ГЛАВНАЯ О САЙТЕ НАШЪ МАНИФЕСТЪ НАШИ ДНИ ВѢРУЕМЪ И ИСПОВѢДУЕМЪ МУЗЫКА АЛЬБОМЫ ССЫЛКИ КОНТАКТЪ
Сегодня   28 МАРТА (15 МАРТА по ст.ст.) 2024 года




 

Правда о религіи въ Третьемъ Рейхѣ. Часть II. Религіозная политика націоналъ-соціалистовъ

 

Систематическая демонизацiя Третьяго Рейха, стремленіе представить націоналъ-соціалистическую Германію абсолютнымъ зломъ, а ея вождя величайшимъ злодѣемъ всѣхъ временъ и народовъ стали неотъемлемой составляющей жидо-совѣтской пропаганды послѣ Второй Міровой войны. Въ арсеналѣ этой пропаганды наряду съ избитыми миѳами о «холокостѣ», «міровомъ господствѣ», «истребленіи народовъ», «военныхъ преступленіяхъ» и т.д. имѣются и фантастически-лживыя сказанія о томъ, что Третій Рейхъ былъ якобы нео-языческимъ, оккультнымъ, почти сатанинскимъ государствомъ, а его руководители во главѣ съ Гитлеромъ были рѣшительно и глубоко враждебны христіанству.

Особенную популярность миѳъ о нео-языческомъ, оккультномъ Рейхѣ пріобрѣлъ въ средѣ сергіанъ  и совѣтскихъ «патріотовъ». Тема о «язычествѣ» Третьяго Рейха является одной изъ излюбленныхъ у публицистовъ этого лагеря, и они буквально соревнуются другъ съ другомъ въ стремленіи какъ можно сильнѣе демонизировать н.-с. Германію. Такъ извѣстный провокаторъ и подставной «антисемитъ» М. Назаровъ открыто обвиняетъ Гитлера и весь Третій Рейхъ не просто въ язычествѣ, а въ «агрессивномъ язычествѣ», а сергіанскій историкъ-шарлатанъ Ю. Воробьевскiй договорился до объявленія Германіи Гитлера «государствомъ дьявола».

Для чего всей этой публикѣ понадобилась «языческая» Германія понять нетрудно. Десятилѣтіями они (и ихъ отцы) вѣрой и правдой служили богоборческому совѣтскому режиму, почитая это служеніе за доблесть и съ гордостью нося званіе совѣтскаго человѣка.  Послѣ того какъ вскрылись чудовищныя преступленія этого режима и обнажилась его звѣриная сущность, положеніе этихъ людей сдѣлалось незавиднымъ: гордиться стало нечѣмъ, а «доблестное» служеніе «нашей совѣтской Родинѣ» обернулось обыкновенной подлостью, предательствомъ и пресмыкательствомъ.  Особенно въ тяжелую ситуацію попали совѣтскіе «вѣрующіе», т.е. сергіане. Всѣ эти годы они молились за власть коммунистовъ, называли её «богоданной» и «богоустановленной», а тутъ выяснилось, что власть эта не просто омерзительно преступная, но ещё и откровенно антихристіанская. Сергіанскія молитвы оказались кощунствомъ и богохульствомъ, а сама ихъ «церковь» — синагогой сатаны.

Что имъ было дѣлать въ этихъ условіяхъ? Покаяться? Но къ покаянію «совки» какъ «вѣрующіе», такъ и невѣрующіе никогда не были способны, а вотъ изворачиваться и лгать научились великолѣпно. Въ качествѣ своего послѣдняго прибѣжища эти люди избрали сталинскую побѣду въ Совѣтско-германской войнѣ, которую возвели на сакральный уровень торжества Добра надъ Зломъ. Побѣда  въ войнѣ приравнивается ими къ абсолютной добродѣтели, покрывающей всѣ грѣхи, и такимъ образомъ нужда въ покаяніи отпадаетъ. Чтобы эта схема заработала, необходимо представить н.-с. Германію абсолютнымъ зломъ, СверхЗломъ, по сравненію съ которымъ Сталинъ и жидо-большевицкая система становятся Добромъ, если и не абсолютнымъ, то хотя бы относительнымъ. Миѳъ о демоническомъ, сатанинскомъ, языческомъ и антихристіанскомъ Третьемъ Рейхѣ подходитъ для этой цѣли какъ нельзя лучше.

Поэтому правда о Третьемъ Рейхѣ смертельно опасна для этихъ людей, т.к. она начисто разрушаетъ всю хлипкую конструкцію Побѣды Свѣта надъ Тьмою. За ложь они будутъ цѣпляться изъ послѣднихъ силъ, какъ человѣкъ, повисшій на краю бездны.

Однако религіозная правда о Третьемъ Рейхѣ не нужна не только сергіанамъ, но и такъ называемымъ христіанамъ изъ числа «общечеловѣковъ», на словахъ осуждающимъ Совокъ и сергіанство. Для этой группы абсолютнымъ добромъ является жидо-масонская демократическая система, хотя открыто въ этомъ рѣдко кто изъ нихъ признается, а большинство даже будетъ доказывать, что они «монархисты».  Сталинъ и Гитлеръ выступаютъ у этихъ людей какъ двѣ ипостаси одного и того же Зла, выборъ между которыми существеннаго значенія не имѣетъ. Кто хочетъ, можетъ считать Гитлера «меньшимъ зломъ», а кто хочетъ — Сталина, большой разницы нѣтъ. Побѣда Сталина подается ими какъ побѣда одного Зла надъ другимъ. Одна Тьма поглотила другую Тьму, а Свѣтъ, какъ и положено у этой публики, возсіялъ съ демократическаго Запада.

Истина же состоит в том, что «государствомъ дьявола» съ агрессивной богоборческой идеологіей являлась именно ленинско-сталинская Совдепiя, созданная и полностью поддерживаемая міровымъ Кагаломъ. Воплощеніемъ абсолютнаго Зла была не гитлеровская Германія, а сатанинскій богохульный СССР и міровое жидовство, восхвалявшее СССР какъ средоточіе добра и прогресса и помогавшее ему оружіемъ, деньгами, ресурсами, технологіями, спеціалистами и всѣмъ прочимъ.

Посему взяться за оружіе на сторонѣ СССР — значитъ взяться за защиту дьявола. Молиться за совѣтскіe побѣды и успѣхи — значитъ молиться за успѣхи и побѣды дьявола. Соотвѣтственно и Совѣтско-германская война можетъ быть «отечественной» только для тѣхъ людей, чьимъ отечествомъ является преисподняя.

 Напротивъ, любое оружіе, противъ краснаго антихриста и Жида поднимаемое, съ христіанской точки зрѣнія всегда и безусловно оправдано. Если же это оружіе поднимается православными христіанами, то оно къ тому же ещё и свято. Такимъ образомъ война христіанъ противъ СССР это священная религіозная война, это Крестовый Походъ въ подлинномъ, мистическомъ смыслѣ этого слова.

Всё вышеизложенное остается вѣрнымъ (за немногими исключеніями) и въ томъ случаѣ, если бы Третій Рейхъ и въ самомъ дѣлѣ былъ «языческимъ» государствомъ, подобнымъ, напримѣръ, Императорской Японіи. Даже въ этомъ случаѣ христіанинъ обязанъ симпатизировать Третьему Рейху, а не его противникамъ,  подобно тому какъ наши симпатіи остаются на сторонѣ язычника князя Святослава, а не на сторонѣ разгромленнаго имъ Хазарскаго Каганата.

Однако историческая правда заключается въ томъ, что н.-с. Германія была не «языческимъ», а свѣтскимъ государствомъ, защищавшимъ традиціонные устои христіанской цивилизаціи, матеріально  поддерживавшимъ основныя христіанскія конфессіи (включая Православіе) и безпощадно боровшимся съ большевизмомъ, іудаизмомъ, масонствомъ, оккультизмомъ, іеговистами и прочими лже-религіями и сектами.

Раскрытію этой правды о христіанской составляющей Третьяго Рейха и посвящена серія статей на сайтѣ «Сила и Слава».

 

Редакцiя.

 

 

Религіозная политика націоналъ-соціалистовъ

Миѳъ о «языческомъ» Третьемъ Рейхѣ полностью разрушается, какъ только мы сопоставимъ его съ политикой, проводившейся Націоналъ-соціалистической рабочей партіей Германіи (НСДАП) въ отношеніи христіанства, іудаизма, неоязычества, а также оккультныхъ и масонскихъ организацій, какъ въ самой Германіи, такъ и на оккупированныхъ ею территоріяхъ.

Для объективнаго разсмотрѣнія даннаго вопроса слѣдовало бы обратиться къ подлиннымъ документамъ Третьяго Рейха. Однако страннымъ образомъ многіе изъ этихъ документовъ до сихъ поръ недоступны, а тѣ, которые изданы въ видѣ различныхъ сборниковъ на Западѣ и въ РФ, содержатъ документы сомнительной достовѣрности. Въ частности, завѣдомой поддѣлкой, кочующей изъ сборника въ сборникъ, являются  будто бы разработанные Альфредомъ Розенбергомъ параграфы устава такъ называемой «нацистской Церкви».

Поэтому наиболѣе надежными источниками въ этихъ условіяхъ оказываются программа НСДАП, книги и статьи высшихъ должностныхъ лицъ Третьяго Рейха, а также заявленія представителей различныхъ конфессій, которыхъ непосредственно затрагивала религіозная политика націоналъ-соціалистовъ.

