковной
жизни.
Благожелательным
содействием
встретили Вы
и их намерение
созвать
Собор
епископов в 1943
году, на
котором
состоялось
избрание
Митрополита
Сергия
Патриархом
Московским и
всея Руси.
Дальнейшие
шаги нашей
Церкви,
направляемые
к укреплению
своего
внутреннего
строя,
встречают с
Вашей
стороны такое
же
неизменное
сочувствие.
После кончины
Патриарха
Сергия, так
верно
определившего
направление
церковной
жизни, Ваше
внимание к
нуждам
Русской
Православной
Церкви
сказалось в
широком содействии
созыву
Поместного
Собора 1945 года, на
который были
приглашены
восточные
патриархи и
представители
других Православных
Церквей. Как
известно,
этот Собор,
избравший на
место
почившего
Патриарха
Сергия нового
Патриарха, принял
«Положение об
управлении
Русской Православной
Церкви» и
положил начало целому
ряду
мероприятий
по укреплению
её правового
положения.
С
чувством
глубокой
признательности
должны мы
вспомнить и о
Вашем содействии
историческому
путешествию
представителей
русского
православного
духовенства
во главе с
Патриархом в
Святую Землю,
как и
поездкам
многих
патриарших делегаций
за границу с
целью
укрепления связей
Русской
Церкви с
православным
миром
зарубежных
стран.
Благодаря
этим
путешествиям
и связям,
наша Церковь
не только
укрепила
общение с
другими
Православными
Церквами, но
и собрала под
своё
крыло многих
своих чад,
рассеянных
по всему
миру.
Навсегда
останется
памятным и
Ваше внимание
к
патриотической
деятельности
православного
духовенства
и верующих во
время
Великой
Отечественной
войны,
когда
решались
судьбы
нашего
Отечества. В
то трудное
время на
всякую
жертву Церкви,
приносимую
на алтарь
победы, Вы
отвечали
отеческой
благодарностью,
запёчатлённой
Вашими
многочисленными
телеграммами
на имя Патриарха,
епархиальных
архиереев,
настоятелей
храмов и верующих.
В 1948 году
Русская
Православная
Церковь вновь
ощутила Ваше
содействие в деле
проведения
церковных
торжеств по
случаю
500-летия её
автокефалии
и приуроченного
к ним
Совещания
Глав и
Представителей
Автокефальных
Православных
Церквей.
Это событие,
ставшее
достоянием мирового
общественного
мнения, показало
всему миру,
какие
отношения
возможны
между
Церковью и
Государством,
когда они
построены на
началах взаимного
уважения и
свободы.
И
теперь,
ощущая на
каждом шагу
своей церковной
и
гражданской
жизни благие
результаты
Вашего
мудрого
государственного
руководства,
мы не можем
таить своих
чувств, и от
лица Русской
Православной
Церкви
приносим Вам,
дорогой Иосиф
Виссарионович,
в день Вашего
семидесятилетия,
глубокую
признательность
и,
горячо
приветствуя
Вас с этим
знаменательным
для всех нас,
любящих Вас,
днём, молимся
об
укреплении
Ваших сил и
шлём Вам
молитвенное
пожелание
многих лет жизни
на радость и
счастье нашей
великой
Родины,
благословляя
Ваш подвиг
служения
ей и сами
вдохновляясь
этим подвигом
Вашим.
