Пётр
Николаевич
Краснов
Ротный
командир
Кольдевин
Барабанщик
на площадке
лестницы у
строевой
роты пробил
"дробь", и шум,
крики, возня
и говор в
большой и
сумрачной
"сборной"
зале стали
стихать.
Седьмой
класс надел
черные ремни
с желтыми
патронташами
и медными
бляхами,
разобрал
ружья и
строился на
маршировку.
Там басил
Александр
Петрович
Михневич,
рослый
"капитуша",
поправляя
стойку. В
шестом скоро
затихло -
уроки тригонометрии.
Захар
Борисович
Вулин - шутки плохи.
Там уже
хрупко
стучал по
черному аспиду
ломкий мел,
выкручивая
синусы и
косинусы, и
кто-то
неровным и
неуверенным
голосом, звонко
и громко, так,
что было
слышно через стеклянную
дверь,
объяснял
задачу.
Наше
параллельное
отделение
разошлось, было
по желтым
полированного
дерева партам,
притихло,подоставало
книги и в
ожидании
преподавателя
подтверживало
урок. Кто, не
мудрствуя
лукаво,углубился
в
Иловайского,
кто, стремясь
блеснуть
своими
знаниями,
разложил "Родную
Старину"Сиповского
и подчитывал по
ней, добывая
"подробности".
Зудили зубрилы,
заткнув
пальцами уши.
Класс — в
три больших
широких окна
на Итальянскую,
- залит ярким
радостным
светом. Весеннее
солнце везде:
на низких
комодах, где
хранятся
"гимнастерки"
и патронташи,
на черных
досках с
нестертыми
алгебраическими
уравнениями,
на большой
карте Европы,
на картинках
каких-то птиц
и более всего
на партах с
мальчиками в
темно-зеленых
мундирах с
белыми
погонами с
желтым
вензелем А-11.
Оно блестит
на
примасленных
вихрах
шаловливого
пучеглазого
Баума, бросило
бронзу на
смуглое лицо
Термена и окружило
серебристым
сиянием
белую голову Трендаля.
Преподавателя
нет. Дежурный
в белом кушаке
третий раз
откашливается,
собираясь
рапортовать.
Он
выглядывает
в сумрачный,
в тени, зал и
смотрит
через него на
парадную
лестницу. На
лестнице
солнце
прочертило
косые
золотые
дороги, и все
кажется, там
непостижимо
прекрасным. В
открытое
окно вливается
сладкий
весенний
воздух и
слышится
медленный
барабанный
бой со двора
и бас Михневича:
"Левой...
левой...
покойней
руку..."
На
задней
скамейке
бледный и
длинный Романченко
достал из
черного
плоского
футляра
флейту и под
сурдинку
протверживает
свою партию:
следующий
час ему
играть в оркестре.
За ним
Гладков с
Леном дуются
в "крестики и
нолики", а
рядом
рыжеватый
Лорберг углубился
в чтение
французского
романа "Запретный
плод".
Звуки
флейты
становятся
громче.
Голоса нарастают.
Баум пустил
бумажную
стрелу и она, плавно
пролетев по
воздуху,
ударила в
висок
Никифорова.
Ссора готова.
Два раза в
класс
заглядывал
дежурный
воспитатель
Сергей Васильевич
Коноплев.
-
Господа.
Потише.
Мешаете
заниматься.
Прошло
пять... потом
десять
минут...
У тех,
кто стоял на
очереди
вызова,
светлели
лица. Книги
закрывались.
Усталые
глаза отрывались
от слишком
знакомых
страниц. Таблица
хронологии
свертывалась.
Еще Михачев последний
раз напомнил
мне:
- Если
что... По
ручному
телеграфу...
Тысячи не надо.
Первые
пальцы
столетие,
второй раз
десятки и
третьи
единицы.
Только
быстро... Я разберу...
Меня
сегодня...
наверно.
И
тяжело
вздохнул.
По залу
легкий звон
прибитых к
каблукам маленьких
сапог шпор...