 

РЕЛИГІОЗНАЯ ПОЛИТИКА НСДАП ДО ПРИХОДА ПАРТІИ КЪ ВЛАСТИ

 

Въ условіяхъ многовѣковой религіозной раздробленности Германіи связать себя съ какой-то одной конкретной конфессіональной группой націоналъ-соціалисты не могли, т.к. это означало бы рѣзкое суженіе соціальной базы движенія. Съ другой стороны придти къ власти въ такой странѣ какъ Германія, гдѣ подавляющее большинство населенія было христіанскимъ и жило христіанскими традиціями, можно было только, обозначивъ свою твердую приверженность христіанской религіи. Поэтому въ программѣ НСДАП пунктъ, касающійся религіозныхъ установокъ партіи, звучалъ такъ:

«Мы требуемъ свободы всѣмъ религіознымъ вѣроисповѣданіямъ въ государствѣ до тѣхъ поръ, пока они не представляютъ угрозы для него и не выступаютъ противъ морали и чувствъ германской расы. Партія, какъ таковая, стоитъ на позиціяхъ позитивнаго христіанства, но при этомъ не связана убѣжденіями съ какой-либо конфессiей»

Фюреръ НСДАП Адольфъ Гитлеръ въ своей книгѣ «Майнъ Кампфъ» такъ разъяснялъ партійную точку зрѣнія: «Пусть каждый остается при своей вѣрѣ, но пусть каждый считаетъ своей первѣйшей обязанностью бороться противъ тѣхъ, кто задачу своей жизни видитъ въ томъ, чтобы подорвать вѣру другого. Католикъ не смѣетъ оскорблять религіознаго чувства протестанта и наоборотъ... Національное единство нельзя укрѣпить разжиганіемъ войны между католиками и протестантами. Только при взаимной уступчивости, только при одинаковой терпимости съ обѣихъ сторонъ можно измѣнить нынѣшнее положеніе вещей и добиться того, чтобы въ будущемъ нація дѣйствительно стала единой и великой».

Хотя въ самой НСДАП состояли люди самыхъ разныхъ религіозныхъ взглядовъ, включая даже атеистовъ, но основная масса партіи и большинство высшихъ партійныхъ функціонеровъ полностью поддерживали Гитлера въ этомъ вопросѣ.

Это, прежде всего, относится къ такой ключевой фигурѣ какъ будущій министръ просвѣщенія и пропаганды Йозефъ Геббельсъ. Какъ и Гитлеръ, Геббельсъ родился въ католической семьѣ и въ дѣтствѣ мечталъ быть священникомъ. Во время учебы въ Боннѣ Геббельсъ вступилъ въ студенческую католическую организацію «Юнитасъ Фербандъ», члены которой должны были регулярно посѣщать церковныя службы и вести примѣрную жизнь. Благодаря Католическому обществу Альберта Магнуса Геббельсъ получилъ возможность обучаться въ нѣсколькихъ университетахъ Германіи и получить титулъ доктора литературы Гейдельбергскаго университета.

Въ своемъ автобіографическомъ романѣ «Михаэль» Геббельсъ показываетъ главнаго героя идеалистомъ, романтикомъ и христіаниномъ: онъ пишетъ пьесу объ Іисусѣ и противопоставляетъ Христа Марксу (по его мнѣнію, если Іисусъ былъ воплощеніемъ любви, то Марксъ сталъ воплощеніемъ ненависти). Въ своемъ дневникѣ Геббельсъ писалъ: «Борьба, которую мы должны вести до побѣды (во всякомъ случаѣ — до конца), — это борьба, въ самомъ глубокомъ смыслѣ, между ученіями Христа и Маркса». Послѣ прихода НСДАП къ власти Геббельсъ станетъ непримиримымъ врагомъ Бормана, единственнаго атеиста и противника христіанства среди руководства партіи.

Менѣе опредѣленными были взгляды «главнаго партійнаго философа» Альфреда Розенберга, который, однако, въ своей публицистической дѣятельности никогда не выходилъ за рамки партійной программы.  Даже въ своемъ «Миѳѣ XX вѣка», неоднократно подвергавшимся  нападкамъ за полуязыческую философію, Розенбергъ, касаясь вопроса о Церкви, писалъ:

 «Ни одинъ осознающій свою отвѣтственность нѣмецъ не можетъ потребовать оставленія Церкви тѣми, кто къ Церкви привязанъ вѣрой. Этимъ людямъ можно, навѣрное, внушить сомнѣнія, расколоть ихъ въ духовномъ планѣ, но невозможно дать имъ настоящую замѣну того, что у нихъ отнимутъ... Заниматься религіозными вопросами — это не дѣло какихъ-либо существующихъ этическихъ, соціальныхъ, политическихъ союзовъ, и, наоборотъ, ихъ нельзя заставить нести отвѣтственность за личное религіозное вѣроисповѣданіе своихъ членовъ».

Спасителя Розенбергъ характеризуетъ слѣдующими словами: «Іисусъ представляется намъ увѣреннымъ въ себѣ въ лучшемъ и самомъ высокомъ смыслѣ этого слова... Любовь Іисуса Христа представляетъ собой любовь человѣка, сознающаго благородство своей души и силу своей личности».

Розенбергъ провозглашаетъ «отказъ отъ матеріалистическаго и колдовского мракобѣсія» и рѣзко набрасывается на оккультистовъ: «Эпоха дарвинизма... смогла учинить чудовищную путаницу, открывъ одновременно путь для оккультистскихъ сектъ, теософіи, антропософіи и множества другихъ тайныхъ ученій и шарлатанствъ».

Въ предисловіи къ третьему изданію «Миѳа» (октябрь 1931 года) Розенбергъ попытался отвѣтить на обвиненія церковныхъ круговъ въ «языческомъ» содержаніи своей книги. Отмѣтивъ, что его высказыванія были «скрупулезно извращены», Розенбергъ заявилъ: «Фальсификаторы утаили тотъ фактъ, что я зашелъ настолько далеко, что высказываю въ отношеніи всего германскаго искусства постулатъ о религіозной отправной точкѣ и религіозной подоплекѣ... Было утаено огромное уваженіе, высказанное въ трудѣ въ адресъ основателя христіанства; было утаено, что религіозныя отправленія имѣютъ очевидный замыселъ разглядѣть великую личность безъ искажаемыхъ въ дальнѣйшемъ дополненій отъ различныхъ Церквей. Было утаено, что я освѣщаю вотанизмъ какъ мертвую форму религіи... и мнѣ лживо и скрупулезно приписывали желаніе снова ввести языческій культъ Вотана (Одина)».

Въ соотвѣтствіи съ программными установками НСДАП Розенбергъ отрицаетъ, что высказанные имъ взгляды принадлежатъ всему движенію. Почти дословно повторяя слова Гитлера изъ «Майнъ Кампфъ», онъ пишетъ: «Политическое движеніе... не можетъ разсматривать вопросовъ религіознаго характера... слѣдовательно, мое міровоззрѣнческое признаніе является личнымъ...».

Партійныхъ  дѣятелей, которые не желали слѣдовать программнымъ  установкамъ НСДАП въ области религіи, Гитлеръ просто исключалъ изъ партіи. Такая судьба постигла, напримѣръ, генерала Эриха Людендорфа, занимавшагося проповѣдью неоязычества, и гауляйтера Тюрингiи Артура Динтера, автора «197 тезисовъ къ завершенію Реформаціи», провозглашавшихъ вѣру въ арійскаго Бога Свѣта и отрицавшихъ «iудео-христіанство». Фактически всѣмъ партійнымъ функціонерамъ предоставлялся выборъ: либо, исповѣдуя свое міровоззрѣніе, они должны были четко оговаривать, что оно не имѣетъ ничего общаго съ оффицiальной позиціей партіи (какъ въ случаѣ съ Розенбергомъ), либо быть исключеннымъ изъ рядовъ движенія (какъ въ случаѣ съ Динтеромъ).

Сама же НСДАП отказывалась встать на сторону какой-то одной изъ христіанскихъ конфессій и тѣмъ болѣе противопоставить себя христіанству. На протяженіи всѣхъ «годовъ борьбы» націоналъ-соціалисты демонстрировали лояльность къ обѣимъ крупнѣйшимъ религіознымъ конфессіямъ Германіи.

Отвѣтное отношеніе Католической церкви къ націоналъ-соціализму было сложнымъ. До 1933 года отдѣльные католическіе іерархи неоднократно запрещали своей паствѣ вступать въ НСДАП. Послѣдній разъ подобный запретъ былъ обнародованъ 17 августа 1932 года. Въ то же время многіе католическіе клирики рѣзко отрицательно относились къ Веймарской республикѣ и марксизму и считали, что въ сложившихся условіяхъ націоналъ-соціализмъ является единственнымъ реальнымъ защитникомъ христіанской цивилизаціи отъ еврейства и большевизма. Напримѣръ, мюнхенскій кардиналъ Михаэль Фаульхаберъ называлъ революцію клятвопреступленіемъ и государственной измѣной и защищалъ НСДАП отъ нападокъ еврейской прессы. За коалицію съ націоналъ-соціализмомъ выступалъ и прелатъ Людвигъ Каасъ — лидеръ партіи Центра и довѣренное лицо статсъ-секретаря Ватикана кардинала Пачелли. На Фрайбургскомъ католическомъ соборѣ 1929 года онъ заявилъ: «Никогда еще германскій народъ не ждалъ съ такимъ нетерпѣніемъ прихода подлиннаго вождя, никогда еще не молилъ о немъ такъ горячо, какъ въ эти дни, когда у всѣхъ у насъ тяжело на душѣ, ибо страшныя бѣды обрушились на наше Отечество и нашу культуру».