АЛЕКСИЙ,
ПАТРИАРХ
МОСКОВСКИЙ И
ВСЕЯ РУСИ
НИКОЛАЙ,
МИТРОПОЛИТ
КРУТИЦКИЙ И
КОЛОМЕНСКИЙ,
УПРАВЛЯЮЩИЙ
МОСКОВСКОЙ
ЕПАРХИЕЙ
ИОАНН,
МИТРОПОЛИТ
КИЕВСКИЙ И
ГАЛИЦКИЙ,
ЭКЗАРХ ВСЕЯ
УКРАИНЫ
ГРИГОРИЙ,
МИТРОПОЛИТ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ
И НОВГОРОДСКИЙ
ВЕНИАМИН,
МИТРОПОЛИТ
РИЖСКИЙ И ЛАТВИЙСКИЙ
ВАРФОЛОМЕЙ,
МИТРОПОЛИТ
НОВОСИБИРСКИЙ
И БАРНАУЛЬСКИЙ
КОРНИЛИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ГОРЬКОВСКИИ
И АРЗАМАССКИЙ
ФИЛИПП,
АРХИЕПИСКОП
АСТРАХАНСКИЙ
И САРАТОВСКИЙ
НИКОЛАЙ,
АРХИЕПИСКОП
АЛМА-АТИНСКИЙ
И КАЗАХСТАНСКИЙ
ВИТАЛИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ДМИТРОВСКИЙ
ЛУКА,
АРХИЕПИСКОП
СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ
И КРЫМСКИЙ
АНТОНИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ТУЛЬСКИЙ И
БЕЛЕВСКИЙ
АНДРЕЙ,
АРХИЕПИСКОП
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ
И ЗАПОРОЖСКИЙ
АНТОНИЙ,
АРХИЕПИСКОП
СТАВРОПОЛЬСКИЙ
И БАКИНСКИЙ
АЛЕКСИЙ,
АРХИЕПИСКОП
КУЙБЫШЕВСКИЙ
И СЫЗРАНСКИЙ
СТЕФАН,
АРХИЕПИСКОП
ХАРЬКОВСКИЙ
И БОГОДУХОВСКИЙ
ПАЛЛАДИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ИРКУТСКИЙ И
ЧИТИНСКИЙ
ЮВЕНАЛИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ОМСКИЙ И
ТЮМЕНСКИЙ
АЛЕКСИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ЧЕЛЯБИНСКИЙ
И ЗЛАТОУСТОВСКИЙ
ПИТИРИМ,
АРХИЕПИСКОП
МИНСКИЙ И
БЕЛОРУССКИЙ
ДАНИИЛ,
АРХИЕПИСКОП
ПИНСКИЙ И
ПОЛЕССКИЙ
ВЕНИАМИН,
АРХИЕПИСКОП
КИРОВСКИЙ И
СЛОБОДСКОЙ
ИОАНН,
АРХИЕПИСКОП
МОЛОТОВСКИЙ
И СОЛИКАМСКИЙ
ДИМИТРИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ЯРОСЛАВСКИЙ
И РОСТОВСКИЙ
ФОТИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ВИЛЕНСКИЙ И
ЛИТОВСКИЙ
МАКАРИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ЛЬВОВСКО-ТЕРНОПОЛЬСКИЙ
И
КАЧЕВСКО-УЖГОРОДСКИЙ
ГЕРМОГЕН,
АРХИЕПИСКОП
КРАСНОДАРСКИЙ
И КУБАНСКИЙ
ИОВ,
ЕПИСКОП
ЛЫСКОВСКИЙ
ИЛАРИЙ,
ЕПИСКОП
ЧЕБОКСАРСКИЙ
И ЧУВАШСКИЙ
КИРИЛЛ,
ЕПИСКОП
ПЕНЗЕНСКИЙ И
САРАНСКИЙ
БОРИС,
ЕПИСКОП
ЧКАЛОВСКИЙ И
БУЗУЛУКСКИЙ
ЛЕОНТИЙ,
ЕПИСКОП