Ротный
командир...
Кольдевин...
Он
вошел
спокойно и
уверенно в
затихший и вытянувшийся
у своих мест
класс. Он
выслушал
внимательно
рапорт и
подошел к
полированному
столу.
-
Садитесь,
господа.
С
легким
шорохом
двадцать три
мальчика уселись
за парты. В
полную
тишину
доносится в
открытую
дверь
барабанный
беглый бой и
шарканье
носков по
асфальту. Из
соседнего
класса
слышно, как,
совсем
запутавшись,
тот же звонкий
голос что-то
отрывочно
выкрикивает...
Верная
единица...
У
Николая
Федоровича Кольдевина
седеющая
черная
борода небольшой
лопатой,
редеющие
волосы с
небольшим "коком"
над виском
"на пробор",
нос картошкой
и загорелое
лицо. Голос с
приятной
хрипотцой. Он
в
длиннополом
сюртуке и,
как всегда,
при шашке. На
груди, в
петлице
Владимир с мечами.
Этот
Владимир с
мечами — его
обаяние над
нами. Его
слава. Он
лейб-егерь,
участник
русско-турецкой
войны.
Сражался под
Горным Дубняком...
-
Михаила
Александровича
Андриянова
не будет. Он
нездоров, -
говорит
Кольдевин. -
Сидите
смирно.
Занимайтесь
своими
делами.
Все так
просто, верно
и
естественно,
но у него, в
его мягкой
хрипотце, с
его
Владимиром это
выходит
значительно
и нужно.
Романченко
тихо прячет
разобранную
флейту в
мягкий
футляр.
Гладков и Лен
- перестают
ставить
кресты и
ноли. Лорберг
давно
запрятал в
самую
глубину
ранца свой роман.
В классе
стынет
тишина.
Все
ждут... хотят... и
не смеют.
Термен —
он самый
смелый в этих
делах - встает
и, заикаясь и
бурея от
краски,
говорит:
-
Господин
полковник...
Расскажите
нам... о войне... о
Русском
солдате...
У
Кольдевина
усталое лицо
и усталые
серые немолодые
глаза. Он
смотрит
молча на нас.
Не отвечает
Термену, и
тот садится
за парту с виноватым
видом.
Чуть
звякнула на
ноге шпора
под столом.
Дежурный
прокрался на
носках к
двери и притворил
ее неслышно.
Глухо
доносится
барабанный
бой. Не
слышно
голосов у
соседей.
Приятный с
хрипотцой
голос
начинает
медленно, сначала
несвязно
рассказ о еще
недавнем прошлом.
Еще десять
лет не
прошло.
Трудно передать
все то, что
нам в такие
часы
рассказывал
наш ротный
командир
Кольдевин. Мы
читали уже
Гаршина
"Четыре дня"
и "Записки
рядового
Иванова", мы
зачитывались
"Войной и миром",
читали
Немировича-Данченко
и Карамзина.
Мы уже знали
Русского
солдата по
Платону
Каратаеву и
восхищались
Русским
офицером Николаем
Ростовым,
Васькой
Денисовым и
холодным
партизаном
Долоховым. У
каждого были
свои герои,
каждый
мечтал
кому-нибудь
из них подражать.
Уже были
среди нас
Печорины.
В эти
часы пустых
уроков, когда
не было преподавателя
— мы видели
нечто такое
близкое, точно
мы сами гам
были, где
лопались
гранаты, и на
белом коне
скакал наш
кумир Михаил
Дмитриевич
Скобелев.
Точно
постепенно
раздвигались
стены класса,
солнце
оставалось,
но уже
светило оно не
с бледного
неба, над
Итальянской
улицей, а с
глубокого
голубого
неба лило
скупые
осенние лучи
на томную потоптанную
траву, на
грязь дорог,
на медные тела
орудий и
зеленые
лафеты.
Мы
видели, как
строились
лейб-егеря.