Гораздо опредѣленнѣе складывались отношенія націоналъ-соціалистовъ съ протестантами, представлявшими въ Германіи религіозное большинство (къ началу 1930-х гг. — 45 млн. человѣкъ). Нѣмецкихъ протестантовъ привлекали такія положенія націоналъ-соціалистической доктрины, какъ борьба противъ «безбожнаго марксизма» и «іудейскаго матеріализма». Непріязнь къ жидовству среди нѣмецкихъ протестантовъ всегда была распространена гораздо шире, чѣмъ среди католиковъ. Въ этомъ отношеніи показательно, что въ протестантскихъ районахъ Германіи члены СС и СА отправлялись на богослуженія цѣлыми отрядами, и до 1933 года не было ни одного случая выхода изъ церкви членовъ НСДАП по міровоззрѣнческимъ мотивамъ.

 

Члены штурмовыхъ отрядовъ на богослуженіи и при выходѣ изъ церкви

 

Въ іюнѣ 1932 года различныя группы вѣрующихъ и пасторовъ Тюрингiи, Мекленбурга и Саксонiи объединились въ «Движеніе нѣмецкихъ христіанъ за вѣру». Фактически это была націоналъ-соціалистическая фракція внутри Евангелической церкви. Въ 1933 году изъ 17 тысячъ протестантскихъ клириковъ на долю этого движенія приходилось около 3 тысячъ священниковъ.

Изъ руководителей націоналъ-соціалистической партіи къ «нѣмецкимъ христіанамъ» принадлежали глава фракціи НСДАП въ прусскомъ ландтагѣ Гансъ Керрлъ и курмаркскiй гауляйтеръ Вильгельмъ Кубе (въ годы Второй міровой войны — имперскій комиссаръ Бѣлоруссіи). Въ движеніи были широко представлены священники, которые уже съ середины 1920-х ггъ. связали себя съ націоналъ-соціалистами. Однимъ изъ нихъ былъ капелланъ восточно-прусскаго военнаго округа Людвигъ Мюллеръ, который познакомилъ Гитлера съ генераломъ Бломбергомъ, будущимъ министромъ рейхсвера. Послѣ прихода НСДАП къ власти Мюллеръ сталъ совѣтникомъ Фюрера по дѣламъ Протестантской церкви, а 23 іюля 1933 года былъ избранъ Имперскимъ епископомъ.

Такимъ образомъ, НСДАП до своего прихода къ власти всячески старалась обходить религіозные споры, справедливо считая, что, сдѣлавъ ставку на какую-то одну конфессію, она лишится поддержки людей, исповѣдующихъ иную форму вѣры. Такъ же безсмысленно было позицiонировать себя въ качествѣ приверженцевъ атеизма или неоязычества, это означало бы оттолкнуть отъ себя практически всю христіанскую Германію. Разумѣется, въ партіи всегда существовали альтернативные взгляды на проблему вѣры, однако Гитлеръ періодически давалъ понять, что онъ не потерпитъ «религіознаго реформаторства», ведущаго къ расколу націи.

 

ОТНОШЕНІЯ НСДАП СЪ КАТОЛИКАМИ И ПРОТЕСТАНТАМИ ПОСЛѢ ПРИХОДА ПАРТІИ КЪ ВЛАСТИ

 

30 января 1933 года президентъ Германіи Пауль фонъ Гинденбургъ назначилъ лидера НСДАП Адольфа Гитлера рейсканцлеромъ и поручилъ ему сформировать и возглавить правительство. Это назначеніе Гитлера ещё не означало полной побѣды НСДАП, т.к. на тотъ моментъ правительство могло быть только коалиціоннымъ, съ участіемъ консерваторовъ и центристовъ.

Чтобы избавиться отъ коалиціи Гитлеру требовалась убѣдительная побѣда на выборахъ, дававшая въ рейхстагѣ абсолютное большинство. Для этого НСДАП была необходима поддержка клерикальныхъ круговъ и христіанскихъ организацій. 1 февраля въ своемъ радiообращенiи къ избирателямъ Фюреръ обѣщалъ содѣйствовать распространенію христіанства «какъ основы нашей національной морали» и обратился къ Богу за благословеніемъ дѣятельности его правительства. Во многихъ городахъ, которые Гитлеръ посѣщалъ въ ходѣ избирательной кампаніи, его встрѣчалъ колокольный звонъ, а свои страстныя рѣчи рейхсканцлеръ оканчивалъ словомъ «Аминь!». Въ послѣднемъ наканунѣ выборовъ обращеніи (4 марта въ Кенигсбергѣ) Гитлеръ заявилъ: «Поднимите головы! Благодаря Господу вы снова свободны!», послѣ чего подъ звонъ церковныхъ колоколовъ собравшiеся запѣли «Оду къ радости».

Когда выборы принесли побѣду, Геббельсъ организовалъ пышную церемонію оффицiальнaго открытія новой сессіи рейхстага. Она проходила въ Потсдамскомъ соборѣ въ присутствіи духовенства, наслѣднаго принца и президента Гинденбурга.

23 марта Гитлеръ, назвавъ христіанскія церкви «важнымъ элементомъ сохраненія души нѣмецкаго народа» и пообѣщавъ уважать ихъ права, заявилъ: «Мы надѣемся укрѣпить дружескія отношенія со Святѣйшимъ престоломъ». Для этой цѣли было рѣшено направить въ Римъ Геринга. Въ апрѣлѣ мѣсяцѣ папа Пiй XI одобрительно отозвался о борьбѣ Гитлера противъ большевизма, а въ іюнѣ 1933 года совмѣстное пастырское посланіе всѣхъ германскихъ епископовъ призвало католиковъ къ сотрудничеству съ новымъ государствомъ.

 

Адольфъ Гитлеръ на пріемѣ у Папы Пiя XI

 

20 іюня 1933 года былъ подписанъ конкордатъ съ Ватиканомъ, гарантировавшій свободу католической вѣры и право Церкви самостоятельно регулировать свои внутреннія дѣла. Въ документѣ провозглашалась клятва вѣрности Католической церкви новой Германіи, говорилось объ уваженіи къ конституціонно образованному правительству и необходимости воспитанія клира въ духѣ этого уваженія. Со стороны Германіи договоръ подписалъ вице-канцлеръ Францъ фонъ Папенъ, а со стороны Ватикана — кардиналъ Пачелли.

Въ числѣ горячихъ сторонниковъ конкордата былъ и упоминавшійся кардиналъ Михаэль фонъ Фаульхаберъ. Въ мартѣ 1933 года онъ посѣтилъ Римъ, чтобы информировать папу Пiя XI о новой ситуаціи въ Германіи. Возвратившись, онъ сообщилъ собранію епископовъ, что понтификъ публично похвалилъ канцлера Гитлера за его противодѣйствіе коммунизму. Фаульхаберъ также сообщилъ, что изложилъ папѣ свое видѣніе различій между германскимъ націоналъ-соціализмомъ и итальянскимъ фашизмомъ. Послѣ подписанія конкордата онъ направилъ Гитлеру письмо, въ которомъ говорилось: «Германія протянула руку папству, величайшей нравственной силѣ міровой исторіи, и это поистинѣ великій и благой жестъ, поднимающій на новую ступень авторитетъ Германіи на Западѣ, на Востокѣ и во всемъ мірѣ... Мы искренне, отъ всего сердца желаемъ: да хранитъ Господь нашего рейхсканцлера, ибо онъ нуженъ нашему народу».

Такимъ образомъ, Гитлеру удалось завоевать поддержку католиковъ Германіи и одобреніе Ватикана. Въ послѣдующемъ онъ неоднократно публично высказывался въ поддержку традиціонныхъ конфессій. Къ примѣру, 17 августа 1934 года, выступая въ Гамбургѣ, Гитлеръ заявилъ: «Я приложу всѣ свои усилія, чтобы оградить права двухъ нашихъ крупнѣйшихъ религій, защитить ихъ отъ всѣхъ нападокъ и установить гармонію между ними и существующимъ государствомъ».

Textruta:  
Глава германскихъ католиковъ
кардиналъ Михаэль фонъ Фаульхаберъ
Разумѣется, среди католиковъ всегда существовала извѣстная оппозиція націоналъ-соціализму, что было обусловлено разностью взглядовъ на важнѣйшіе идеологическіе вопросы, въ частности, расовый вопросъ. Однако оппозиціонеры были въ завѣдомомъ меньшинствѣ, большинство же католиковъ поддерживало гитлеровскую программу борьбы противъ еврейства, большевизма и масонства.

Тотъ же кардиналъ Фаульхаберъ въ своей рождественской проповѣди 1933 года, произнесенной въ Мюнхенѣ въ церкви Святаго Михаила, заявилъ: «Церковная точка зрѣнія не содержитъ въ себѣ никакихъ противорѣчій расовымъ изслѣдованіямъ и расовой культурѣ. Нѣтъ въ ней и какихъ-либо противорѣчій стремленіямъ сохранить національныя особенности народа, поддержать его чистоту и подлинность, а также благопріятствовать возрожденію національнаго духа на основѣ кровныхъ связей, объединяющихъ людей». Въ той же проповѣди епископъ выступилъ въ защиту Ветхаго Завѣта, отмѣтивъ, что «слѣдуетъ различать народъ Израиля до и послѣ смерти Христа». Свою проповѣдь Фаульхаберъ окончилъ словами: «Не слѣдуетъ забывать, что рѣчь о спасеніи только на основаніи принадлежности къ нѣмецкой крови идти не можетъ. Насъ спасетъ драгоцѣнная кровь распятаго Христа».