АРХАНГЕЛЬСКИЙ
И ХОЛМОГОРСКИЙ
МАКАРИЙ,
ЕПИСКОП
МОЖАЙСКИЙ
НИКОЛАЙ,
ЕПИСКОП
РОСТОВСКИЙ И
НОВОЧЕРКАССКИЙ
НИКОН,
ЕПИСКОП
ХЕРСОНСКИЙ И
ОДЕССКИЙ
ИОАСАФ,
ЕПИСКОП
ТАМБОВСКИЙ И
МИЧУРИНСКИЙ
АНТОНИЙ,
ЕПИСКОП
КОСТРОМСКОЙ
И ГАЛИЧСКИЙ
СЕРГИЙ,
ЕПИСКОП ЖИТОМИРСКИЙ
И ОВРУЧСКИЙ
ОНИСИМ,
ЕПИСКОП
ВЛАДИМИРСКИЙ
И СУЗДАЛЬСКИЙ
ПАИСИЙ,
ЕПИСКОП
ГРОДНЕНСКИЙ
И ЛИДСКИЙ
СЕРГИЙ,
ЕПИСКОП
СМОЛЕНСКИЙ И
ДОРОГОБУЖСКИЙ
ТОВИЯ,
ЕПИСКОП
СВЕРДЛОВСКИЙ
И ИРБИТСКИЙ
ИЕРОНИМ,
ЕПИСКОП
ИЖЕВСКИЙ И
УДМУРТСКИЙ
ИУСТИН,
ЕПИСКОП
КАЗАНСКИЙ И ЧИСТОПОЛЬСКИЙ
ФЛАВИАН,
ЕПИСКОП
ОРЛОВСКИЙ И
БРЯНСКИЙ
ОНИСИФОР,
ЕПИСКОП
КАЛУЖСКИЙ И
БОРОВСКИЙ
МИХАИЛ,
ЕПИСКОП
ВЕЛИКОЛУКСКИЙ
И ТОРОПЕЦКИЙ
ВАРЛААМ,
ЕПИСКОП
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ
И ПРОСКУРОВСКИЙ
АРСЕНИЙ,
ЕПИСКОП
КАЛИНИНСКИЙ
И КАШИНСКИЙ
ИОСИФ,
ЕПИСКОП
ВОРОНЕЖСКИЙ
И ОСТРОГОЖСКИЙ
ИЛАРИОН,
ЕПИСКОП
СУМСКИЙ И
АХТЫРСКИЙ
НЕСТОР,
ЕПИСКОП
КУРСКИЙ И
БЕЛГОРОДСКИЙ
ВАРСОНОФИЙ,
ЕПИСКОП
СЕМИПАЛАТИНСКИЙ
И
ПАВЛОДАРСКИЙ
АНТОНИЙ,
ЕПИСКОП
СТАНИСЛАВСКИЙ
И КОЛОМЫЙСКИЙ
МИХАИЛ,
ЕПИСКОП
САМБОРСКИЙ И
ДРОГОБЫЧСКИЙ
СЕРАФИМ,
ЕПИСКОП
УЛЬЯНОВСКИЙ
И
МЕЛЕКЕССКИЙ
ПАНКРАТИЙ,
ЕПИСКОП
ВОЛЫНСКИЙ И
РОВЕНСКИЙ
ГУРИЙ,
ЕПИСКОП
ТАШКЕНТСКИЙ
И
СРЕДНЕ-АЗИАТСКИЙ
НИФОНТ,
ЕПИСКОП
УФИМСКИЙ И
БАШКИРСКИЙ
ИАКОВ,
ЕПИСКОП
ЧЕРНИГОВСКИЙ
И НЕЖИНСКИЙ
ВЕНЕДИКТ,
ЕПИСКОП
ИВАНОВСКИЙ И
КИНЕШЕМСКИЙ
СИМЕОН,
ЕПИСКОП
ЛУЖСКИЙ,
РЕКТОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ
ДУХОВНОЙ
АКАДЕМИИ
ПАЛЛАДИЙ,
ЕПИСКОП
ПОЛТАВСКИЙ И
КРЕМЕНЧУГСКИЙ
ИСИДОР,
ЕПИСКОП
ТАЛЛИНСКИЙ И
ЭСТОНСКИЙ
НЕКТАРИЙ,
ЕПИСКОП
КИШИНЕВСКИЙ
И МОЛДАВСКИЙ
АНДРЕЙ,
ЕПИСКОП
ЧЕРНОВИЦКИЙ
И БУКОВИНСКИЙ
ВЛАДИМИР,
ЕПИСКОП
ИЗБОРСКИЙ
АНАТОЛИЙ,
ЕПИСКОП
ИЗМАИЛЬСКИЙ
И
БЕЛГРАДСКИЙ
ФИЛАРЕТ,
ЕПИСКОП
РЯЗАНСКИЙ И
КАСИМОВСКИЙ
ГАВРИИЛ,
ЕПИСКОП
ВОЛОГОДСКИЙ
И ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ
ИННОКЕНТИЙ,
ЕПИСКОП
ВИННИЦКИЙ И
БРАЦЛАВСКИЙ
НИКАНДР,
ЕПИСКОП
БИЙСКИЙ
ИЛАРИОН,
ЕПИСКОП
УМАНСКИЙ
ЕВСТРАТИЙ,
ЕПИСКОП
КИРОВОГРАДСКИЙ
Журналъ
Московской
патріархіи.
М., 1949. № 12. С. 5-11.