Мы видели их
рыжеватые
телячьей
кожи ранцы с
укрученными
шинелями, с
манерками
сзади и точно
слышали их
запах
махорки, кожи
и дегтя —
запах Русского
солдата. Мы
видели, как
нагнулись
они, и пошли
туда, где
рвались
черным дымом,
взлетая к
небу,
гранаты, как
бегом
рассыпались
в цепи и
залегли.
Мы
видели
денщика
Павлушку, в
потертом заляпанном
глинистой грязью
мундире; как
с кожаной
папиросницей
и флягой с
водой он шел
разыскивать
своего ротного
командира,
потому что он
знал, что "его
высокоблагородие
смерть как
курить хочет,
и как же ему
там, в самом
пекле, без
курева".
И он шел
мимо
залегших в
узкой балке с
оплывшими
краями
резервов, где
чуть блистало
золотым
орлом знамя,
и где свистели
и чмокали
пули и откуда
ему кричали,
чтобы он не
шел дальше.
— Не
ходи, дурной...
Убьет ведь...
А он шел
какой-то
раскорякой и
отвечал, отмахиваясь
от пуль как
от пчел:
- Меня не
тронет. Я
ведь не для
бою... Я
папиросы его
высоко!
благородию...
Им, поди,
курить теперь
самая охота,
а они без
папирос...
Нельзя так.
Это мой долг
ему теперь
услужить...
И мы все,
затаив
дыхание,
своими
детскими душами
неслись 31 ним,
за шалым,
оголтелым, но
таким
несказанно
милым и
дорогим
лейб-егерем
Павлушкой.
Он уже
видел многих
мертвецов, он
встретил раненых
и не
смутился. Шел
просто, -
"меня не тронет...
Я ведь не для
боя..."
Захватывал
рассказ.
В
наскоро
сделанном
окопе, под
самым чуркой
— вон их фески
малиновые
видать —
Павлушка
нашел своего
смертельно
раненного
ротного.
-
Павлушка... с
папиросами...
вот спасибо,
дорогой...
Перед
смертью...
Одну
выкурить.
- Зачем,
ваше
высокоблагородие...
Зачем помирать...
Мы вас
вынесем...
И мы
слушали, как
Павлушка с
горнистом
несли под
пулями
своего
умиравшего
ротного. Павлушку
ранило в
плечо.
-
Ничего...
Только бы
донести... Это
пройдет. Ротного
бы спасти.
Еще одна пуля
хватила под
сердце... Но
близок был
перевязочный
пункт, где рядом
легли, чтобы
и в братской
могиле рядом лечь,
и ротный, и
его верный
денщик
Павлушка...
Барабанная
дробь в
дверях
сборного
зала, треск
распахиваемых
дверей, стук
винтовок, что
ставил
седьмой
класс в
пирамиды,-
оторвал нас
от рассказов
Кольдевина.
В эти
"пустые"
часы
незаметно и
глубоко накладывал
в наши сердца
наш старый
ротный командир
ту чистую,
жертвенную
любовь к солдату,
что пронесли
через всю
жизнь, многие
через три
войны, через
много
испытаний и
искушений до
самой
революции.
Рассказы
Кольдевина
были об
армии, на
чьих
знаменах
многовековою
славою
горели слова
"за Веру, Царя
и Отечество".
Он говорил
нам о людях,
кто "веру и
верность"
почитал выше
жизни. Он
рассказывал
нам о великой
России и ее
победоносной
армии. И все
мы, двадцать
три его слушателя,
запоминали
их и несли
как некий светоч
через всю
жизнь. Многие
уже унесли и
в могилу.
Донесем
и мы,
оставшиеся,
до могилы,
как нетленную
святыню
чести, долга
и доблести.
"Кадет
". Издание
Союза
Российских
кадетских
корпусов.
Париж
(Франция). № 3,
ноябрь 1928 –
апрель 1929 гг.
Литература:
Казачье
зарубежье.
П.Н.Краснов,Любите
Россию!
Составитель
К.Н.Хохульников,
Ростов-на-Дону.,
Терра, 1999.