По поводу расологiи высказался и епископъ Махсхенъ изъ Гильдесхайма, который заявилъ слѣдующее: «Для католическаго епископа немыслимо отрицать все, что имѣетъ отношеніе къ понятію народа и Родины, все, что цѣнно для крови и почвы. Религіозное самосознаніе даетъ намъ увѣренность въ томъ, что наша плоть имѣетъ огромную цѣнность, приближающую ее къ Божественному. Какъ учитъ Церковь, природа — основа вѣры, а на основѣ надприроднaго заложенъ фундаментъ всего благороднаго и Божественнаго въ природѣ человѣка. Понятія крови и почвы занимаютъ мѣсто въ іерархіи и могутъ расцвѣсти органическимъ образомъ».

Еще одинъ католическій германскій епископъ, Алоисъ Гудалъ, также поддерживалъ политику НСДАП. Онъ открыто заявлялъ, что «противъ большевизма и коммунизма существуетъ только одно средство — уничтоженіе» и одобрялъ усилія н.-с. режима по созданію единаго общества безъ классовъ и сословій, а также его противодѣйствіе безбожію. Въ 1936 году Гудалъ опубликовалъ книгу «Основы націоналъ-соціализма», гдѣ соединилъ христіанскую и націоналъ-соціалистическую доктрины. Книга была опубликована въ Австріи, и  ея первый экземпляръ, снабженный дарственной надписью, былъ подаренъ Гудаломъ Гитлеру, который распорядился о свободномъ ввозѣ книги въ Германію.

Націоналъ-соціалисты никогда не подвергали гоненіямъ католиковъ лишь на основаніи ихъ вѣроисповѣданія. 30 января 1939 года Гитлеръ въ своей рѣчи въ рейхстагѣ ещё разъ это подчеркнулъ: «Въ Германіи до сихъ поръ ни одинъ человѣкъ не подвергался преслѣдованіямъ изъ-за своихъ религіозныхъ убѣжденій, и никто никогда не будетъ преслѣдоваться!». Однако политическій католицизмъ всегда воспринимался какъ антигосударственная сила, и тѣ представители клира и паствы, которые пытались выдвигать политическія требованія и вести политическую борьбу, неизмѣнно подвергались репрессіямъ.

Одинъ изъ характерныхъ примѣровъ репрессивныхъ дѣйствій противъ католическихъ клириковъ связанъ съ арестомъ 23 октября 1941 года настоятеля берлинскаго католическаго собора Святаго Хедвига Б. Лихтенберга, который съ ноября 1938 года ежедневно публично молился о евреяхъ. Всего за годы Третьяго рейха было разсмотрѣно около 9 тысячъ дѣлъ по обвиненію католиковъ въ антигосударственной дѣятельности.

Основное противодѣйствіе  католическихъ организацій вызывало стремленіе націоналъ-соціалистовъ всячески унифицировать государство, что влекло за собой  серьезныя ограниченія дѣятельности церковныхъ структуръ. Въ «Гитлерюгендъ» были со временемъ включены всѣ католическія молодежныя организаціи. Унификаціи была подвергнута и благотворительность, въ частности, католическій «Нѣмецкій благотворительный союзъ», который располагалъ богатыми традиціями вспомоществованія, большимъ штатомъ сестеръ и сидѣлокъ, значительными фондами.

Такія же тенденціи имѣли мѣсто и въ сферѣ образованія. Распоряженіемъ властей отъ 8 декабря 1936 года всѣ преподаватели религіозныхъ дисциплинъ должны были подписать обязательство поддерживать «Гитлерюгендъ» и не агитировать учениковъ за участіе въ конфессіональныхъ молодежныхъ организаціяхъ. Доходило и до крайностей. Такъ гауляйтеръ Бадена Робертъ Вагнеръ въ апрѣлѣ 1941 года потребовалъ удалить изъ школьныхъ помѣщеній изображенія распятія. Показательно, однако, что эта акція вызвала бурю общественныхъ протестовъ, матери-героини Бадена пригрозили сдать свои награды, а рабочіе — забастовкой. Подъ давленіемъ Гитлера Вагнеръ отмѣнилъ свое распоряженіе.

Всѣ эти притѣсненія, которыя кажутся просто смѣшными на фонѣ лютаго большевицкаго террора противъ Церкви, вызывали возмущеніе Ватикана, неоднократно обвинявшаго н.-с. режимъ въ нарушеніи положеній конкордата. Этому, въ частности, была посвящена изданная 14 марта 1937 года папой Піемъ XI энциклика «Съ глубокой скорбью». Въ отвѣтъ на критику религіозной политики НСДАП Гитлеръ пригласилъ въ свою резиденцію въ Бергхофѣ кардинала Фаульхабера, которому откровенно объяснилъ свою точку зрѣнія: «Католическая церковь не должна обманываться. Если націоналъ-соціализму не удастся побѣдить большевизмъ, то и Церковь и христіанство также прекратятъ существованіе въ Европѣ. Большевизмъ является смертельнымъ врагомъ Церкви». Фаульхаберъ вынужденъ былъ признать справедливость этихъ словъ. Впослѣдствіи онъ отказался примкнуть къ заговору противъ Гитлера, публично осудилъ попытку террористическаго акта въ отношеніи руководителя Рейха и подтвердилъ свою личную преданность и лояльность фюреру.

Въ цѣломъ, несмотря на критику антикатолическихъ акцій гитлеровскаго руководства, представители Папы постоянно выступали въ поддержку общаго политическаго курса Германіи и съ похвалой отзывались о борьбѣ націоналъ-соціалистовъ противъ большевизма. Практически никакихъ нареканій не вызывала и антиеврейская политика Третьяго Рейха. Всѣ антисемитскія заявленія руководства НСДАП и Третьяго рейха неизмѣнно находили у католиковъ пониманіе и поддержку.

Когда 10 ноября 1938 года въ странѣ прошла волна еврейскихъ погромовъ («Хрустальная ночь»), никто изъ католическихъ епископовъ не выступилъ съ протестомъ. Въ годы войны папа Пiй XII отказался публично осудить гоненія на евреевъ, считая ихъ заслуженными. Въ ноябрѣ 1941 года папскій нунцій передалъ нѣмецкимъ епископамъ распоряженіе папы о томъ, что проводить заупокойныя службы по евреямъ не слѣдуетъ. Не вызвало нареканій Ватикана и исключеніе евреевъ изъ политической, государственной и культурной сферъ, и ограниченіе ихъ религіозной дѣятельности.

Въ концѣ войны Ватиканъ предпринялъ дѣйственныя мѣры по спасенію отъ  союзническаго «правосудія» высокопоставленныхъ руководителей Третьяго Рейха. Монсиньоръ Монтини (будущій папа Павелъ VI) при прямой поддержкѣ папы далъ указанія выдать паспорта Ватикана цѣлому ряду бѣжавшихъ изъ Германіи эсэсовцевъ и націоналъ-соціалистовъ. Католическіе священники укрывали побѣжденныхъ военныхъ и партійныхъ функціонеровъ въ монастыряхъ, подготавливали маршруты передвиженій и побѣговъ.

Упоминавшійся епископъ Алоизъ Гудалъ, используя свои связи, добился выдачи иностранныхъ паспортовъ и удостовѣреній личности сотнямъ націоналъ-соціалистовъ. Гудалу удалось скрыть въ римской католической больницѣ бывшаго вице-губернатора Польши штурмбаннфюрера СС барона фонъ Вехтера, котораго повсюду разыскивали еврейскіе и союзные органы развѣдки. Съ помощью католическихъ организацій только въ Латинскую Америку сумѣли бѣжать сотни извѣстныхъ націоналъ-соціалистовъ, наиболѣе извѣстнымъ среди которыхъ былъ Адольфъ Эйхманъ.

Въ силу національныхъ традицій нѣмецкаго протестантизма конфликтовъ между нимъ и властью въ періодъ Третьяго рейха практически не возникало. Протестанты гораздо рѣже, чѣмъ католики, подвергались репрессіямъ и гораздо активнѣе поддерживалъ націоналъ-соціализмъ. Въ самой НСДАП существовало своеобразное «протестантское лобби», а большая часть вѣрующихъ протестантовъ относилась къ Гитлеру съ почитаніемъ.

Послѣ прихода къ власти большинство пропагандистскихъ акцій НСДАП (борьба противъ «безбожнаго марксизма», «іудейскаго матеріализма», «дегенеративнаго искусства» и т. п.) находили въ протестантской средѣ неизмѣнную поддержку. Сугубо положительно отнеслись къ «національной революціи» многіе интеллектуалы, представлявшіе протестантизмъ. Профессоръ Берлинскаго университета философъ Эдуардъ Шпрангеръ опубликовалъ въ журналѣ «Эрцiунгъ» статью «Мартъ 1933 года», въ которой заявлялъ: «Германія, наконецъ, пробудилась, закончился послѣвоенный періодъ упадка силъ... На религіозной и нравственной основѣ зиждется и воля стать однимъ народомъ, которая родилась какъ сила изъ пережитаго въ годы войны и составляетъ великое позитивное ядро націоналъ-соціалистическаго движенія». Статья оканчивалась такъ: «Начинается тщательная и детальная работа! Во многомъ она будетъ сурова и трудна, особенно въ нашемъ стѣсненномъ, замученномъ нуждой и бѣдствіями германскомъ мірѣ. Но вѣдь эта воспитательная работа и объемлетъ сразу все: добровольную и военизированную трудовую повинность, боевую закалку тѣла и духа, свободу и смиренное служеніе Богу!».

Іерархи протестантскихъ церквей реагировали на приходъ къ власти нацистовъ гораздо болѣе восторженно, чѣмъ католики. Въ апрѣлѣ 1933 года демонстративно вступилъ въ НСДАП мекленбургскiй епископъ Рендторфъ, выразивъ при этомъ благодарность «богоданному фюреру Адольфу Гитлеру».

Наиболѣе плодотворно складывались отношенія режима съ созданнымъ въ 1932 году «Движеніемъ нѣмецкихъ христіанъ». Активный участникъ этого евангелическаго движенія Людвигъ Мюллеръ былъ старымъ другомъ Гитлера. На выборахъ въ руководящіе органы евангелистовъ 70% голосовъ отошли представителямъ «Нѣмецкихъ христіанъ».

 

Адольфъ Гитлеръ и лидеръ «нѣмецкихъ христіанъ» Людвигъ Мюллеръ привѣтствуютъ другъ друга на съѣздѣ НСДАП

 

«Нѣмецкіе христіане» въ цѣломъ положительно отнеслись къ антисемитизму режима. Руководство движенія потребовало очистить Церковь отъ еврейскихъ элементовъ, нѣкоторые вѣрующіе требовали вообще не допускать на богослуженія евреевъ, такъ какъ не желали вмѣстѣ съ ними принимать причастіе.

Евангелисты поддержали и унификацію молодежныхъ организацій. Въ 1933 году между рейхсюгендфюреромъ Бальдуромъ фонъ Ширахомъ и Людвигомъ Мюллеромъ было подписано соглашеніе о присоединеніи къ «Гитлеровской молодежи» 800-тысячной евангелической молодежной организаціи. Согласно этому соглашенію, протестантскіе молодежные союзы имѣли право сохранить свои знамена и знаки различія. Два вечера въ недѣлю и два воскресенья въ мѣсяцъ молодымъ протестантамъ отводились подъ ихъ собственную работу, а остальное время они должны были быть задѣйствованы въ «Гитлерюгендѣ».

Къ «Движенію нѣмецкихъ христіанъ» принадлежалъ обергруппенфюреръ СА Гансъ Керрль, юристъ по профессіи, ветеранъ войны и членъ партіи съ 1923 года. Керрль послѣ прихода НСДАП къ власти сталъ вначалѣ комиссаромъ прусскаго Министерства юстиціи и государственнымъ совѣтникомъ, а затѣмъ возглавилъ Имперское министерство по дѣламъ Церкви. Въ публичномъ разъясненіи своей будущей дѣятельности 8 августа 1935 года министръ рѣзко отмежевался отъ политики раздѣленія Церкви и государства, такъ какъ былъ убѣжденъ въ «необходимости ихъ совмѣстной работы». Въ своихъ выступленіяхъ министръ неоднократно подчеркивалъ, что націоналъ-соціализмъ является «движеніемъ, которое непремѣнно признаетъ связь съ Богомъ и Божественный порядокъ», отмѣчая при этомъ: «Мы считаемъ своимъ долгомъ, при всѣхъ обстоятельствахъ, гарантировать нѣмцамъ религіозную свободу. Самостоятельный выборъ религіозной общины является персональнымъ правомъ личности».

Безусловно, и въ протестантской средѣ существовали группы, настроенныя къ нацизму оппозиціонно. Уже 21 сентября 1933 года былъ образованъ Чрезвычайный союзъ пасторовъ, или Исповѣдальная церковь. Организацію возглавили три берлинскихъ пастора: Мартинъ Нимелеръ, Герхардъ Якоби и Эйтель-Фридрихъ фонъ Рабенау. До января 1934 года въ Исповѣдальную церковь вступили около 7000 священниковъ. Исповѣдальники протестовали противъ примѣненія «арійскаго параграфа» и ряда другихъ акцій, однако большинство членовъ Исповѣдальной церкви принципіально одобрили приходъ НСДАП къ власти и выступали лишь противъ «отдѣльныхъ негативныхъ эксцессовъ».

Самъ Мартинъ Нимелеръ до опредѣленнаго момента состоялъ въ НСДАП, декларировалъ свою вѣрность «націоналъ-соціалистической революціи» и публично восторгался Гитлеромъ. Въ ноябрѣ 1933 года привѣтствовалъ рѣшеніе о выходѣ Германіи изъ Лиги Націй и въ поздравительной телеграммѣ Гитлеру назвалъ это событіе національнымъ подвигомъ. Лишь въ 1937 году онъ совершенно неожиданно публично осудилъ «антисемитизмъ» режима, направивъ Гитлеру соотвѣтствующій меморандумъ. Отъ Нимелера  потребовали дать письменное согласіе не произносить больше съ каѳедры политическихъ заявленій. Однако Нимелеръ отказался дать такое обязательство, былъ арестованъ и до конца войны просидѣлъ въ тюрьмѣ.

Въ цѣломъ репрессіи противъ протестантовъ имѣли гораздо менѣе радикальный характеръ, нежели чѣмъ противъ католиковъ. Иногда судебныя инстанціи и вовсе отказывались примѣнять санкціи. Въ 1938 году въ Кёльнѣ судъ оставилъ безъ послѣдствій дѣло священника, который въ проповѣди назвалъ нацистовъ «коричневыми насѣкомыми-вредителями».

Показателенъ слѣдующій случай, касающійся дѣла учителя средней школы доктора Вальтера Хобома, преподавателя исторіи, французскаго и англійскаго языковъ. Въ іюнѣ 1937 года онъ обратился въ рейхсканцелярiю съ просьбой объ исключеніи его изъ Націоналъ-соціалистическаго союза учителей, такъ какъ по своимъ убѣжденіямъ онъ не можетъ слѣдовать за партіей, которая многократно пыталась отстранить отъ общественной жизни членовъ Исповѣдальной церкви. Состоялось разслѣдованіе на предметъ досрочной отставки «политически неблагонадежнаго» Хобома. Въ ходѣ разбирательства послѣдній заявилъ, что не отрицаетъ націоналъ-соціалистическое міровоззрѣніе какъ таковое, но не можетъ одобрить направленіе, представленное Розенбергомъ, поскольку оно противорѣчитъ христіанскимъ принципамъ. Въ концѣ концовъ чиновники рейхсканцелярiи пришли къ выводу, что несогласіе со взглядами Розенберга не является достаточнымъ поводомъ для отставки. Хобому разрѣшили вернуться на работу.

Къ слову, противъ міровоззрѣнческой позиціи Розенберга неоднократно выступали и государственные функціонеры, въ частности, министръ просвѣщенія и пропаганды Геббельсъ, министръ образованія Рустъ, министръ по дѣламъ Церкви Керрль. Послѣдній писалъ въ рейхсканцелярiю: «Въ теченіе прошлыхъ лѣтъ имя Розенберга для широкихъ слоевъ населенія — неважно, справедливо или нѣтъ, — въ опредѣленной степени стало сѵмволомъ враждебнаго отношенія къ Церкви и христіанству... А Третьему рейху нужны христіанство и религія, потому что ему нечего предложить взамѣнъ христіанской религіи и христіанской морали».

 

РЕЛИГІОЗНАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНІЮ КЪ ПРАВОСЛАВІЮ

 

Религіозная политика націоналъ-соціалистовъ по отношенію къ Православію имѣла свои особенности, такъ какъ на территоріи Рейха православные составляли очень незначительный процентъ населенія. Православіе въ основномъ было представлено русскими эмигрантами.  

Первые контакты Гитлера съ русскими эмигрантами относятся еще къ начальнымъ годамъ существованія націоналъ-соціалистической партіи. Одинъ изъ руководителей НСДАП, русскій нѣмецъ Максъ Эрвинъ фонъ Шейбнеръ-Рихтеръ, подробно обсуждалъ съ русскими монархистами планы возсозданія кадровъ православныхъ священниковъ въ будущей Россіи, освобожденной отъ большевизма. Однако сотрудничество русскихъ эмигрантовъ съ націоналъ-соціалистами закончилось, когда во время «пивного путча» Шейбнеръ-Рихтеръ погибъ, прикрывъ собой Гитлера.

Ко времени прихода НСДАП къ власти русская эмиграція въ Германіи насчитывала 100 тысячъ человѣкъ. Православная община была представлена тремя основными юрисдикцiями: Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), просовѣтской Московской патріархіей (МП) и евлогiанскимъ экзархатомъ съ центромъ въ Парижѣ. Общее количество православныхъ общинъ на территоріи Германіи составляло 165.

До середины 1935 года націоналъ-соціалисты не проявляли особаго интереса къ русской православной общинѣ, но затѣмъ обратили на нея пристальное вниманіе, поскольку въ борьбѣ съ большевизмомъ и международнымъ еврействомъ Русская Церковь, гонимая на родинѣ жидо-большевиками, разсматривалась какъ естественный и надежный союзникъ.

Изъ трехъ названныхъ юрисдикцiй предпочтеніе было отдано РПЦЗ, которая была наиболѣе консервативной въ политическомъ планѣ, безкомпромиссной въ отношеніи большевизма и масонства и самой многочисленной. 14 марта 1936 года Германъ Герингъ подписалъ постановленіе правительства Пруссіи о присвоеніи Берлинской и Германской епархіи РПЦЗ статуса корпораціи публичнаго права (католики и евангелисты получили подобный статусъ еще въ 1933 году), о чемъ сразу же было оффицiально сообщило главѣ РПЦЗ Митрополиту Антонію (Храповицкому). Кромѣ того, по согласованію съ Гитлеромъ было принято рѣшеніе о постройкѣ въ центрѣ Берлина новаго православнаго каѳедральнаго собора. Общія затраты на строительство составили почти 90 тысячъ марокъ, 88% изъ этой суммы предоставили различныя германскія вѣдомства.

Лѣтомъ 1938 года, когда соборъ былъ возведенъ, Архіерейскій Сѵнодъ РПЦЗ направилъ по этому случаю благодарственный адресъ Гитлеру, въ которомъ говорилось, что «вѣрующій русскій народъ, стонущій подъ игомъ рабства и ожидающій своего освободителя, постоянно возноситъ къ Богу молитвы о томъ, чтобы Онъ сохранилъ Васъ, руководилъ Вами и даровалъ Вамъ свою всесильную помощь».[1]

Послѣ пораженія и оккупаціи Германіи православный соборъ Воскресенія Христова оказался въ рукахъ совѣтской лже-церкви — Московской патріархіи, которая владѣетъ имъ до сихъ поръ.

Въ 1939-1940 годахъ Министерство по дѣламъ Церкви предприняло и рядъ другихъ дружественныхъ шаговъ въ отношеніи Православія. Такъ, послѣ разгрома Польши, гдѣ православіе подвергалось жестокимъ гоненіямъ (въ 1938 году было закрыто 114 храмовъ), нѣмцы возвратили русскому населенію все отобранное поляками церковное имущество. Лѣтомъ 1939 года на Берлинскую каѳедру былъ назначенъ епископъ Серафимъ (Лядѣ) — русскій нѣмецъ и германскій гражданинъ.

Нападеніе Германіи на СССР большинство духовенства РПЦЗ и значительная часть эмигрантовъ встрѣтили почти восторженно. По-другому быть и не могло. Разнузданная антирелигіозная пропаганда жидо-большевиковъ вкупѣ съ безпощадной секуляризаціей, надругательствомъ надъ святынями (вскрытіе мощей, уничтоженіе церковныхъ зданій и предметовъ культа) и съ жесточайшимъ терроромъ противъ священниковъ и паствы требовали отмщенія, и вотъ 22 іюня 1941 года этотъ день отмщенія насталъ.

Многіе клирики русскаго зарубежья, и не только служившіе въ Германіи, открыто поддержали войну. Митрополитъ Серафимъ (Лукьяновъ) заявлялъ: «Да благословитъ Всевышній великаго Вождя Германскаго народа, поднявшаго мечъ на враговъ самого Бога... Да исчезнутъ съ лица земли масонская звѣзда, серпъ и молотъ».  Архіепископъ Серафимъ (Лядѣ) писалъ въ своемъ обращеніи: «Карающій мечъ Божественнаго правосудія настигъ совѣтскую власть, ея попутчиковъ и единомышленниковъ … Воистину, новый Крестовый походъ во имя спасенія народовъ отъ  антихристовой власти начался». Даже евлогiанский клирикъ — архимандритъ Іоаннъ (Шаховской) писалъ въ эмигрантской газетѣ «Новое слово»: «Человѣконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая въ міръ войной, — войной и исходитъ. До какихъ дней желанныхъ, и подсовѣтской, и Зарубежной Россіи довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободныхъ словъ о Богѣ... Кровавая операція сверженія Третьяго интернаціонала поручается искусному, опытному въ наукѣ своей германскому хирургу...».

Вторженіе германской арміи на территорію СССР стало настоящимъ освобожденіемъ для православныхъ русскихъ людей. Назначенный министромъ восточныхъ территорій Альфредъ Розенбергъ въ концѣ декабря 1941 года выпустилъ спеціальный «Указъ о свободѣ Церкви», санкціонировавшій свободу богослуженій. Подобные же указы издали въ іюлѣ 1942 года рейхскомиссары Остланда и Украины Гансъ Лозѣ и Эрихъ Кохъ. Повсемѣстно представители германской администраціи и офицеры вермахта помогали открытію храмовъ и даже приказывали дѣлать это.

 

Офицеръ одной изъ дивизій войскъ СС возлѣ открытаго храма въ центральной Россіи

 

Вотъ какъ этотъ процессъ описывается въ отчетахъ совѣтскихъ бандитовъ-партизанъ, которыхъ ужъ никакъ нельзя заподозрить въ симпатіяхъ къ нѣмцамъ.

«В конце 1941 г. в г. Гдове и Гдовском р-не немецкие оккупанты открыли три истинно-православные церкви. В г. Пскове и Острове открыты соборы епископов. В Островском р-не, в селе Немоеве открыта православная церковь. Открытие церквей и соборов производилось по специальному решению высшего церковного совета, опубликованному в один из воскресных дней, и сопровождалось торжественным богослужением... По воскресным дням после богослужения обязательно проводятся проповеди, рассчитанные на 1,5—2 часа. В проповедях основной упор делается на восхваление победоносного движения германской армии, то, что победы немцев определены и узаконены Богом, что Гитлер, как верховный вождь, послан на землю от Бога и т.д. Тут же произносятся несметные проклятия большевизму и Советской власти...» (сообщеніе отъ 24 ноября 1942 года)

Въ справкѣ «О положеніи въ городѣ Псковѣ» для Военнаго совѣта Сѣверо-Западнаго фронта говорилось: «Немцы открыли Троицкий собор и все другие церкви города. Срочно под женский монастырь переоборудуется Мирожский монастырь».

Въ отчетѣ одного партизанскаго бандформированія въ Ленинградскій штабъ партизанскаго движенія указывается: «С приходом оккупантов сразу же приступили к открытию церквей. Были открыты церкви Заянская, Бобровская, Ктинская, а также Лядский клуб опять превращен в церковь. Из Германии были присланы попы, причем немцы, не стесняясь, учитывали тех лиц, которые не посещали церковь».

Въ информаціонной сводкѣ штаба Трубчевской партизанской бригады отъ 13 февраля 1943 года сообщается, что въ Стародубскомъ районѣ открыто 15 церквей, причемъ «церкви налогами не облагаются».

Общая число храмовъ, открытыхъ нѣмцами на территоріи РСФСР, приближается къ 2500. Въ Бѣлоруссіи было открыто не менѣе 600 храмовъ, а на Украинѣ — не менѣе 5400 православныхъ церквей.

Полная готовность нѣмецкой администраціи содѣйствовать религіозному возрожденію русскаго народа привела къ тому, что на сторону Германіи перебѣжалъ даже сергіанскій митрополитъ Виленскiй и Литовскій Сергій (Воскресенскій), предавшій свое московское начальство. Несмотря на приказъ Сталина и Сергія (Страгородскаго) эвакуироваться, онъ скрылся въ криптѣ Рижскаго Христо-Воздвиженского собора и дождался немцевъ.

При полной поддержкѣ нѣмцевъ Сергій организовалъ на сѣверо-западѣ Россіи такъ называемую «Псковскую Православную миссію», въ вѣденіи которой находились территоріи населеніемъ около двухъ милліоновъ человѣкъ. До войны въ этихъ мѣстностяхъ было всего лишь 2 открытыхъ церкви, а къ концу оккупаціи число священниковъ на территоріи Псковской миссіи возросло до 175 человѣкъ, а число приходовъ — до 200.

Миссія издавала съ августа 1942 года ежемѣсячный журналъ «Православный христіанинъ», открыла катехизаторскiе курсы и ввела преподаваніе Закона Божьяго во всѣхъ школахъ. Въ іюнѣ 1942 года Псковская миссія издала распоряженіе, въ которомъ всему духовенству предписывалось 21 іюня (въ связи съ годовщиной начала войны) «послѣ божественной литургіи и произнесенія соотвѣтствующаго слова совершить молебствованiе о дарованіи Господомъ силъ и крѣпости Германской арміи и ея вождю Адольфу Гитлеру для окончательной побѣды надъ проклятымъ жидо-большевизмомъ».

27 ноября 1942 года въ Ригѣ состоялось торжественное возвращеніе Православной церкви 1026 богослужебныхъ книгъ XVIXVII вѣковъ. 22 марта 1942 года Русской церкви была передана знаменитая Тихвинская икона Богородицы, которую нѣмецкіе солдаты во время труднаго боя съ красноармейцами съ рискомъ для жизни вынесли изъ церкви Вознесенія Богоматери въ Тихвинскомъ монастырѣ. Возвращеніе иконъ происходило и позднѣе.

 

Возвращеніе представителями нѣмецкаго командованія одной изъ православныхъ иконъ

Страдающая патологической лживостью совѣтская пропаганда старалась вопреки очевиднымъ фактамъ доказать, что нѣмцы не открывали, а наоборотъ разрушали церкви на оккупированной ими территоріи СССР. Сталинскій холуй митр. Сергій (Страгородскій) въ спеціальномъ отчетѣ насчиталъ ажъ «1670 православныхъ церквей, 69 часовенъ и 1127 зданій другихъ религіозныхъ культовъ», разрушенныхъ или поврежденныхъ «нѣмецко-фашистскими захватчиками». Въ настоящій моментъ неопровержимо доказано, что почти всѣ вошедшія въ сергіанскій списокъ церкви и зданія были снесены или закрыты самими большевиками еще въ 20-е и 30-е годы, а рядъ храмовъ пострадалъ отъ дѣйствій именно совѣтскихъ войскъ, напримѣръ, храмъ Свъ. Петра въ Ригѣ былъ уничтоженъ артиллерійскимъ огнемъ Красной арміи, а Псковско-Печерскій монастырь разбомбленъ совѣтской авіаціей.

При отступленіи нѣмецкія войска неизмѣнно содѣйствовали эвакуаціи православныхъ священниковъ и ихъ имущества на Западъ и такъ продолжалось вплоть до мая 1945 года, т.е. даже въ то время, когда въ Третьемъ Рейхѣ наступилъ уже полный хаосъ, и у «языческаго» государства казалось бы должны были быть болѣе важныя заботы, чѣмъ спасеніе православныхъ клириковъ.

 

ОТНОШЕНІЕ НСДАП КЪ ІУДАИЗМУ, СЕКТАНТСТВУ И ДРУГИМЪ ФОРМАМЪ РЕЛИГІИ

 

Однимъ изъ главныхъ своихъ враговъ націоналъ-соціалисты съ самаго начала существованія своей партіи называли еврейство. При этомъ въ основаніе своей борьбы съ еврействомъ они клали  въ первую очередь не религіозный, а расовый аспектъ. Сатанинская сущность іудейской религіи разсматривалась ими какъ слѣдствіе національно-расоваго характера евреевъ, а не наоборотъ. Въ этомъ пунктѣ націоналъ-соціалисты расходились съ христіанскимъ вѣроученіемъ, которое связываетъ вредоносность еврейства въ первую очередь съ его религіей.

Трудность для НСДАП заключалась въ томъ, что въ Германіи и другихъ странахъ Европы учетъ евреевъ велся не по признаку крови, а по признаку вѣры. Поэтому хотя націоналъ-соціалисты еврейскую проблему разсматривали какъ расовую, фактически въ Третьемъ Рейхѣ евреемъ признавался тотъ, чьи родители были іудеями, т.к. другихъ способовъ выдѣленія еврейскаго населенія просто не существовало.  Все это сдѣлало политику націоналъ-соціалистовъ въ отношеніи евреевъ противорѣчивой: расовая борьба съ еврействомъ перемѣшалась въ ней съ религіозной борьбой съ іудействомъ.

Характернымъ примѣромъ націоналъ-соціалистической путаницы въ еврейскомъ вопросѣ является предписаніе гестапо отъ 25 января 1938 года всѣмъ органамъ полиціи на мѣстахъ о католическихъ и протестантскихъ священникахъ еврейскаго происхожденія, въ которомъ говорилось: «...Въ Нюрнбергскихъ законахъ распространеніе «арійскаго параграфа» на христіанскія конфессіи прямо не предусмотрѣно. Сдѣлано это сознательно, хотя какъ въ Католической, такъ и въ Протестантской церкви имѣются священнослужители еврейскаго происхожденія, занятые, въ томъ числѣ, воспитаніемъ подрастающаго поколѣнія. Въ этомъ не было необходимости, такъ какъ отъ государственнаго школьнаго воспитанія лица этой категоріи были отстранены въ соотвѣтствіи съ закономъ объ упорядоченіи національнаго состава управленческаго аппарата. Въ соотвѣтствіи съ существующими правилами священникамъ еврейскаго происхожденія по-прежнему разрѣшается не только исповѣданіе, причащеніе и отпущеніе грѣховъ, но и наставничество въ конфессіональныхъ дѣтскихъ и молодежныхъ лагеряхъ, включая подготовку къ конфирмаціи и т. д…».

Послѣ прихода къ власти націоналъ-соціалисты приступили къ удаленію евреевъ изъ цѣлаго ряда отраслей общественной, экономической и культурной жизни. При этомъ религіозная жизнь іудеевъ стѣсненіемъ почти не подвергалась. Былъ лишь запрещенъ ритуальный (кошерный) забой скота, но при этомъ дозволялось ввозить въ Рейхъ кошерное мясо для евреевъ изъ другихъ странъ. Вплоть до начала войны евреи сохраняли права нѣмецкихъ подданныхъ и имѣли возможность для созданія своихъ общественныхъ организацій и учебныхъ заведеній.

Всячески привѣтствовалась эмиграція евреевъ изъ Германіи въ Палестину, однако англійскіе власти установили строгія количественныя (25 000 человѣкъ въ годъ) и имущественныя (800 долларовъ на человѣка) квоты въѣзда. Другія государства, въ томъ числѣ США, также вовсе не были готовы принять значительное число еврейскихъ бѣженцевъ. Для рѣшенія этой проблемы эмиграціи нѣмецкія власти  поощряли дѣятельность всевозможныхъ сіонистскихъ организацій, которыя почти всѣ имѣли ортодоксально іудейскую направленность.

Textruta:  
Афиша фильма «Вѣчный Жидъ»

Въ тоже время пропаганда не упускала случая, чтобы показать «подлинный обликъ іудаизма», продемонстрировать отвратительность еврейской религіи. Въ извѣстномъ фильмѣ «Вѣчный жидъ» (1940 г.) подробнымъ образомъ показывается сцена кошернаго убійства теленка. Карикатурные образы евреевъ, въ томъ числѣ раввиновъ, присутствуютъ въ другомъ нашумѣвшемъ фильмѣ — «Еврей Зюссъ» (1940 г.). Обѣ картины широко рекламировались и демонстрировались не только въ Германіи, но и въ оккупированной Европѣ.

Религіозные антижидовские мотивы звучали и въ прессѣ. Газета гауляйтера Франконiи Юлiуса Штрайхера «Штурмовикъ» писала: «Необходимо сосредоточить волю германскаго народа на разрушеніи бациллъ, разселившихся въ его тѣлѣ, необходимо объявить войну евреямъ во всемъ мірѣ. Ея конечнымъ результатомъ явится рѣшеніе проблемы: или христіанскія добродѣтели спасутъ міръ, или онъ погибнетъ отъ еврейской отравы ... Мы вѣримъ въ конечную побѣду германскаго народа и въ освобожденіе, такимъ образомъ, всего нееврейскaго человѣчества. Тѣ, кто поразятъ мірового Еврея, спасутъ землю отъ Дьявола».

Первымъ масштабнымъ еврейскимъ погромомъ въ Германіи стала «Хрустальная ночь» (9—10 ноября 1938 года), явившаяся отвѣтомъ на убійство польскимъ евреемъ Гершелемъ Гриншпаномъ нѣмецкаго дипломата Эрнста фонъ Рата. Именно тогда впервые были разгромлены многія синагоги, а также еврейскія кладбища. Разрушеніе синагоги въ Нюрнбергѣ 10 августа 1938 года возглавилъ лично Юлiусъ Штрайхеръ (зданіе было снесено подъ оффицiальнымъ предлогомъ, что оно «нарушало сложившійся архитектурный ансамбль города»). Йозефъ Геббельсъ на совѣщаніи у Геринга заявилъ: «Я придерживаюсь того мнѣнія, что у насъ есть прекрасный поводъ уничтожить синагоги. Тѣ, что еще остались цѣлы, должны быть снесены самими евреями, пусть разберутъ ихъ на камни».

Съ началомъ войны религіозная составляющая гоненій на евреевъ всё болѣе и болѣе усиливалась. На оккупированныхъ территоріяхъ, особенно на востокѣ, практически повсемѣстно разрушались синагоги и зданія еврейскихъ религіозныхъ школъ, а предметы культа и книги, какъ правило, изымались спеціальными командами. Наиболѣе нетерпимымъ отношеніе къ іудаизму было на захваченныхъ совѣтскихъ территоріяхъ. Здѣсь всѣ синагоги и молитвенные дома были уничтожены либо использованы для хозяйственныхъ нуждъ. Часто практиковалось сожженіе богослужебныхъ книгъ и показательное издѣвательство надъ раввинами. Всюду былъ запрещенъ кошерный забой скота, іудеевъ заставляли брить пейсы и бороды. Было полностью разгромлено мѣстечко Любавичи Смоленской области, которое являлось религіознымъ центровъ хасидовъ, наиболѣе мрачной жидовской секты талмудическаго іудаизма.

Въ большинствѣ случаевъ антиеврейскiя акціи оккупаціонныхъ властей находили полную поддержку мѣстнаго христіанскаго населенія, особенно на Украинѣ и въ Бѣлоруссіи. Въ свою очередь нѣмецкая пропаганда, разсчитанная на жителей оккупированныхъ восточныхъ территорій, также удѣляла особое вниманіе  разоблаченію іудейской религіи. Этому была посвящена, къ примѣру, брошюра русскаго эмигранта А. Мельскаго (барона Меллера-Закомельскаго) «У истоковъ великой ненависти. Очерки по еврейскому вопросу» (1942 г.). Первую часть работы авторъ полностью посвятилъ критикѣ іудаизма. Помимо прочаго, здѣсь приводятся характерныя высказыванія выдающихся людей прошлаго, напримѣръ, Мартина Лютера: «Всѣ трусливыя воздыханія и вожделѣнія ихъ (іудеевъ) сердца преисполнены желаніемъ когда-нибудь поступить съ нами, язычниками, такъ же, какъ они поступили съ язычниками въ Персіи во времена Есфири. О, какъ любятъ они эту Есфирь, которая такъ созвучна съ ихъ кровожадными, жаждущими мести и убійства устремленіями и надеждами! Солнце никогда еще не освѣщало болѣе кровожаднаго и мстительнаго народа, который потому воображаетъ себя народомъ Божьимъ, что долженъ убивать и душить иновѣрцевъ». Брошюра оканчивается слѣдующими словами: «Близится часъ расплаты. Подъ грохотъ пушекъ поднятой іудеями войны разрѣшается ихъ же окончательная судьба. Высоко уже реетъ надъ освобожденной Европой побѣдоносное знамя солдатъ Адольфа Гитлера, солдатъ Національной Революціи. Уже трепещетъ передъ ней ненавистная власть еврейскихъ поработителей».

 

Нѣмецкій агитаціонный плакатъ на бѣлорусскомъ языкѣ, гласящій: «Ненавидящіе всё христіанское Жиды при помощи большевизма уничтожили въ Совѣтскомъ Союзѣ въ 1918-1941 годах 35 милліоновъ человѣкъ. А теперь это ждало бы и Васъ».

Другая извѣстной работой была книга В. Лужскаго «Еврейскій вопросъ» (Смоленскъ, 1943 г.), которая указывала на то, что Совѣтская власть не подвергала гоненіямъ іудаизмъ: «Общеизвѣстно, какимъ преслѣдованіямъ большевики подвергли Русскую церковь... Въ то время, какъ православныя церкви въ СССР закрыты или превращены въ антирелигіозные музеи, клубы, гаражи и т. д., евреи въ своихъ синагогахъ безпрепятственно совершаютъ служеніе своему богу. Можетъ ли быть болѣе убѣдительное доказательство еврейскаго господства въ церковно-религіозной жизни въ СССР?»

Фактически религіозная политика націоналъ-соціалистовъ на востокѣ, направленная на поддержку Православія, исключала какія-либо симпатіи къ іудейству и закономѣрно вела  къ тотальному уничтоженію іудаизма какъ формы религіи.

При этомъ важно отмѣтить, что какъ и въ Россійской Имперіи націоналъ-соціалисты сдѣлали исключеніе въ отношеніи караимовъ — небольшого тюркскаго племени, исповѣдующаго ветхозавѣтный іудаизмъ. Представителей караимскаго народа рефератъ по еврейскому вопросу РСХА обнаружилъ еще лѣтомъ 1938 года въ средѣ русскихъ эмигрантовъ. Послѣ долгихъ изысканій спеціалистовъ нѣмецкія власти пришли къ мнѣнію, что караимовъ не слѣдуетъ разсматривать въ качествѣ евреевъ. Въ 1942 году въ Евпаторіи оккупаціонной администраціей была даже открыта кенаса (караимскiй іудейскій храмъ).

Въ Третьемъ рейхѣ гоненіямъ подверглись и сектанты, которые разсматривались въ качествѣ «пятой колонны» еврейства. Къ примѣру, опаснымъ идеологическимъ противникомъ нацисты считали «Общество свидѣтелей Iеговы». Въ 1933 году число послѣдователей этой тоталитарной секты достигало почти 20.000 человѣкъ. Согласно собственной миѳологіи, «іеговисты» предрекали приближеніе окончательной битвы между сатаной и Iеговой, причемъ націоналъ-соціалисты объявлялись представителями сатанинскихъ силъ.

«Свидѣтели Iеговы» отказывались служить въ арміи, приносить какую бы то ни было присягу фюреру и участвовать въ мѣропріятіяхъ режима. Въ итогѣ въ апрѣлѣ 1935 года сектантамъ было запрещено работать на государственной службѣ, 200 «іеговистовъ» было казнено за пацифизмъ, около 5 тысячъ — погибло въ лагеряхъ. Пытаясь договориться съ націоналъ-соціалистами, руководство секты направило Гитлеру письмо, въ которомъ просило отмѣнить распоряженіе о запретѣ ихъ дѣятельности, ссылаясь на то, что у НСДАП и «Свидѣтелей Iеговы» общіе цѣли и враги — богатыя транснаціональныя еврейскія корпораціи. Письмо было проигнорировано Гитлеромъ.

Крайне негативно націоналъ-соціалисты относились и къ «обладателямъ тайныхъ знаній» — оккультистамъ и масонамъ. 10 мая 1933 года передъ зданіями университетовъ Мюнхена и Берлина запылали костры, въ которые студенты и штурмовики кидали марксистскія, «антинѣмецкiя» и «вырожденческiя» книги. Въ числѣ послѣднихъ оказались «труды» теософовъ и оккультистовъ. Тогда же оккультистамъ было запрещено выступать и публиковаться, а масонскія и эзотерическія организаціи (въ частности, нѣмецкое отдѣленіе Теософскаго общества) были распущены. Въ 1934 году шефъ берлинской полиціи объявилъ о запретѣ всѣхъ формъ предсказанія судьбы. По всей Германіи прошла конфискація оккультной и астрологической литературы.

Репрессіи противъ оккультистовъ усилились послѣ того, какъ 29 мая 1941 года Гитлеръ подписалъ приказъ о присвоеніи правительственныхъ полномочій на уровнѣ министра рейхсляйтеру Мартину Борману. Борманъ тутъ же разослалъ гауляйтерамъ инструкцію, направленную противъ оккультныхъ круговъ, предписывая самымъ рѣшительнымъ образомъ оградить общество отъ «тайныхъ знаній», ибо «предсказатели, ясновидцы, астрологи и гадалки твердили, что нѣкіе сверхъестественныя силы природы выше политическихъ и военныхъ законовъ развитія войны». Глава Министерства пропаганды получилъ указаніе провести «соотвѣтствующую чистку магазиновъ, торговавшихъ книгами и періодическими изданіями, ликвидировавъ всѣ матеріалы по астрологіи и прочимъ лженаукамъ».

Во второй половинѣ 30-х годовъ прошла чистка НСДАП и охранныхъ отрядовъ СС отъ народниковъ-неоязычниковъ, которые послѣ прихода НСДАП къ власти предпринимали неоднократныя попытки отдѣлить членовъ СС отъ оффицiальной Церкви. Примѣрно съ 1935 года Рейхсфюреръ СС Гиммлеръ началъ рѣшительно удалять народниковъ изъ организаціи, и вся активность подобнаго рода рѣзко пошла на убыль.

Несмотря на всѣ эти факты, военная пропаганда союзниковъ продолжала доказывать «антихристіанскую», «сатанинскую» и «оккультную» сущность «нацистскаго режима». Напримѣръ, 28 октября 1941 года президентъ США Рузвельтъ озвучилъ сенсаціонный «документъ», «добытый» американской военной развѣдкой и касавшійся якобы разработанныхъ Розенбергомъ плановъ учрежденія «нацистской церкви». Рузвельтъ заявилъ: «Этотъ документъ содержитъ планъ, въ соотвѣтствіи съ которымъ послѣ выигранной Германіей войны всѣ существующія въ мірѣ религіи — католическая, протестантская, мусульманская, индуистская, буддійская и іудейская — должны быть одинаковымъ образомъ упразднены, церковная собственность изъята, крестъ и всѣ другіе сѵмволы религій запрещены, духовное сословіе приведено къ молчанію угрозой концентраціоннаго лагеря. Мѣсто Церквей должна занять международная націоналъ-соціалистическая церковь, въ которой служили бы направленные націоналъ-соціалистическимъ правительствомъ проповѣдники. Вмѣсто Библіи должны быть навязаны и провозглашены въ качествѣ священныхъ текстовъ изрѣченія изъ книги фюрера «Моя борьба», христіанскій крестъ долженъ быть замѣненъ свастикой и обнаженнымъ мечомъ, и, въ концѣ концовъ, мѣсто Бога долженъ былъ занять фюреръ». Характерно, что среди якобы подлежащихъ «упраздненію» религій Рузвельтъ не рискнулъ назвать Православіе, т.к. это прозвучало бы явной ложью, ибо полная поддержка Православной Церкви націоналъ-соціалистами и тотъ энтузіазмъ, съ которымъ православное населенiе встрѣчало нѣмецкія войска на Востокѣ, были всѣмъ прекрасно извѣстны.

Германское правительство отвѣтило нотой, адресованной нейтральнымъ государствамъ, въ которой говорилось о томъ, что зачитанный Рузвельтомъ документъ является фальшивкой, и, въ частности отмѣчалось: «Утвержденіе объ... упраздненіи религій и церквей во всемъ мірѣ и замѣны ихъ націоналъ-соціалистической церковью такъ нелѣпы и абсурдны, что для Имперскаго правительства нѣтъ необходимости обращать на нихъ вниманія». Даже современные сергіанскіе историки-пропагандисты, которые изъ кожи вонъ лѣзутъ, чтобы доказать «сатанинскую сущность» націоналъ-соціализма, вынуждены признать, что «подлинность зачитанныхъ Рузвельтомъ матеріаловъ вызываетъ большія сомнѣнія и не выдерживаетъ исторической критики».

 

Итакъ, личные взгляды на религію у націоналъ-соціалистическихъ функціонеровъ варьировались отъ набожности (какъ у министра Ганса Керрла, гауляйтера Силезiи Йозефа Вагнера, гауляйтера Швабiи Карла Валя) до пантеизма (какъ у Альфреда Розенберга) и атеизма (какъ у Мартина Бормана).

Но какъ члены НСДАП, связанные ея программой, націоналъ-соціалистическіе идеологи, даже будучи атеистами, признавали христіанскія конфессіи важнымъ звеномъ моральнаго воспитанія націи. Къ примѣру, атеистически настроенный ректоръ Гейдельбергскaго университета и экспертъ сектора по наукѣ СС профессоръ Эрнстъ Крикъ въ статьѣ «Національно-политическое воспитаніе» (1936 годъ) писалъ: «Религія — врата, ведущія отъ человѣка къ Богу и отъ Бога къ человѣку, — постоянно должна представлять, какъ требуетъ апостолъ, «доказательство духа и силы» во внутреннемъ оформленіи жизни. Поэтому религія — задающая направленіе ось міровоззрѣнія. Религіи принадлежитъ важная роль въ воспитаніи. Религія — источникъ воли къ обновленію, къ выходу изъ нужды и униженія, конечный смыслъ жизни. Религіозное воспитаніе должно быть дѣломъ церковныхъ учрежденій, преподаванія религіи въ общественныхъ школахъ, религіознаго вліянія культуры и связи съ религіей всѣхъ народныхъ институтовъ, отъ семьи до государства». Въ другой своей работѣ ученый писалъ: «Даже самая радикальная революція не можетъ отмѣнить того факта, что нѣмецкій народъ полторы тысячи лѣтъ руководствовался христіанской мудростью. Это судьба. Если бы принятіе христіанства не было призваніемъ германцевъ, они бы его не приняли».

 

 

часть I см. ЗДЕСЬ


Рейтинг@Mail.ru